О понимании глубины жанра
Есть спектакли, которые несут людям смыслы, есть - развлекательного характера. Вторые, как правило, продаются легко. Спектакли, которые несут смыслы, продаются сложнее. Одной из своих основных задач я вижу воспитание публики: я хочу дать зрителям понимание глубины нашего жанра. Хочу сделать так, чтобы люди охотно приходили смотреть смысловые спектакли.
О зрительских эмоциях и настроении спектакля
Есть мнение, что первый мюзикл - это "Кармен" Жоржа Бизе. Композитор создал музыкальные номера, а между ними прописал разговорные диалоги: в этот момент появляется новый формат спектакля в музыкальном театре, рождается нечто иное, отличное от оперы. А чем "Волшебная флейта" Моцарта - не мюзикл? Поэтому, стоит ли всерьёз размышлять над вопросом, какие эмоции зрителю должны приносить хорошие мюзиклы?! Всё зависит от сюжета и того, как ты его трактуешь. А ещё от момента. Откройте "Солнечный удар" Ивана Бунина. Во время прочтения литературного произведения вы наверняка испытаете другие эмоции, нежели те, что дарит спектакль.
Об "ударном" послевкусии
Мне кажется, миссия мюзикла состоит в том, чтобы вывести зрителя на ту эмоциональную палитру, которую раньше ему предлагала опера. И даже превзойти её! Превзойти за счёт привлечения большего количества используемых в постановке художественных средств.
Шоу VS сюжет
Мы все понимаем, что фундамент мюзикла - шоу. Но всё равно я вижу развитие российского мюзикла в сотрудничестве с мощной драматургией. Я не говорю об уходе от работы над внешним обликом спектаклей, нет. Я, скорее, подчёркиваю, что шоу может заключаться и в поиске внутренних смыслов. От таких исканий и появляются у зрителей эмоции. Как пример, наш спектакль "Солнечный удар", в котором шоу (сцена в пролетарском театре) вплетено в сюжет, и, при всей серьёзности повествования, оно является неотъемлемой частью мюзикла.
Про "личный микс" мировой музыкальной культуры
В музыке очень-очень много различных течений: это и современная симфоническая музыка, и джаз - то, во что, по сути, переродился блюз; рок, который даёт музыкальному театру энергию, дух авантюризма и жар; рэп с его нигилизмом и бунтарством, "прилипчивая" поп-музыка… Мне кажется, лучшие из композиторов сегодняшнего дня - те, что используют некоторую хитрость, формируя "личный микс" - понимание необходимости объединения в той или иной степени этих элементов мировой музыкальной культуры.
Про секретную мотивацию и "вынужденный" рост
Когда я дирижирую, я не играю на клавишах, зато в нескольких мюзиклах играю на гитаре. В "Человеке, нашедшем своё лицо" и в "Солнечном ударе". Там есть номер на две гитары (несложная партия - роковый аккомпанемент). Второго гитариста в оркестр взять в театре не получилось - и я сам взял гитару в руки. Маленький секрет: я просто учусь играть на гитаре, но из-за большой занятости на работе обычно занимаюсь по 15-20 минут в день, а здесь, ради исполнения партии, я постоянно замотивирован совершенствоваться в исполнительском мастерстве на этом инструменте.
Про путь жанра с оркестром
Наверное, только последние 5 лет мы существуем в неком новом и устоявшемся формате, со сформированными составами оркестра и ансамбля в театре. В 2010-м, когда я пришёл работать, здесь только-только осваивали оркестровое звучание, активно старались внедрить его в музыкальные спектакли. Можно сказать, что состав мюзиклового оркестра отличается от классического наличием ударной установки и бас-гитары. Такая традиция появляется примерно в нулевых. Композиторы, которые писали советские музыкальные спектакли, всё-таки опирались на основы классической инструментовки партитур. И потихоньку-потихоньку, по мере внедрения в материал музыкального театра традиций эстрадной музыки, стали необходимы новые инструменты. В шоу-бизнесе всё было иначе, более "по-передовому": там люди ориентировались на западную музыку, которая всегда базировалась на образцах поп- и рок-музыки. А вот в отечественном музыкальном театре мощный технический прорыв случился за последние 10 лет: количество необходимых инструментов увеличилось в 3 раза! Изменения произошли резко - раз и у тебя уже есть некий состав вокально-инструментального ансамбля, у тебя есть синтезатор, который скрепляет темброво-струнную группу и автоматический струнный оркестр.
Подробнее о постановке, претендующей на награды в номинациях, среди которых и "Лучшая пьеса", "Лучшая музыка", "Лучший дирижер", "Лучший спектакль", - о мюзикле "Солнечный удар" узнаете в выпуске шоу "Обсудим в антракте", посвящённом Новосибирскому музыкальному театру (16+).
Фото: Илья Калмыков, Виктор Дмитриев, Дарья Жбанова