Общество  •  18 августа 2025, 11:30, последнее обновление 18 августа 2025, 15:59

"Прививка" от мошенников: как оградить себя от нежелательных контактов

Рассказываем в подробностях, как оформить запрет на сообщения и звонки от незнакомцев.

Мошенники каждый день придумывают новые схемы обмана. Один из распространённых методов взаимодействия со своими жертвами - телефонные звонки. Представляясь сотрудниками различных организаций, с помощью психологических приёмов обманщики способны не только отнять у человека все его накопления, но и оставить без крыши над головой.

В соответствии с первым пакетом мер по борьбе с кибермошенничеством, с 1 сентября абоненты российских операторов связи будет иметь возможность отказаться не только от получения рекламных СМС-сообщений, но и от массовых обзвонов. 

Какие рассылки можно отключить:

  • Реклама банков, микрофинансовых организаций и магазинов.
  • Так называемые "горячие" предложения (скидки и кредиты).
  • Фейковые уведомления, например, о блокировке счёта или окончании срока службы договора с вашим мобильным оператором.

При этом нельзя будет поставить ограничения на получение сервисных сообщений (коды подтверждения) и экстренные оповещения от МЧС.

Какие звонки можно запретить:

  • Массовые звонки, совершённые с одного абонентского номера (реклама, информирование).
  • Звонки с личных номеров физических лиц, совершённых в коммерческих целях.
  • Звонки с виртуальных и подменных номеров (ими чаще всего и пользуются сотрудники "банков" и "служб безопасности").

Исключение: юрлица, которые перечислит правительство, госорганы (налоговой, МВД, МЧС) и экстренные оповещения.

Теперь контакты с потенциальными клиентами можно будет совершать только с согласия абонента. Инициаторов вызовов обяжут заключить с оператором договор об оказании услуг по совершению массовых вызовов. Впрочем, как это будет работать на практике, пока неизвестно.

Как оформить отказ от SMS-сообщений:

  1. Зайти в приложение оператора.
  2. Найти раздел "Управление рассылками" или "Настройки уведомлений".
  3. Отключить ненужные категории.
  4. Если спам продолжается - жаловаться через "Госуслуги".

Как отказаться от нежелательных звонков:

  • Абонент может направить оператору заявление - в салоне связи или на сайте компании. 

Звонки должны прекратиться на следующий день после подачи заявления. По желанию можно аналогичным образом отменить отказ.

Новый закон открывает двери к цифровому комфорту, но всё равно важно быть начеку. Даже если вы отключили рассылки, помните, что у мошенников множество инструментов, один из них - ссылки на фишинговые или вредоносные сайты.

Мы стараемся как можно чаще поднимать тему мошенничества путём применения информационных технологий, но, к сожалению, преступники регулярно находят новые методы обмана. На нашем сайте вы найдёте много текстов о том, как правильно вести себя с преступниками, как распознать мошенника по определённым фразами и какие новые схемы обмана доверчивых граждан они используют.

Главное изображение создано с помощью Midjourney

Читайте также