#встречисавтором  •  15 мая 2024, 19:05, последнее обновление 19 мая 2024, 18:47

Любовь как источник вдохновения: беседа с молодым поэтом-материалистом

В новом выпуске проекта #встречисавтором талантливый поэт и музыкант с богатой творческой биографией. Он начал писать стихи, потому что влюбился, а потом начал свой путь в рок-группах Омска. Он активно занимался организацией концертов, погружаясь в музыкальную среду. Сегодня Иван Кислицин хоть и реже сочиняет животрепещущие строки, но продолжает творить, черпая вдохновение в звуках укулеле и самой жизни. По его мнению, харизматичность - неотъемлемая черта истинного поэта, позволяющая находить путь к сердцам слушателей. Иван Кислицин, несомненно, обладает этим качеством, умело донося смысл своих произведений.

- Каким был ваш путь к поэзии?

- В детстве я не очень любил поэзию, но любил прозу. Ещё где-то в 5 классе я перечитал почти всего Гоголя. А в 18 лет влюбился, и стихи сами из меня попёрли. И это были в общем-то глупые, ранние, очень непрофессиональные стихи. Меня некому было учить поэзии, да и сам я не особо этому учился. Тогда много чего было написано, но потихонечку всё это дело заглохло. Потом я начал играть и петь в рок-группе, и стихи совсем отошли на второй план. А в 2016 году начал ходить на поэтические вечера "Говорит поэт" и снова стал писать стихи. Они были уже более взрослые, серьёзные, осмысленные. И сейчас иногда выступаю со своей поэзией. Примерно такой путь. Конечно, с тех пор я стал больше читать, интересоваться поэзией. Есть у меня и любимые поэты, но наставника так и нет. Всё, что пишу, пишу сам, сам себя учу - хорошо, что есть где найти информацию. Думаю, что больше не брошу это дело: оно хорошее.

- Что может помочь человеку найти свой путь?

- Помочь может только выход за рамки бытовухи, обыденности, правил и порядка. Глоток свежего воздуха. Иначе человек обречён быть заурядным, жить обычной жизнью. Может быть, это и неплохо на самом деле. Многие люди так живут. Но у каждого свой путь. У меня получилось по-другому. Я всегда старался делать не так, как это обычно принято. Старался открыть для себя что-то новое, заняться тем, чем другие не занимаются. Часто плыл против течения, но я стал счастливым человеком. Не важно, как это вышло, главное, чтобы человек был счастлив. Очень часто беда людей в неудовлетворённости: человеку всегда чего-то не хватает, всегда что-то ему хочется ещё, какую-то вишенку на тортике - чего ему ни дай, всё мало. У меня этого нет. Я нашёл некую гармонию, баланс. Это здорово.

- Иван, как вы считаете, чего поэту хочется больше всего?

- Если поэт о чём-то и мечтает, то сделать так, чтобы люди не были равнодушны, чтобы кто-то его услышал. Он хочет выйти на большую аудиторию, вызвать в людях отклик, чтобы у них в том месте, которое называется душой, что-то там зашевелилось. Любой творческий человек, не только поэт, творит для людей. Для себя он мог бы чем-нибудь другим заниматься, жить в удовольствие. А поэзия, любое творчество - это всегда страдание, превозмогание, тяжкий труд. Может быть, человек зачастую это делает даже супротив своей воли. Просто провидение, вдохновение, высшая сила, которую он вообще не может понять и управлять ей, давит на него и заставляет творить, менять мир. Конечно же, я думаю, творческому человеку должно хотеться расти куда-то и охватывать как можно большее количество людей. И чтобы люди давали обратную связь, чтобы они как-то изменились.

- На что реагирует ваша душа, что в ней шевелится?

- Если быть честным, то я считаю, что у меня нет души. Когда-то люди придумали её, чтобы как-то описать свои внутренние переживания. Скажем, это то, что сейчас в научном мире называется квалия (термин, используемый преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода, - прим. ред.), а, по сути, конечно, никакой души нет, но есть сознание. И оно буйное, очень горячее, и оно может человека завести в очень неприятные места и навредить ему. Поэтому сознание нужно смирять. Человек сам должен быть хозяином своему уму, сердцу, своим поступкам. И если у человека получится обуздать себя, стать не животным, но чем-то вроде сверхчеловека, то будет здорово. Именно вот этим я считаю человеку и нужно заниматься - обуздать себя и вырасти над собой. И после этого начать помогать другим людям менять мир.

- А что вас вдохновляет и так ли важно, чтобы это вдохновение было?

- Да, конечно, оно очень важно. Но это такая неуловимая штука. Если честно, я не до конца уверен, сам ли я пишу стихи. Конечно, пальцы сами по клавиатуре стучат, но пишу не совсем я. Это делает нечто большее, чем я. Возможно, именно это называется вдохновением. Многие творческие люди отмечали, что кто-то помогает им писать. Тут трудно сказать кто. А вдохновляет меня сама жизнь. Она идёт, и я её свидетель. Мне отчасти повезло - многих каких-то плохих вещей со мной не случилось. Главное - не накликать, но пока дурная чаша прошла мимо меня. А вот многие мои товарищи, знакомые жили на полную катушку - они испытали разное. Я сам - простой парень с района и видел жизнь без прикрас, и эти ребята делились со мной своими историями. Где-то это на меня повлияло и вдохновило. Я не всегда сам лирический герой в своих стихотворениях. Очень часто я вдохновляюсь и беру какие-то образы из жизни. Они без украшения - жизненные, трагические, истории людей со всяческими зависимостями, недостатками, глубокими переживаниями, проблемами, которые трудно решить, может быть, даже невозможно. Но в стихах отразились не только эти моменты, но и хорошие вещи. Есть в них некая большая и важная мечта, надежда, что мир, жизнь рано или поздно изменятся к лучшему. Что уж греха таить, я писал разные стихи, в основном плохие. А потом задумался, а почему так? Есть же и хорошие, только где бы их взять? Потом понял, что пишу именно то, что должен и, вне всякого сомнения, напишу и про хорошее. Надо просто подождать, сосредоточиться, помедитировать, расширить свои горизонты, и это рано или поздно придёт. Главное - не мучиться этой мыслью, не подгонять себя, не гнаться за таким вдохновением - просто расслабиться. Со временем так и вышло.

- В ваших стихах часто встречается образ Солнца, почему именно он?

- Это важный образ, но я не ловлю его за хвост, он приходит сам. Не зря же в древности, в язычестве так трепетно к нему относились. Солнце почиталось у многих народов. Оно даёт жизнь, без него ничего особенного бы не было на земле. Больше того, у меня образ не только Солнца, но и звёзд. Я много об этом думал и в своих стихах рефлексировал по этому поводу. Ведь звёзды - это не просто какие-то огоньки в небе, это очень серьёзная штука. Если бы какие-то физические константы в нашей вселенной хотя бы чуть-чуть отличались от нынешнего значения, даже на маленькую долю, то материя не сформировалась бы в звёзды. А если бы они не зажглись, то вообще ничего бы не было. Неоткуда было бы взяться галактикам, земле, людям. Вселенная была бы холодной, пустой, безжизненной. Собственно, когда вселенная только появилась, в ней было всего три химических элемента: водород, гелий и немножко лития. Для жизни маловато, прямо скажем. И только благодаря тому, что первые поколения звёзд погибли, во время их гибели, во время взрыва сверхновой появились все химические элементы, которые в нас с вами: в наших телах, во всей нашей планете, в её недрах. Ничего этого не было бы, если бы звёзды не погибли. Я часто про это думаю, и, мне кажется, это важно. Всё очень закономерно, разумно устроено. Поэтому и Солнце, и звёзды - очень важные для меня образы, без них никак. Я уверен, что в будущем не раз и не два я к этому вернусь в своих стихах.

- Кто и что освещает вашу жизнь?

- Любовь - без неё ничего бы не было, и смысла тоже особо никакого не было бы. Любовь - самая классная штука из тех, с которыми я сталкивался в жизни. Ну и желание что-то изменить, поменять к лучшему - тоже важная штука. И это то, что с юности мною двигало, меня никогда не устраивало то, что вокруг меня. Я своего рода метамодернист, поэтому мне свойственны такие колебания. И, может, это борьба противоположностей. В общем, мне хочется всех осчастливить, чтобы жизнь изменилась к лучшему, но при этом без насилия. Хочу, чтобы люди сами к этому пришли. Я не ватник, но патриот, не националист, но очень люблю свою страну. И очень жалею о распаде великой страны СССР, где была огромная народная семья - более 200 народов и народностей почти всегда жили в мире друг с другом и почти в полном согласии.

- Вы сказали, что вам свойственны колебания, в чём они заключаются?

- Я не верю в бога ни в какой степени: ни в бога, ни в душу - ничего из этого мне не близко. Я долгое время был таким жёстким материалистом и даже, наверное, чуть-чуть атеистом. Но сейчас всё меняется - опять же эти колебания. Я как не верил так и не верю, но ощущаю некую силу. Я поэт и не могу её не чувствовать. Собственно, может быть, она и пишет через меня стихи. Возможно, это так и вот это колебание между верой и верой в нечто, что больше, выше человека, в некий определённый план. Индуисты часто говорят о том, что всё надо отдать в ведение бога. Сам ни о чём не переживай, не думай - всё отдай богу, и пусть он решает. Часто думаю об этом. Но с другой стороны, это получается некая судьба. А я в судьбу не верю, потому что я материалист, и я знаю, что такое наука. В науке есть такая штука, как квантовая механика, и она строго говорит, что нет никакого детерминизма, что всё, что происходит, имеет в своей основе случайность. Ничего не предопределено заранее. Жить очень интересно. И вот колебания между этим и другим. Может быть, из этого рождаются хорошие мысли, может быть, это важно. Такие философские вещи тоже освещают мою жизнь. И, конечно, хочется, как у Стругацких говорилось: "Счастья всем даром, и чтобы никто не ушел обиженным".

- Скажите, а бунт может быть продуктивным?

- Конечно, вне всякого сомнения. Когда человек делает что-то новое, это всегда бунт, это всегда мини-революция. Человек ломает старые шаблоны и создаёт новый продукт. Художник начинает писать в новом стиле - чем не бунт. Любое дело, которое ломает старый порядок, - это всегда бунт. И это очень часто бывает хорошо. Иногда что-то действительно двигается в лучшую сторону, в сторону более прекрасного, возвышенного, великого.

- На ваш взгляд, как отличить настоящего поэта от простого рифмача?

- Раньше, когда была академическая культура, были строгие критерии, музыкальные и поэтические размеры нужно было писать по правилам и писать хорошо. Тогда ты мог считаться поэтом. А сейчас, мне кажется, этого нет. И просто, если народ считает, что ты поэт, значит, ты поэт. А если нет, то извините. Конечно, время должно рассудить, кто поэт, а кто нет. Во времена Пушкина разве мало было поэтов? Но ведь запомнили немногих. Только история рассудит.

- Иван, поэту важно быть харизматичным?

- Очень важно! Если ты без харизмы, ну какой ты поэт? И вообще, творческий человек должен быть харизматичным. Как без этого? Кому он тогда будет нужен? Люди посмотрят, скажут, а ну просто кто-то вышел. Надо уметь привлечь внимание. Когда ты уже умеешь привлекать внимание, тогда надо суметь важное сказать, чтобы заронить что-то человеку в сердечко.

 

- Какие деятели искусства сформировали ваше эстетическое чувство?

- Я всегда интересовался искусством, и мне нравится поэзия, театр, синематограф. Из поэтов очень нравится Маяковский, Лёха Никонов. Я вырос на поэзии Серебряного века и сибирском андеграунде: Егоре Летове, Янке Дягилевой, Олеге Судакове (Манагер) и т. п. А вообще, я меломан, могу слушать сегодня "Раммштайн", а завтра, например, Angelic Process, группу, которую мало кто знает, но она уникальная, невероятная.

- В Сибири и в частности в Омске есть поэзия и какое у неё будущее?

- Не знаю, как в других городах, но в Омске поэзия есть. Есть хорошие поэтические движухи. Но, к сожалению, это всё не очень популярно среди широкой аудитории. Когда на поэтические вечера приходят от 20 до 100 человек - это несерьёзно. Да и люди ходят зачастую одни и те же. Половина из них сами поэты. Конечно, хочется чего-то большего. Если бы как-то государство в этом участвовало, но, видимо, ему неинтересно. Если бы ещё бизнес как-то участвовал. Вот занимаются же люди музыкой. Есть "Яндекс.Музыка", которая продвигает молодых артистов, есть ВК-музыка, которая устраивает фестивали. Музыкальное творчество реально продвигается. А поэтическое, к сожалению, нет. Может, я отстал от жизни, но такое ощущение, что на поэзию всем плевать. Вот если бы нашлись крупные игроки, обладающие большими финансами, зашли и стали поддерживать поэзию… С другой стороны, тогда бы на свет вылезло всё самое простое, понятное для обывателя. Но может, это и не плохо. Кто его знает? Говорят, что Асадов всем нравится, но те, кто серьёзно занимаются стихами, не советуют ему подражать или зачитываться им, потому что сильно просто. Может, если бы в поэтической движухе появился серьёзный мейнстрим, то на его фоне и андеграунд себя как-то показал. Была бы какая-то борьба, желание выделиться, побороться с попсой. Но пока этого нет - ни попсы, ни андеграунда. Ничего нет. Есть совсем андеграунд, где ребята читают стихи в барах, и всё. Пока так, а какое будущее - бог его знает.

Фото: Илья Петров, а также предоставлены героем публикации

Читайте также