Общество  •  12 декабря 2025, 14:14, последнее обновление 12 декабря 2025, 15:05

Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Сопереживать сопернику и объединяться с сильнейшими

Какая тактика обучения эффективнее - заставлять или поощрять? Без кого выход на сцену становится бессмысленным? Где выступать проще - на концерте или конкурсе?

С 7 по 15 февраля в Омске состоится третий межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок идёт до 15 декабря, претендентам необходимо записать свою видеовизитку.

В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня беседуем с членом жюри по специальности "скрипка", лауреатом всероссийских и международных конкурсов Валерией Абрамовой.

Валерия Абрамова

О личном опыте участия в конкурсе им. Шпета

В 2014 и 2017 годах я принимала участие в конкурсе. В 2014-м я ещё была малышкой, программа была полегче. А в 2017-м я была уже в старшей группе, программа больше, соперники сильнее. В любой возрастной категории есть свои плюсы, свои прелести. Я очень рада, что у меня был этот этап в жизни, когда в детстве, в юношестве принимаешь участие в таких крупных конкурсах и даже не соревнуешься, а выступаешь на одной сцене вместе с детками, молодежью из разных городов. Разные педагоги, разное музыкальное прочтение, разная программа - очень важно, что у меня был такой опыт, я благодарна.

Прелесть в том, что когда тебе ещё нет 16-18 лет и ты не совсем взрослый по осознанию, пониманию, эмоциям, в плане насмотренности, наигранности и сценического опыта, то ты немножко легче относишься к происходящему. Для детей из первой - самой младшей - категории это не совсем игра, но такая встреча с другими детишками. Это замечательный возраст, когда детки выходят на сцену, знакомятся за кулисами. Они учатся эмоционально сопереживать другому ребёнку. У детей чаще всего не бывает мысли "я соревнуюсь". Для них это не соревнование, а музыкальный праздник жизни. Здорово проходить такие этапы, потому что появляется больше друзей. Программу воспринимаешь совсем по-другому, нежели во взрослом возрасте. Программа легче даётся, потому что ты на неё смотришь, как на какой-то мультик, рисуешь себе какую-то историю. Во взрослом возрасте, конечно, тоже представляешь какие-то образы, но акцент идёт на другое. Музыкальность начинает проявляться же с самого раннего детства. Представляете, в 15 лет ребёнок может чувствовать и проживать эмоции на уровне взрослого человека. Ты выходишь на сцену с чётким осознанием, что ты взрослый музыкант. Ты соревнуешься не на уровне маленьких сочинений, а у тебя крупные произведения, ты играешь с оркестром. Это очень интересный опыт, и он сложнее в том плане, что ты сам уже другой.

О критериях, которыми оперируют жюри конкурсов

Для меня на первый план всё равно будет выходить музыка. Если исполнитель допустил техническую ошибку, но не стал на ней зацикливаться, "реабилитировался" в этом же произведении, вернулся в настроение и в свою музыкальную линию, я это оценю. Например, у ребёнка не получилась нотка, зацепил струну, запутался в пальчиках - это не страшно, потому что мы все живые люди. Жюри всегда сложно оценивать, а сравнивать деток - сложнее всего, потому что они все по-своему прекрасны. Но для меня музыкальность остаётся на первом плане. То, что ребёнок музыкальный, видно сразу.

О том, где комфортнее выступать - на конкурсе или концерте

Очень интересный, но сложный одновременно вопрос, потому что исполнение на конкурсе и на любой концертной сцене - это разные ощущения, эмоции и разная степень ответственности. На концерте ты выходишь и понимаешь, что перед тобой публика, которая очень тебе рада. А того, кто ещё не вовлечён в этот процесс, ты завлекаешь во время своего исполнения и получаешь отдачу. На конкурсе немного иная обстановка: зрители есть, но ты внутри понимаешь, что это конкурсные соревнования. Мне одинаково комфортно и на конкурсе, и на концерте, но всё-таки конкурсов у нас меньше, чем выступлений. К конкурсам нужно подходить с холодной головой, в том плане, что не нужно преувеличивать значимость твоего выхода на сцену. Я имею в виду, что, конечно, нужно быть ответственным, нужно собраться, сконцентрироваться и показать максимально с лучшей стороны то, что ты можешь на данный момент. Но не нужно внушать себе, что, если что-то не получится сейчас, то всё, жизнь на этом заканчивается. Жизнь на этом не заканчивается: что-то не получилось, а через такт у тебя получится то, что до этого никогда не давалось. Фраза по-другому пойдёт, или получился пассаж, который ты всегда боялся сыграть. Успешное выступление на конкурсе - это приобретение.

Как для человека, который выходит на сцену и пытается максимально эмоционально отдать всего себя, мне намного приятнее получать отдачу от зала. Безусловно, мне приятно, когда моё выступление оценят профессора, коллеги, мнения которых я уважаю, да даже любой незнакомый мне человек просто расскажет о своих впечатлениях. Это, безусловно, приятно, но если не будет отдачи от зала, то смысл выхода на сцену отсутствует полностью.

О сильнейшей музыкальной школе

Есть страны, в которых появляются новые педагоги, и сейчас они выращивают новое поколение. Но вот про скрипачей, виолончелистов, всех струнников я скажу, что у нас самая сильная музыкальная школа. Не буду отрицать того, что в других странах ребята тоже очень сильные. Мы все просто разные. Мы встречаемся с другими музыкантами на фестивалях, либо происходит объединение, например, в иностранном оркестре - русский дирижёр или, наоборот, иностранец приезжает к нам играть. И когда мы объединяемся, мы и становимся самой сильной музыкальной школой. Потому что происходит объединение музыкальной эмоциональности, восприятия и музыкальных навыков от разных педагогов с разным менталитетом, с разными мыслями. Но вместе мы объединяемся в одно произведение, которое написал, например, Чайковский, Брамс, Рахманинов. Кстати, жюри - это тоже хороший пример. На конкурсе им. Шпета будут музыканты из других стран, не только из России. Мы все вместе и будем самым сильным жюри.

О вреде навязывания музыкальной школы

Мне кажется, что это очень зависит не только от ребёнка, но и от родителей. Есть фраза: "Мне нужны не талантливые дети, а талантливые мамы". Я с ней полностью согласна. Какими бы ни были замечательными педагог и музыкальная школа, всё равно родители помогают сформировать наше детское мировоззрение. У любого ребёночка будет своё "я", своё мнение, возможно, не совпадающее с мнением родителя. Если ребёнку что-то не нравится или он не хочет чем-то заниматься, то заставлять его - это очень неправильно, потому что в этот момент начинается давление на него. Нужно попробовать под другим углом на это посмотреть, объяснить в другой форме, игровой. Поэтому пробуешь выйти с детками вместе на конкурс. Ребёнок 6-8 лет не понимает, что такое конкурс, у него нет таких амбиций, какие есть у родителей. И только если вы видите рвение или просто желание ребёнка идти на урок в класс, заниматься, вводить смычок, стоять, пытаться вибрировать, ведите его на занятия. Заставлять нельзя, нужно поощрять желание. Не говорите ребёнку: "Давай будем заниматься, даже если ты не хочешь". Потому что ребёнок возненавидит любой музыкальный инструмент, всю музыку. А это очень плохо, ведь музыка очень сильно помогает развиваться ребёнку.

Пожелание участникам конкурса имени Шпета

Уважаемые ребята, родители и все слушатели, которые будут присутствовать на третьем открытом Межрегиональном конкурсе имени Шпета! Я хотела бы вам пожелать не только удачи, но и огромного-огромного удовольствия от участия в этом конкурсе, много эмоций, новых эмоциональных находок. И самое главное - вы должны знать заранее, что вы все самые лучшие. Мы с нетерпением будем ждать вас всех на конкурсе, будем счастливы услышать каждого. И я вам желаю замечательного настроения, хороших выступлений и в добрый путь!


Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!

Читайте также