Общество  •  18 января 2026, 12:17, последнее обновление 18 января 2026, 12:35

Будущее за квантами: дефицит специалистов - проблема или шанс?

Рассказываем, куда пропали физики, как вырастить нужных специалистов и что происходит с образованием в области квантовых технологий.

Квантовые технологии становятся ключевым направлением научно-технического прогресса в России, обладая большим потенциалом для технологической революции и укрепления конкурентоспособности страны.

Директор департамента развития кадрового потенциала и образовательной экосистемы "Росатом - квантовые технологии" госкорпорации "Росатом" Роман Ильин в беседе с нашим изданием рассказал о состоянии российского образования в этой области, роли физиков и программистов, недостатке квалифицированных специалистов и причинах отсутствия рабочих мест. Также он назвал основных игроков в сфере квантовых технологий, и перечислил необходимые компетенции для успешной карьеры специалиста.

- Роман, вы приезжали в Омск на второй фестиваль цифровых технологий "ОмФест", темами которого были российские инновации в ИТ и квантовые технологии. Расскажите, что же такое квантовые технологии и нужны ли в их создании программисты?

- В общих словах, это передовое направление в науке и технике, которое работает на принципах квантовой механики. Но программисты - это про информационные технологии. Все кванты - это про физику. В квантовых технологиях движущим механизмом являются физики-теоретики, которые ставят эксперименты и достигают наивысших результатов за счёт каких-то точечных настроек, экспериментов и так далее. А программисты - это уже люди, которые присоединяются к действующим, предполученным технологиям. Поэтому мы больше про физику. Когда я прихожу к детям, то говорю им, что меня интересуют не айтишники, а физики. Моя задача - чтобы они пошли на физические факультеты и двигали науку, развивали кванты; чтобы вы пошли учителями физики и уже следующие поколения тоже учили физику.

Роман Ильин

- Раз уж мы заговорили про специалистов... Как сейчас с ними обстоят дела в этой области? Их достаточно или не хватает? Какого качества образование они получают?

- По факту, учителей физики у нас в стране не хватает. Эту проблему нам постоянно обозначает Российская академия наук, поэтому мы много делаем, чтобы ребята пошли учить физику. Надо популяризовать науку и говорить, что изучать технические науки, иметь технические навыки - это модно и человек с техобразованием будет успешен.

При этом нельзя сказать, что самих специалистов в квантовых технологиях мало, просто потому что нормативная база по квантам сильно отстаёт. Вузы не выдают дипломы, где написано "квантовый аналитик", в них написано "физик". А уже внутри - информация, что человек закончил программу, например, "квантовый инжиниринг".

- То есть чисто квантовых специалистов нет?

- Нет. В то же время мы ежегодно проводим мониторинг, согласно которому более 40 вузов в России готовят плюс-минус квантовых специалистов. Эти направления смежные: квантовая химия, квантовая физика, опять же, так называемые квантовые айтишники. Но у них в программе заложено определённое количество часов по квантовым наукам. Вот то, что есть.

- Но, получается, их тоже не хватает.

- На самом деле здесь сложно оценить, потому что сейчас не так много профильных кейсов, которые применяются на производстве, в компаниях. Наштамповать специалистов - не фокус. Но я, как человек, который занимается квантовым образованием, должен гарантировать им стопроцентное трудоустройство. И на мой взгляд, для этого должен быть небольшой дефицит специалистов. То есть квантовиков должны бронировать, приглашать к себе на практику уже с третьего курса.

- Заодно готовить специалистов под запросы своего предприятия?

- Да, потому что, если мы сейчас начнём делать по всей стране и заполоним рынок ребятами с квантовым образованием, то куда они пойдут? Куда-нибудь? Это недопустимо.

- С какими основными вызовами вы сталкиваетесь при формировании кадрового потенциала?

- Основной вызов - это неизвестность. Приведу пример. Мы разрабатываем кейсы для олимпиад, разных чемпионатов, и ребята на открытиях и закрытиях часто спрашивают, куда им лучше идти - на классическое программирование или квантовое. Я им честно говорю, что на данный момент в классической разработке примерно со 2-3 курса у них будут реальные проекты и плюс-минус стабильная зарплата. Пусть не все сразу попадут в крупные компании, но зато стабильная зарплата и они будут при деле. Если они сейчас пойдут на квантовое программирование, то с работой будет чуть хуже. Конечно, никто не мешает брать дополнительные проекты, но нет гарантии, что к 3-4 курсу технологии разовьются настолько, что они будут супервостребованы. Но через 5-7 лет они должны быть готовы к тому, что классическое программирование полностью заменит искусственный интеллект, Chat GPT, DeepSeek и так далее. И в итоге разработчики пойдут переучиваться на другую специальность, например, на инженера-программиста ЧПУ (числового программного управления). Ну, а тех, кто пошёл по квантовым специальностям, наверное, в будущем возьмут на работу. Как минимум квантовые технологии пока не заменит ИИ. Может быть, будет синергия квантовых технологий и ИИ, но про замену речь пока не идёт.

- Какие ключевые компетенции вы считаете наиболее важными для специалистов в этой области?

- Базовое знание математики и физики. Ребята должны получить базовое техническое образование, а квантовые технологии идут как надстройка. Хотя мы экспериментируем, у нас есть совместная образовательная программа с Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ - это бакалавриат, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом ЛЭТИ - магистратура. Мы пробуем, но я бы сейчас акцентировал внимание на магистратуре.

- Что необходимо делать, чтобы привлечь в отрасль молодых специалистов?

- Прозрачно обрисовать перспективы, карьерный рост, условия. Потому что сейчас поколение совсем другое, они не готовы тратить 5-10 лет на раскачку. Им нужно понимать, куда они придут, какие условия, сколько им ехать до дома и т.д. Они хотят молодой коллектив, офисы с зелёными растениями, они хотят печенье, кофе, чай, улыбки. Для них это суперважно. Когда я устраивался на своё первое место работы, то был настрой, что просто надо устроиться, подождать, а потом, может быть, что-нибудь, когда-нибудь… Так сейчас не работает. Сейчас надо прозрачно обрисовывать перспективы, что нужно поработать в конкретном проекте хотя бы два года. А у проекта есть период окупаемости, выхода на рынок и т.д. Если всё это им чётко показать, то выпускники готовы работать. Если для них останутся какие-то пробелы, они просто в какой-то момент перейдут к другим.

- Компании готовы быть прозрачными?

- Не все.

- Почему? Это же молодые кадры, активные умы, перспективы.

- В первую очередь, надо ещё компанию создать, завлечь квантовыми технологиями. Для многих они некая рулетка - инвестиция в непонятное будущее. Что-то специально под кванты менять инвесторам, бизнесменам не очень-то и хочется. В итоге мы должны уговорить компанию проект запустить, потом нужно попросить взять людей, которые будут со стороны заказчика двигать этот проект со стороны исполнителя. Сейчас переломный момент со скептическим отношением к квантовым технологиям. Но когда в нескольких местах стрельнёт, народ будет заниматься этим охотнее. Это вопрос трёх-пяти лет. За это время ситуация должна измениться.

А насчёт того, готова ли меняться компания, чтобы привлечь молодых специалистов, то, честно говоря, мы тоже пока не очень готовы. Студентов вроде и надо брать, но завтра от них вряд ли будет какой-то эффект. Сейчас страна в тяжёлом экономическом положении, поэтому результаты нужны уже сегодня/завтра. Возможно, года через два-три, когда ситуация станет получше, можно инвестировать в молодых специалистов, можно их ждать, можно растить. Сейчас сложно - и кванты на низком старте, и ситуация в мире непростая. Но я не теряю оптимизма, думаю, через несколько лет мы с вами встретимся, и будет гораздо лучше.

- Роман, какие компании, которые находятся на слуху, занимаются проектами, связанными с квантовыми технологиями?

- Основных так называемых стейкхолдеров два: "Росатом", который отвечает за реализацию дорожной карты "Квантовые вычисления", а с 2026 года ещё будет отвечать и за сенсоры, и РЖД. Последняя отвечает за квантовые коммуникации. Это две самые крупные компании, которые перед государством несут ответственность за реализацию проекта по квантовым технологиям. Остальные компании уже подключаются в рамках реализации проекта. Это банки, нефтедобывающие компании, некоторые ИТ-организации. Но самых крупных две: "Росатом" и РЖД.

- Если вернуться к обучению, каким должно быть развитие образовательной экосистемы в области квантовых технологий?

- Мы постоянно работаем над этим, спорим, как развивать кванты. Сначала был курс на запуск новых проектов в образовании, делали надстройки, хотели, чтобы эта область была отдельным ярким маркером. Сейчас народ уже не так пугается слова "квант", поэтому мы совместно с корпоративной академией "Росатома" пытаемся встроить квантовые технологии в уже существующую экосистему госкорпорации. Это уже не отдельные проекты по квантам. Если у нас идёт олимпиада по математике или физике, то там должны быть квантовые задачи. Если летняя школа, то это летняя школа "Росатома" или какого-либо вуза, где есть эти технологии. Кванты должны быть неотъемлемой частью образовательной системы в целом, и это никого не должно удивлять. Также мы работаем над тем, чтобы укоренить квантовые задачи в школьной программе, в ЕГЭ. Но это сложно, потому что школьники перегружены. Естественно, работаем над внедрением в образовательные программы вузов, работаем над ФГОСами, профстандартами. Стараемся укоренить кванты в любом техническом научном направлении.

- В начале нашей беседы вы сказали, что не хватает учителей физики как в школах, так и в вузах. С чем это связано?

- Каждые 5-10 лет меняется тренд на специальности. Одно время в моде были инженеры, потом стали юристы, пиарщики, экономисты, постепенно пришли к программистам. В итоге разработчиков очень много, юристов ещё больше, экономистов и пиарщиков - каждый второй, а физиков нет. Опять же, сложно прогнозировать всплеск. Например, после ковида все вдруг вспомнили, что нужны и важны врачи, медсёстры. Не хотел никто учиться на них, а сейчас это рукопожатная профессия: полезно и престижно. С физикой то же самое. Сейчас есть премия "Вызов" (национальная премия в области будущих технологий, учреждена в 2023 году - прим. ред.), которая популяризует профессию учёного. Думаю, сейчас как раз тренд на выбор технического направления в профессии педагога, и тут можно быть уверенным в завтрашнем дне и в плане зарплаты, и в плане самоудовлетворения, что ты занимаешься любимым делом. Сейчас будущего педагога из сверстников никто не спросит: "Что, не смог в другой вуз поступить?". Ребята заканчивают институт и остаются в нём работать. Они не ищут какую-то компанию, абы куда пойти, они идут и работают в лабораториях. Причём они уже с третьего курса наводят мосты, пишут работы и потом остаются. У каждого вуза есть взаимодействие с научными лабораториями, с какими-то производствами. То есть выстраивается достаточно хорошая производственная, научная система, где человеку не нужно делать какие-то радикальные шаги. Мы сейчас всё больше людей оставляем в профессии. А не так, как было: все заканчивают физический факультет, а идут в банк, в коммерцию. Вот сейчас такого не должно быть. Есть единичные случаи, но это скорее исключение.

- Что нужно сделать, чтобы не потерять эти мостики и в итоге вывести всё на достаточно качественный, высокий уровень?

- В первую очередь со школьной скамьи нужно проводить профориентацию, чтобы не получилось так, что ребёнок дошёл до 9-10 класса и не знает, кем хочет быть. Очень полезны парки, где можно попробовать разные профессии. Например, у нас есть федеральный проект "Урок цифры", который мы делаем вместе с АНО "Цифровая экономика". Мы выпустили уже четыре ролика по КТ. Да, за 10 минут мы не расскажем всё про квантовую механику и технологии, но мы можем зацепить школьника. А он уже дальше начнёт интересоваться, что же это такое, какие есть квантовые профессии и т.д., углубится и поймёт, его это или нет. Также и другие компании дают какие-то свои направления. Убеждён, что к десятому классу школьник должен чётко определиться, кем ему интересно было бы стать. При поступлении в вуз часть всё равно отсеивается, потому что студенты понимают, что ошиблись. Но у всех есть право на ошибку. Поступают на другую специальность, и обычно там со второго, с третьего раза всё-таки попадают. Не стоит доводить до того, что ты заканчиваешь какой-то факультет и говоришь: "Больше не могу, я никогда в жизни не подойду к этому предмету, к этому направлению". Таких историй много, и вот это, действительно, ошибка.

- Здесь ещё вопрос к родителям, которые, раз уж ребёнок поступил, да ещё и на бюджет, всё равно заставляют дойти до конца, и неважно, нравится ему или нет.

- Если человек с 5-6 класса увлекается медициной, препарирует лягушек, значит, он должен быть врачом. Если человек засыпает и поёт, то он должен идти в культуру. Если он берёт паяльник, пусть идёт в электронщики. Если ему интересно это всё, идти нужно в кванты. Потому что кванты - это такая вещь, которая пронизывает все сферы от медицины до какой-нибудь астрофизики.

Сейчас много проектов, которые позволяют ребятам себя "пощупать". Вот ребёнок смотрит: мама - врач, папа - инженер. И они делят: "Ты пойдёшь туда" - "Нет, ты пойдёшь туда". А ребёнок в итоге заявляет, что будет квантовым инженером для медицины. Можно разрабатывать квантовые таблетки, которые будут спасать жизни людей. Мир сейчас весьма компромиссный. И сейчас эта кроссдисциплинарность везде.


На этом наш разговор не закончился. В следующей публикации Роман Ильин расскажет, как в крупных компаниях устроено сетевое взаимодействие с университетами и научными организациями, что дают будущим специалистам сетевые визы. Также сделает акцент на том, есть ли отличия в работе в направлении квантовых технологий в разных странах, какие специалисты должны быть в "квантовой команде" и какие перспективы карьерного роста у них есть. А также расскажет о том, найдётся ли в этой сфере место программистам. И объяснит, почему медицина - одна из перспективных квантовых историй на ближайшие пять лет.

В нашей рубрике "Войти в ИТ" вы найдёте подборку познавательных материалов о деятельности разработчиков, тестировщиков и других специалистов сферы, а также истории того, как айтишники погружаются в мир информационных технологий и что их мотивирует на собственное развитие в индустрии.

Фото: Елизавета Медведева

Изображения созданы с помощью нейросети "Шедеврум"

Читайте также