- Каким был ваш путь к поэзии?
- В детстве я не очень любил поэзию, но любил прозу. Ещё где-то в 5 классе я перечитал почти всего Гоголя. А в 18 лет влюбился, и стихи сами из меня попёрли. И это были в общем-то глупые, ранние, очень непрофессиональные стихи. Меня некому было учить поэзии, да и сам я не особо этому учился. Тогда много чего было написано, но потихонечку всё это дело заглохло. Потом я начал играть и петь в рок-группе, и стихи совсем отошли на второй план. А в 2016 году начал ходить на поэтические вечера "Говорит поэт" и снова стал писать стихи. Они были уже более взрослые, серьёзные, осмысленные. И сейчас иногда выступаю со своей поэзией. Примерно такой путь. Конечно, с тех пор я стал больше читать, интересоваться поэзией. Есть у меня и любимые поэты, но наставника так и нет. Всё, что пишу, пишу сам, сам себя учу - хорошо, что есть где найти информацию. Думаю, что больше не брошу это дело: оно хорошее.
- Что может помочь человеку найти свой путь?
- Помочь может только выход за рамки бытовухи, обыденности, правил и порядка. Глоток свежего воздуха. Иначе человек обречён быть заурядным, жить обычной жизнью. Может быть, это и неплохо на самом деле. Многие люди так живут. Но у каждого свой путь. У меня получилось по-другому. Я всегда старался делать не так, как это обычно принято. Старался открыть для себя что-то новое, заняться тем, чем другие не занимаются. Часто плыл против течения, но я стал счастливым человеком. Не важно, как это вышло, главное, чтобы человек был счастлив. Очень часто беда людей в неудовлетворённости: человеку всегда чего-то не хватает, всегда что-то ему хочется ещё, какую-то вишенку на тортике - чего ему ни дай, всё мало. У меня этого нет. Я нашёл некую гармонию, баланс. Это здорово.
- Иван, как вы считаете, чего поэту хочется больше всего?
- Если поэт о чём-то и мечтает, то сделать так, чтобы люди не были равнодушны, чтобы кто-то его услышал. Он хочет выйти на большую аудиторию, вызвать в людях отклик, чтобы у них в том месте, которое называется душой, что-то там зашевелилось. Любой творческий человек, не только поэт, творит для людей. Для себя он мог бы чем-нибудь другим заниматься, жить в удовольствие. А поэзия, любое творчество - это всегда страдание, превозмогание, тяжкий труд. Может быть, человек зачастую это делает даже супротив своей воли. Просто провидение, вдохновение, высшая сила, которую он вообще не может понять и управлять ей, давит на него и заставляет творить, менять мир. Конечно же, я думаю, творческому человеку должно хотеться расти куда-то и охватывать как можно большее количество людей. И чтобы люди давали обратную связь, чтобы они как-то изменились.
- На что реагирует ваша душа, что в ней шевелится?
- Если быть честным, то я считаю, что у меня нет души. Когда-то люди придумали её, чтобы как-то описать свои внутренние переживания. Скажем, это то, что сейчас в научном мире называется квалия (термин, используемый преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода, - прим. ред.), а, по сути, конечно, никакой души нет, но есть сознание. И оно буйное, очень горячее, и оно может человека завести в очень неприятные места и навредить ему. Поэтому сознание нужно смирять. Человек сам должен быть хозяином своему уму, сердцу, своим поступкам. И если у человека получится обуздать себя, стать не животным, но чем-то вроде сверхчеловека, то будет здорово. Именно вот этим я считаю человеку и нужно заниматься - обуздать себя и вырасти над собой. И после этого начать помогать другим людям менять мир.
- А что вас вдохновляет и так ли важно, чтобы это вдохновение было?
- В ваших стихах часто встречается образ Солнца, почему именно он?
- Это важный образ, но я не ловлю его за хвост, он приходит сам. Не зря же в древности, в язычестве так трепетно к нему относились. Солнце почиталось у многих народов. Оно даёт жизнь, без него ничего особенного бы не было на земле. Больше того, у меня образ не только Солнца, но и звёзд. Я много об этом думал и в своих стихах рефлексировал по этому поводу. Ведь звёзды - это не просто какие-то огоньки в небе, это очень серьёзная штука. Если бы какие-то физические константы в нашей вселенной хотя бы чуть-чуть отличались от нынешнего значения, даже на маленькую долю, то материя не сформировалась бы в звёзды. А если бы они не зажглись, то вообще ничего бы не было. Неоткуда было бы взяться галактикам, земле, людям. Вселенная была бы холодной, пустой, безжизненной. Собственно, когда вселенная только появилась, в ней было всего три химических элемента: водород, гелий и немножко лития. Для жизни маловато, прямо скажем. И только благодаря тому, что первые поколения звёзд погибли, во время их гибели, во время взрыва сверхновой появились все химические элементы, которые в нас с вами: в наших телах, во всей нашей планете, в её недрах. Ничего этого не было бы, если бы звёзды не погибли. Я часто про это думаю, и, мне кажется, это важно. Всё очень закономерно, разумно устроено. Поэтому и Солнце, и звёзды - очень важные для меня образы, без них никак. Я уверен, что в будущем не раз и не два я к этому вернусь в своих стихах.
- Кто и что освещает вашу жизнь?
- Любовь - без неё ничего бы не было, и смысла тоже особо никакого не было бы. Любовь - самая классная штука из тех, с которыми я сталкивался в жизни. Ну и желание что-то изменить, поменять к лучшему - тоже важная штука. И это то, что с юности мною двигало, меня никогда не устраивало то, что вокруг меня. Я своего рода метамодернист, поэтому мне свойственны такие колебания. И, может, это борьба противоположностей. В общем, мне хочется всех осчастливить, чтобы жизнь изменилась к лучшему, но при этом без насилия. Хочу, чтобы люди сами к этому пришли. Я не ватник, но патриот, не националист, но очень люблю свою страну. И очень жалею о распаде великой страны СССР, где была огромная народная семья - более 200 народов и народностей почти всегда жили в мире друг с другом и почти в полном согласии.
- Вы сказали, что вам свойственны колебания, в чём они заключаются?
- Скажите, а бунт может быть продуктивным?
- Конечно, вне всякого сомнения. Когда человек делает что-то новое, это всегда бунт, это всегда мини-революция. Человек ломает старые шаблоны и создаёт новый продукт. Художник начинает писать в новом стиле - чем не бунт. Любое дело, которое ломает старый порядок, - это всегда бунт. И это очень часто бывает хорошо. Иногда что-то действительно двигается в лучшую сторону, в сторону более прекрасного, возвышенного, великого.
- На ваш взгляд, как отличить настоящего поэта от простого рифмача?
- Раньше, когда была академическая культура, были строгие критерии, музыкальные и поэтические размеры нужно было писать по правилам и писать хорошо. Тогда ты мог считаться поэтом. А сейчас, мне кажется, этого нет. И просто, если народ считает, что ты поэт, значит, ты поэт. А если нет, то извините. Конечно, время должно рассудить, кто поэт, а кто нет. Во времена Пушкина разве мало было поэтов? Но ведь запомнили немногих. Только история рассудит.
- Иван, поэту важно быть харизматичным?
- Очень важно! Если ты без харизмы, ну какой ты поэт? И вообще, творческий человек должен быть харизматичным. Как без этого? Кому он тогда будет нужен? Люди посмотрят, скажут, а ну просто кто-то вышел. Надо уметь привлечь внимание. Когда ты уже умеешь привлекать внимание, тогда надо суметь важное сказать, чтобы заронить что-то человеку в сердечко.
- Какие деятели искусства сформировали ваше эстетическое чувство?
- Я всегда интересовался искусством, и мне нравится поэзия, театр, синематограф. Из поэтов очень нравится Маяковский, Лёха Никонов. Я вырос на поэзии Серебряного века и сибирском андеграунде: Егоре Летове, Янке Дягилевой, Олеге Судакове (Манагер) и т. п. А вообще, я меломан, могу слушать сегодня "Раммштайн", а завтра, например, Angelic Process, группу, которую мало кто знает, но она уникальная, невероятная.
- В Сибири и в частности в Омске есть поэзия и какое у неё будущее?
- Не знаю, как в других городах, но в Омске поэзия есть. Есть хорошие поэтические движухи. Но, к сожалению, это всё не очень популярно среди широкой аудитории. Когда на поэтические вечера приходят от 20 до 100 человек - это несерьёзно. Да и люди ходят зачастую одни и те же. Половина из них сами поэты. Конечно, хочется чего-то большего. Если бы как-то государство в этом участвовало, но, видимо, ему неинтересно. Если бы ещё бизнес как-то участвовал. Вот занимаются же люди музыкой. Есть "Яндекс.Музыка", которая продвигает молодых артистов, есть ВК-музыка, которая устраивает фестивали. Музыкальное творчество реально продвигается. А поэтическое, к сожалению, нет. Может, я отстал от жизни, но такое ощущение, что на поэзию всем плевать. Вот если бы нашлись крупные игроки, обладающие большими финансами, зашли и стали поддерживать поэзию… С другой стороны, тогда бы на свет вылезло всё самое простое, понятное для обывателя. Но может, это и не плохо. Кто его знает? Говорят, что Асадов всем нравится, но те, кто серьёзно занимаются стихами, не советуют ему подражать или зачитываться им, потому что сильно просто. Может, если бы в поэтической движухе появился серьёзный мейнстрим, то на его фоне и андеграунд себя как-то показал. Была бы какая-то борьба, желание выделиться, побороться с попсой. Но пока этого нет - ни попсы, ни андеграунда. Ничего нет. Есть совсем андеграунд, где ребята читают стихи в барах, и всё. Пока так, а какое будущее - бог его знает.
Фото: Илья Петров, а также предоставлены героем публикации