С 7 по 15 февраля в Омске пройдёт третий Межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок продлён до 15 декабря, чтобы все желающие смогли успеть записать свою видеовизитку.
В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня наш собеседник - член жюри по специальности "альт", основатель квартета имени Берлинского, основатель московского оркестра "Новая камерата" Павел Романенко.
Павел Романенко
О значении конкурсов в развитии юных музыкантов
Я не могу сказать, что музыкальные состязания имеют большое отношение к исполнительской карьере, к высокому искусству, но это невероятно важный трамплин для освоения репертуара. Поэтому, конечно же, для музыкантов, особенно до 23 лет, которые будут участвовать в этом конкурсе, это значимый этап.
Любой конкурс - это абсолютно проходящая история вашей жизни. Не надо заострять внимание на успехах или неуспехах. Конкурс нужен, в первую очередь, не для того, чтобы получить награду или начать реализовываться в своей профессии. Конкурс нужен для того, чтобы научиться играть, потому что гораздо важнее ценность именно самой подготовки, чем выступление. Когда мы готовимся к конкурсу, мы гораздо больше времени уделяем абсолютно всем техническим аспектам, занятиям индивидуальным и занятиям с педагогами. Поэтому нужно рассматривать конкурс как определённую точку начала вашего развития. Ни в коем случае не расстраиваться и ни в коем случае не ловить "звезду" после успеха.
Я не могу сказать, что музыкант в юном возрасте может быть психологически зрелым для такого выступления. Потому что любой конкурс подразумевает определённое давление не только со стороны педагога, но и со стороны зрителей, членов жюри. Выходить на сцену в качестве конкурсанта гораздо сложнее, чем выходить на сцену в качестве артиста. В конкурсах этот опыт нарабатывается, психология улучшается, и становится проще потом выступать на сцене.
Об индивидуальном педагогическом подходе
Когда мы начинаем заниматься музыкой, мы все плюс-минус одного роста, комплекции и т. д. Есть определённая школа, определённые вещи, которые абсолютно все дети должны делать одинаково. Но на этапе, когда дети становятся подростками, кто-то становится высокий, кто-то невысокий, кто-то более плотный, кто-то худенький, у кого-то длинные руки, у кого-то короткие. Все мы очень разные. И хорош тот педагог, который понимает, что нужно помочь ученику понять свою анатомию и то, как пользоваться той школой, которую ему давали в детстве, сквозь свою анатомию. Невозможно применять одни и те же мерки ко взрослым и к детям. Они все очень разные. Кто-то более энергичный, кто-то более спокойный, кто-то очень страстный, у кого-то внутренний мир зашкаливает самыми разными эмоциями. Ведь это и делает артиста отличным одного от другого.
О подборе музыкантов в свой оркестр
Всё, на самом деле, банально просто. В моём оркестре играют одни из лучших струнников Москвы. Учитывая, что я сам, помимо дирижирования, довольно неплохо играю на альте и скрипке, мне важно, чтобы вокруг меня собирались такого уровня коллеги. Поэтому, естественно, это главный критерий - чтобы играли хорошо. Мне кажется, что особенно в камерном оркестре невероятно важен каждый участник коллектива. Если есть кто-то, кто немного уступает, то коллектив будет звучать не так хорошо, как он может звучать.
О работе с барочными инструментами
Я вообще считаю, что хороший музыкант просто обязан знать, понимать разную стилистику исполнения, потому что всё-таки мы пришли уже в совершенно новое время, когда открыты трактаты по барочной музыке. Мы уже знаем, как её нужно играть. В 20 веке было с этим гораздо сложнее. Я сам играю на барочной скрипке, мне очень нравится вся эта история. Наверное, поэтому я начал привлекать своих коллег-музыкантов к этому виду исполнительства, ставить на инструменты жилы, брать барочные смычки. Всё это невероятно интересно.
О широком конкурсном репертуаре для альтистов
Для альта написано просто невероятное количество музыки. Но проблема в том, что её крайне редко играют, крайне редко открывают что-то новое. Хотя если мы посмотрим на музыку 20 века, а то и 21-го, мы увидим просто невероятное количество опусов для альта. Но, естественно, во время обучения наши педагоги используют определённую, так скажем, "стопочку" музыки, которую все играют, и если ты сам не хочешь открывать для себя чего-то нового, то ты останешься в этой маленькой стопочке своим мышлением. Малый репертуар - это, конечно же, относится к музыке барокко, к раннему классицизму, но дальше в музыке уже очень много для альта написано.
Когда мы готовимся на конкурс, нужно брать то, что мы уже когда-то играли, то, что уже звучало на сцене, и стараться избегать нового во время подготовки на конкурс, если ты хочешь, конечно же, добиться успеха. Это относится не только к альтистам, но и к любому исполнителю.
О первостепенном критерии оценки музыкантов на конкурсе
Для меня важнее всего музыкантская суть исполнителя. Я не буду придираться к маленьким ошибкам, неточностям. Это совсем молодые люди, и это не так важно, ведь они ещё успеют побороться с какими-то техническими сложностями. Мне важно увидеть личность. Для меня это самое главное. Если я буду видеть, что передо мной играет масштабная личность, хоть и в молодом теле, для меня это сразу будет удвоение к моим баллам. Наверное, я даже буду упрощать какие-то неточности технического характера. Можно абсолютно любого музыканта научить играть технически точно. Это просто вопрос времени, количества занятий и желания самого музыканта владеть этой музыкантской кухней. Но если внутри человека нет какого-то своего богатого внутреннего мира, тогда, конечно, этот музыкант даже при величайшем, замечательном владении инструментом не станет большим музыкантом.
Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!
- Поделиться:
-
-
-
-
-
- RSS