С 7 по 15 февраля в Омске пройдёт третий Межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок продлён до 15 декабря, чтобы все желающие смогли успеть записать свою видеовизитку.
В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня мы беседуем с членом жюри по специальности "скрипка", преподавателем и заслуженным работником культуры России Владимиром Аксаментовым, который был учеником Вильгельма Яковлевича Шпета.
Владимир Аксаментов
О том, каким учителем был Вильгельм Яковлевич
Есть такой роман "Дело, которому ты служишь" (первый роман знаменитой трилогии Юрия Германа о докторе Владимире Устименко - прим. ред.). Вот он из таких людей. Он, конечно, был фанатик. Я вообще ненавижу фанатизм, но в искусстве фанатизм необходим. Потому что с нашей зарплатой удерживаются те, кто действительно фанатики. Но в то же время он был страстно темпераментный. До невозможности!
Это трудолюбие неимоверное, это внимание каждому ученику. Понять его я смог только тогда, когда сам начал преподавать. Преподавать я начал с 17 лет и тогда, конечно, сполна оценил то, что я от него получил. Но всю жизнь я испытывал перед ним чувство вины, потому что в третьем или четвёртом классе заявил: "Я не буду на скрипке учиться. Не буду скрипачом". Я не хотел учиться, но знал, что вечером будет звонок. Каждый вечер садился и с ужасом ждал, что сейчас зазвонит телефон, Шпет скажет [маме], что опять я был не готов или сбежал с урока.
Раз в два-три месяца у нас было выступление, академический концерт. Выходим на сцену, играем: кто - концерт, кто - две пьесы, кто - этюд. Каждый раз мама приводила меня за два часа до концерта, он запирал меня в классе, и я эти два часа занимался. Вот такое внимание ученику. Я на всю жизнь запомнил, случай. У нас была талантливая девочка Света Гофман, он её повёз в Москву. В то время это было что-то уникальное: из Омска повезли 10-летнего ребёнка в Москву показать профессору. Но для меня на всю жизнь отложилось не это. Когда Вильгельм Яковлевич вернулся, на первом уроке со мной он сказал: "Вова, я тебя неправильно учил". Вы представляете? Мне лет 11-12, он - заслуженный работник - вдруг говорит какому-то пацану: "Я тебя неправильно учил". Поэтому я сам стараюсь по возможности учиться.
Когда в сознательном возрасте уже стал оглядываться на то, что прошло, я стал понимать, что тот уровень заботы, внимания и заинтересованности во мне, которые были со стороны родителей и моего педагога, - это настолько дорогого стоит, что в двух словах не скажешь. Это его личное отношение к тому делу, которому он служил всю жизнь.
О подготовке исполнителя к конкурсу
К серьёзным мероприятиям настраивают себя за полгода, за 3 месяца, за 2 месяца. Я всё лето занимаюсь с учениками. Естественно, бесплатно. Просто мне это надо. У нас подготовка началась в мае, и в сентябре весь мой класс выступал на концерте, отчитываясь за летнюю работу. Такого в Омске никто не делает, это моя фишка. Это самое трудное - учить детей летом. Потому что дети понимают: все, с кем они дружат, бегают свободные, а тут надо заниматься.
О выборе репертуара для конкурсного выступления
Самое сложное для педагога - это выбор репертуара. Во-первых, это нужно делать минимум за полгода. Во-вторых, надо показать ученика не на простом репертуаре. Ребёнок может очень хорошо уметь играть что-то сложное, но эта сложность должна пройти через душу ребёнка. А если ребёнку 8-9 лет? Вот 10-летняя девочка играет Паганини. Это репертуар взрослых артистов, а она должна его понять. И тут либо я угадаю, либо завышу репертуар и угроблю ученика. Если ребёнок перегорит, если ему просто надоест, то в душе ничего не останется. Останется "механизм", и любой член жюри увидит: ребёнок ничего не понимает, он механически делает то, чему ему педагог научил. Ответственность за выбор произведения полностью лежит на преподавателе, и это большой риск для каждого педагога.
Об усталости жюри от одних и тех же произведений, исполняемых на конкурсах
Любой член жюри - опытный преподаватель. Как бы часто ни игралось конкретное произведение - сотни, тысячи раз - для любого педагога это всё равно новое исполнение, это новый индивидуалист вышел на сцену. Взять того же того же Паганини. 200 лет скрипачи всего мира играют его пьесу Cantabile. Предположим, и мой ребёнок выйдет с ней, а меня сейчас потряхивает уже, но это моя проблема.
О том, на что обращает внимание жюри во время отбора заявок
На качество, музыкальность. Это два обязательных момента. Потому что если ребёнок вообще ничего не понимает в том, что он играет, это всегда видно.
Совет родителям
Верьте педагогу. Слово педагога - это закон для вас. И второй: без вас педагог ничего не добьётся. Это точно. Я пытаюсь следовать советам Столярского (Пётр Соломонович Столярский - советский скрипач-педагог, основатель первой в СССР специализированной музыкальной школы для одарённых детей - прим.ред.). Он был педагогом номер один в России, потому что во всём мире его скрипачи. Он каждый день занимался с учениками без каникул. Я понимаю, что всё равно надо организовать как-то эти занятия. Организовать их без родителей - никак. Но, к сожалению, я не могу воспитывать этих детей прямо у себя дома. Столярский их держал, они у него дома жили по 10 человек, но он, в общем, очень небедный человек был. У меня возможности этой нет.
О будущем конкурса им. В.Я. Шпета
Я очень надеюсь, что продолжение через три года будет и на более высоком уровне. Я убеждён, что это будет международный конкурс. Сейчас статус его подтвердили в третий раз уже - открытый, межрегиональный. Есть заявки из других стран, поэтому, конечно, уже смело можно будет назвать международным.
Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!
- Поделиться:
-
-
-
-
-
- RSS