#встречисавтором  •  13 декабря 2023, 19:06, последнее обновление 16 декабря 2023, 16:08

"Интернет, планшет и мои кривые лапы". Что нужно для творчества художнику и фантасту Андрею Ермолаеву

Сегодня в проекте #встречисавтором 2D-художник и писатель Андрей Ермолаев. Он работает в сфере IT - рисует героев компьютерных игр и создаёт иллюстрации для мобильных приложений. А в свободное от работы время создаёт фантастические истории, черпая вдохновение в славянском фольклоре. Его любимые жанры - тёмное фэнтези, ужасы и мистика.

В интервью "Омск Здесь" Андрей Ермолаев расскажет о книгах и людях, которые сформировали его творческие взгляды, а также о том, насколько в Омске развита сфера геймдева и почему он не готов покинуть этот город.

- Когда вы начали писать и о чём были ваши первые писательские опыты?

- Писать начал со второго класса - до сих пор сохранились тетради с той, старой писаниной. Она почти выцвела, т. к. писал карандашом, но она есть. Дело в том, что я очень рано начал быстро и помногу читать. В частности я очень любил книги про зверей и динозавров - зачитывался серией книг Жосефа Рони-старшего "Борьба за огонь", "Пещерный лев" и "Вамирэх". Прочитанное настолько поражало, что просто чувствовал необходимость тоже что-то не менее интересное придумать и рассказать, научиться писать так же. Так появились первые тетради с похождениями "Охотника, затерявшегося в горах" после авиакатастрофы и идущего через тайгу. И чего там только не было: и схватки рыси-людоеда со снежным барсом, а потом с охотником; и охота на лося; и нападения стаи волков; и внезапно вставший из берлоги медведь-шатун-гурман-затейник, которому вот прям жизненно необходимо отведать именно главного героя. Всё это непотребство я читал вернувшейся с работы и уставшей маме, которая стоически выдерживала весь этот поток мыслей (но иногда засыпала), или бабушке. Да, собственно, тому, кто мог и желал слушать. Я им очень благодарен за это, что не отдергивали, не ругали, а некоторые просто спокойно говорили, что удалось на их взгляд, а что нужно убрать или подтянуть. Наверное, я ещё тогда понял, что такая критика - самая верная и конструктивная: она помогает стать лучше.

- Какие книги сформировали ваш писательский вкус?

- Их было множество. Как и говорил, читал и читаю я очень и очень много, как книги за авторством громких, общеизвестных писателей, так и работы малоизвестных - просто потому что любопытно. О последних - искренне радуюсь за ребят, которые сумели впечатлить своими произведениями, а потом, спустя время, - оказались оценены широкими массами, востребованы и известны. Такое было неоднократно. Из примеров известных, что неизменно нравятся - Александр Владимирович Мазин, Константин Образцов, Иван Белов, Алексей Витковский, Клим Жуков, а также иностранные авторы, такие как Джо Аберкромби, Бен Кейн, Конн Иггульден, Бернард Корнуэл, Стивен Кинг, Дин Кунц, Адам Невилл, Глен Кук, Дэн Симмонс и множество других. Кроме того, крайне люблю военную историю древности и Средних веков, а потому с крайним интересом слежу за новыми статьями и находками по этой теме. Исходя из этого можно резюмировать, что мне для чтения, как и многим, нравятся приключенческие и исторические романы, а также - фэнтези, как мрачный грим-дарк, так и обычное, доброе-светлое. Ещё мистика, фантастика, ужасы.

- Вы пишете в жанре славянского фэнтези. Как рождаются идеи для сюжетов и что приходится читать и изучать, чтобы воссоздать фольклорный колорит?

- Историей увлекался ещё в ранних классах, а потому не понаслышке знаю о быте и фольклоре Древней Руси и сопредельных земель. Кроме того, в своё время (с 15 до 22 года) - был членом клуба исторической реконструкции "Великая степь" (сейчас более известной в городе как "Кованая рать"), где на своей шкуре, голове, руках, ногах и даже пальцах прочувствовал быт и атмосферу воина Средних веков в походе и в бою. "Бытом" предков был бит, но остался доволен - там правильно учили верные книжки читать. Кроме того, разумеется - это всегда работа с материалами, статьями по археологии и статьями о музейных экспонатах, научные работы - без этого никак. Если речь именно о славянском фэнтези (писал-то в основном ранее в другом жанре - истории, фантастике, мистике), то первоначально появилась идея под впечатлением именно игрового мира "Ведьмак 3", которая настолько красочно и талантливо дополнила мир книжного цикла Анджея Сапковского, что невольно вызывает благоговейный трепет. Это ж надо так горячо любить и так старательно делать мир данного фэнтези, что за героев переживаешь как за родных! Большущее уважение работникам CD Projekt RED - просто невероятная работа и трудолюбие. Однако стоит заметить, что "Ведьмак" с точки зрения и мира, и действующих лиц, и окружения лишь отчасти славянский - всё же там крайне много от классического мрачного западного фэнтези. Наверное мне, как и многим-многим авторам, просто захотелось чего-то своего, более близкого к славянским реалиям и землям - вот и начал работу.

- Расскажите подробнее о своих писательских творениях. Вы участвуете в серии писателя-фантаста Александра Мазина "Между Навью и Явью". О чём пишете?

- Моя первая книга "Людолов" про сложные времена окончания правления великого князя Владимира Крестителя: отмирании одного времени и начале другого. Постепенном начале страшной братоубийственной войны сыновей великого князя за престол. И, разумеется, раз у нас мрачное фэнтези, то в процесс не могли не вмешаться потусторонние силы со своими целями и задачами. "Людолов" теперь планируется как трилогия-приквел к серии книг "Между Явью и Навью".

Сама же серия "Между Явью и Навью", кусочек которой я и читал, - это серия про то, что получилось из той войны между братьями, если брать альтернативный, параллельный мир, где Зло и Добро имеют реальные, живые воплощения. Изначально, конечно, стоит уточнить, что первая книга серии задумывалась автором Александром Мазиным как дипломная работа-проект его учеников, но, посовещавшись, некоторые из них решили продолжить проект уже сами, с позволения А. В. Мазина, так как проект показался интересным. А я решил совместить проект "Людолов" с проектом "Между Навью и Явью" и ввёл перекликающиеся линии и героев в повествование плюс, для того чтобы расширить мир, насытил его различными событиями и дополнениями.

Для подготовки первой книги в серии "Между явью и Навью", которую создавали много писателей, мы подолгу обсуждали эпоху, нравы, обычаи и фольклор на групповых созвонах и в групповых чатах. Просто кто-то знает больше про эпоху, кто-то меньше - делились всем известным друг с другом и учитывали те или иные вводные друг от друга в своих рассказах. Было очень интересно, хоть и сложно подстраиваться друг под друга и под общий стиль повествования.

- А как вы попали в этот проект?

- Узнав о том, что Александр Владимирович Мазин готовит новый сборник молодых авторов, написал лично писателю, с которым уже сотрудничал (правда, как художник), с тем, что хотел бы попробовать написать с ребятами свой отрывок, и автор сказал, что если он будет достаточно читабелен, не будет отличаться от остальных по качеству, то он даст добро. Радовался бешено, но и засел делать работу плотно. Не скажу, что получилось что-то сразу и хорошо - сложностей было много, А. В. Мазин критиковал в меру, текст я правил много. Героя, кстати, выдал тоже он. Изначально я хотел, чтобы мой герой был из книги "Людолов" (эту книгу я уже выложил на тот момент) и был оборотнем, но мне достался витязь. Моя часть книги - "Лис", в ней говорится о воине-дружиннике и начале его борьбы со Злом. Претерпев немало метаморфоз (ужавшись вдвое), она вошла в сборник.

А после участия в этом проекте я уже начал писать свою книгу про Лиса и его дальнейших приключениях. Не мог не продолжить про грозный и интересный мир, где с ветки над дорогой маленький нечистый может ухватить проезжающего путника за волосы, под каждым кустом вечером может оказаться по упырю или голодному волколаку, а от заброшенных деревень несёт тленом и стонами живых мертвецов. Просто мы все старались, чтобы было интересно писать, а потом читать написанное - надеюсь, что это получилось хоть немного и выйдет хорошая многотомная работа разных авторов по новому миру в жанре мрачного славянского фэнтези.

- Вы создаёте графику для компьютерных игр. Хотелось бы вам в дальнейшем как-то визуализировать истории, которые вы пишете?

- А я уже визуализирую. Рисую обложки и внутренние иллюстрации для своих книг, которые публикую в интернете.

- А задумывались над тем, чтобы сделать игру по мотивам ваших текстов?

- Да, задумывался. Потому что славянское фэнтези, на удивление, в высоком тренде сейчас, особенно тёмное. Я знаю многих авторов, которые пишут в этой тематике, и у них всё хорошо. Знаю, что интерес очень высок в нашем обществе, видимо, потому что немножко надоело западное фэнтези, а славянское - как глоток свежего воздуха. Возвращаясь к вопросу об игре, если когда-то возникнет что-то подобное, не важно, с моей книгой или с другими подобной тематики, я буду только рад за человека или за себя, буду хлопать в ладоши и радоваться, как ребёнок. Это было бы прекрасно, потому что славянский фольклор просто невероятен. Он огромный. Там не только Баба-Яга, Лихо и Кощей Бессмертный. Там очень много всего интересного.

- Вы рассказывали, что на своей профессиональной стезе попали на обучение по графике к Лео Хао, художнику, фотографу и автору обложек к альбомам группы "Ария". А в мире литературы кого бы выбрали своим наставником?

- В мире литературы, бесспорно, писатель, на которого хотелось бы равняться, - это Александр Владимирович Мазин. Именно он всегда был ярким ориентиром и тем эталоном, на мастерство пера которого я и старался быть похожим в своих повествованиях, хотя, конечно, понимаю - до такого мастера очень и очень далеко. Но будем стараться. Это тот крупный и яркий талант, которому стараюсь подражать в стиле изложения, но интриги и сюжет в своих книгах строю по-своему, не схожими с аналогичными у мастера пера. Я книгами А. В. Мазина с детства зачитывался, и даже не верится, что прошло столько времени. Раз в год перечитываю все его книги, они хороши для любого возраста. Вторым по возрасту, но не по значимости, я назвал бы Клима Александровича Жукова - не менее талантливого писателя, историка и просто хорошего человека. Всем советую ознакомиться с его творчеством и годным чёрным юмором в нём.

- И раз уж затронули вашу профессиональную деятельность - какие свои работы как 2D-художника вы любите больше всего? Какой из проектов в вашей карьере самый запоминающийся?

- Никакие. Когда смотрю на них - понимаю, что мог бы сделать намного лучше или придумывается что-то намного лучше и думаешь: "Ну, вот чего раньше такая вот мысль в голову не пришла-то?! Сейчас уже перерисовывать поздно!". Самые запоминающиеся проекты - работы над играми X-Core и Robot Warrior. Самые интересные задания и самые интересные групповые обсуждения. Надеюсь, таких проектов будет побольше в будущем.

- Читала в вашем прошлогоднем интервью другому изданию, что в нашем городе не особо развиты разработка и создание игр, имеющиеся специалисты работают в зарубежных компаниях, а многие омичи даже поуезжали из родного города ради развития в этой сфере. Есть ли какие-то изменения за последний год?

- По-честному? Тут все стабильно: по Омску - изменений нет, по России и миру - изменения для нас есть и пока не в лучшую сторону. Множество возможностей позакрывалось даже через интернет, но верю и надеюсь, что государство сумеет заполнить и эти пробелы. Благо IT и компьютеризация шагают семимильными шагами, стремительно преодолевая былые застои и неразвитости во всех своих сферах, а в народных массах есть запрос на это. Вон проект "Смута" (компьютерная игра, - прим. ред.) какой многообещающий - жду с нетерпением, как и миллионы жителей России, потому что любопытно, что получится. У ребят очень серьёзный сейчас кредит доверия, и страна ждёт от них нечто, что должно быть не хуже западных аналогов. Относительно родного города и компаний по разработке игр: в свои компании, появившиеся бы здесь, не очень верю, ни одной предпосылки для этого. А вот что из других городов берут на работу омичей - да, разумеется, и во множестве. В основном - Москва, Питер, тот же Томск и Новосибирск. Айтишников и у нас становится всё больше, потому что вдруг всем стало ясно, что эта сфера - крайне важна в будущем со всех сторон, как ни посмотри.

- И почему вы продолжаете творить в Омске?

- Не скрою, у меня были мысли переехать в другие города - именно из-за работы и перспективных компаний. В Омске таких нет, но благодаря тому, что можно просто работать как удалённый сотрудник, если ты достаточно квалифицирован, - проблема отсутствия в городе развития интересующей меня отрасли перестала быть столь актуальной, как несколько лет назад. В Омске у меня родители и друзья, множество другого, что мне дорого и без чего мне будет плохо. Жителей города я люблю и уважаю за их суровость и смекалистость, яркость и неунывающий характер - наверное, такое присуще именно таким суровым краям, как наш. Я не исключение, из таких же. Может, получится сделать что-то интересное для своих, кому-то скрасить вечер интересным повествованием в книгах - буду только рад этому. В конце концов, любой творческий человек в немалой степени именно для этого и старается. Творить благодаря интернету я могу где угодно, где он есть. Для работы нужен только компьютер, интернет, рабочий планшет и мои кривые лапы. Вот такие дела.

Фото: Илья Петров, скриншоты программы "Встречи с автором"

Читайте также