Нестандартные материалы, мифы о детстве, память о прошлом и одежда как концепт, а не инструмент, - вот как понимает моду дизайнер Omsk Fashion Design School ОмГТУ Софья Дариенко. Девушка вошла в топ-10 "Перспективные марки и новые имена 2024" - рейтинг, составленный тренд-аналитиком и консультантом международного класса в области моды и fashion-маркетинга Александром Хилькевичем. В 2024 году на счёту молодого дизайнера ещё и две крупные победы: первое место во Всероссийском конкурсе молодых дизайнеров "Точка.RU" и гран-при XIII Международного конкурса дизайнеров "Сибирская этника - 2024".
- Софья, расскажите, каково это - войти в топ-10 новых имён перспективных дизайнеров России? Что вы почувствовали в тот момент, когда узнали об этом?
- Такие события помогают с преодолением синдрома самозванца. Сложно объективно оценивать свою деятельность, а обратная связь помогает сбалансировать картину. Конечно, это неожиданно в первую очередь. Ранее представилась возможность встретить Александра Хилькевича в качестве члена жюри конкурса "Точка.RU" в Москве. Тогда я представляла свою дипломную бакалаврскую коллекцию "Тенёта". Очень приятно получить такое признание от человека, имя которого с почтением произносят в Омской школе дизайна.
- Почему вообще решили стать дизайнером, ради чего?
- Я не первый дизайнер в семье, поэтому, наблюдая за успехами и творчеством родных людей, захотелось продолжить дело. В семье каждый что-то делал своими руками: от привычных видов рукоделия до авторских скамеек из ветвей яблони. Видимо, атмосфера дома располагала к формированию креативных идей.
- Когда начали творить и какими были ваши первые работы?
- С первого курса начала участвовать в конкурсах, первым был "Образы Покрова" от Омской арт-резиденции. Заняла призовое место с авторским платком "Куржак". Было страшно вот так без особых навыков и опыта участвовать в такого масштаба фестиваля наравне со старшими.
- Что в ваших дизайнах необычного, что вы хотите передать? Может, работаете в каком-то определённом направлении?
- Так уж получилось, что тема апсайклинга стала мне близкой и понятной, поэтому в моих дизайнерских работах превалирует вторичное использование нетипичных материалов. Я понимаю, что многим мои работы непонятны, вызывают вопросы. Но одна из моих целей - привлечь внимание, и она выполнена. Зачастую мои вещи это больше как концепт, заявление, арт-проект, а не "носибельные" в привычном понимании.
- Что вас вдохновляет на работу?
- На работу вдохновляют люди, в частности преподавательский состав нашей кафедры. Порой сложно выбрать что-то одно и верить в то, что двигаешься в правильном направлении. Консультации дают такой толчок, что иногда лечь спать тяжело, потому что в голове уже запущен мыслительный процесс.
- Как попали в Омскую школу дизайна? И что она даёт вам в профессиональном плане?
- Я без колебаний подавала документы в институт (ОмГТУ), в который ещё до поступления ходила моделью на защиты работ сестры и участвовала в Театре мод "ОбраZ". Но не могу сказать, что путь поступления дался просто. В 7-м классе я поступила в художественную школу, чтобы научиться рисовать: для поступления на художественно-технологический факультет нужно сдавать вступительный экзамен по композиции. Шить училась уже на парах, попутно делая первые модели.
- Самый большой страх дизайнера - какой он?
- Синдром самозванца. От этого страдают многие, ведь очень трудно продолжать делать то, в чём не уверен. Написано большое количество книг о том, как побороть это чувство, в том числе известные личности из мира моды затрагивают эту тему в своих выступлениях.
- Расскажите о своей технике: с какими материалами больше всего нравится работать? Любите экспериментировать?
- Чёткого плана нет. Каждый раз всё идёт в хаотичном порядке, но мне нравится эта неопределённость. Купить ткань, а потом придумать, что с ней делать? Да! А почему бы и нет?
Модель "Душечка", первое участие Софьи Дариенко в "Сибирской этнике" в 2020 г.
- А какая ваша идеальная модель? Кому вы никогда не доверите демонстрировать свою одежду?
- Мне нужна та, что ведёт себя профессионально. Нужно быть готовым: потребуется оголиться или надеть что-то не совсем удобное. Я это говорю, основываясь на личном модельном опыте. Дизайнеры и без того нервничают, а тут ещё и в напряжённый момент ответственность за успех презентации зависит от другого человека, а не от тебя. Я не доверю демонстрировать свою одежду тому, кто уже в открытую показывает недовольство костюмом. Не буду мучить - насильно мил не будешь. Такое бывает, лучше сразу исключить возможность того, что создастся негативная ситуация.
- Софья, а какой вы художник: тихий, закрывающийся от людей или страстный и эмоциональный?
- Не могу дать себе такую оценку. Не люблю публичные выступления, может, поэтому доля скрытности имеется. Но если что-то не идёт, переигрывается, то могу дать волю эмоциям.
Софья Дариенко в качестве модели на "Сибирской этнике" в 2021 г.
- Чем обычный дизайнер отличается от художника?
- Есть ощущение, что дизайнер одежды - это некогда художник, решивший "похулиганить". Мысли о дальнейшей судьбе твоего проекта требуют быть смелым. На статичном манекене, у которого идеальные пропорции, всё будет смотреться красиво. А как на модели, у которой свои параметры, и в движении? Появляются вопросы: а если? И на них тоже нужно уметь отвечать.
- Ваша одежда - это отражение исключительно ваших мыслей и чувств или вы ориентируетесь на общественную реакцию, на то, что точно понравится людям?
- Не преследую цель нравиться кому-то, свой зритель, даже если один, найдётся. Делать приятнее то, что нравится самому тебе и вдохновляет на развитие идеи.
Модель "Тенёта", участие Софьи Дариенко в "Сибирской этнике" в 2022 г.
Фото: Илья Петров, а также предоставлены героиней материала