Мария занималась всевозможными проектами в самых разных сферах, но, поработав бок о бок с разработчиками, поняла, что именно сфера айти должна прочно войти в её профессиональную жизнь. Каких-то 7 месяцев упорного обучения, и вот она уже наполняет спринты в IT-стартапе, помогая создавать маркетплейс для продажи запчастей спецтехники.
Руководитель IT-проектов Мария Панченко живёт в мире разработки уже 4 года. Она испытывает невероятные ощущения, когда видит, как из символов на экране возникает новая онлайн реальность, которая приближает будущее. Чувствуя свою сопричастность к чему-то важному, что помогает тысячам людей, Мария не собирается бросать дело, которое однажды неожиданно изменило её жизнь.
- У меня больше 13 лет управления проектами в разном качестве: руководитель проекта, координатор, проектный директор, к тому же был свой небольшой бизнес. В какой-то момент я стала работать в маркетинговом агентстве, которое тоже было стартап-проектом. Мы с командой развивали его с нуля: анализировали рынок, изучали ниши, услуги, которые мы можем и хотим предоставлять. Быстро поняли, что компании среднего и крупного бизнеса предпочитают вести клиентов на свои сайты и продавать через них. Однако эти сайты не всегда способны продавать - у них не то состояние. Или полноценного сайта нет совсем, а есть лишь скромный лендинг (отдельная страница, созданная в маркетинговых или рекламных целях для повышения конверсий - прим. ред.), сделанный на коленке. И наше агентство стало помогать им: начали делать одностраничные сайты, что-то посложнее. Иногда создавали с нуля, иногда переделывали имеющееся. Работали с Tilda и Laravel (фреймворки, на которых эти сайты делаются).
Был у нас в клиентах один омский стартап с одностраничником. Мы помогали с контентом, копирайтингом, подсказывали, какие функции сайта могут быть востребованы. У них был сложный продукт, и про него нужно было рассказывать простыми словами. Компания развивалась, и вместе с этим росли их потребности. В итоге пришли к многостраничному сложному сайту: появился личный кабинет, разные уровни пользователей, "википедия" для сотрудников и так далее. И вышло так, что я взаимодействовала не только с руководителями компании, но и с программистами. Приезжала в их офис в Омск (Мария училась в Москве, найдя первую работу, перехала в Бангкок. Столицу Таиланда она называет азиатской Москвой - прим. ред.), а после и подружилась с разработчиками. Мне так понравилось работать бок о бок с программистами, и я поняла, что это именно та сфера, в которой я хочу развиваться.
- Почему именно информационные технологии так зацепили?
- Это же невероятные ощущения, когда из ничего, из воздуха, возникает цифровая реальность, которая поддерживает реальные офлайн-продукты, позволяет реальному бизнесу очень быстро расти. Из непонятных наборов символов вырастает продукт и программное обеспечение, которое помогает людям в жизни, делает их работу и быт проще, легче, приятнее, современнее, ближе к новому будущему. Именно это меня захватило. Я рассталась с маркетинговым агентством и пошла искать себя в айти.
- Сразу удалось войти в этот мир?
- Я пыталась найти работу в айти сразу, но не получилось. Я поняла, что мне не хватает именно айтишных навыков, и пошла учиться. Выбрала курсы для менеджера проектов в IT. Для меня это была настоящая переквалификация. Это заняло 7 месяцев, включая диплом. Тут было и практическое обучение с отработкой всех необходимых процессов, которые нужны руководителю проектов в IT-компании, и я получила ряд артефактов, инструментов, которые можно потом использовать в реальной работе. Отточила на курсах и командное взаимодействие: распределение ролей, ответственности, задач, согласование времени, возможностей друг друга и так далее. Это сложная задача, требующая большого погружения, если ты учишься не для галочки. Чтобы получить реальные навыки, нужно посвятить изучению и практике довольно много часов.
- Процесс обучения меня захватил, и я стала освещать то, что делаю в рамках заданий, в своих соцсетях. Мне было интересно делиться этим с друзьями и подписчиками. Среди последних оказался человек из IT-сферы - исполнительный директор компании. Предложил мне встретиться, пообщаться, прособеседовал меня, узнал мой опыт и пригласил в свой стартап. Это была моя первая работа в реальной IT-компании. Мы создавали маркетплейс для продажи запчастей спецтехники и строительной техники. Это довольно сложный многосоставной проект с коридором поиска, личными кабинетами, системами администрирования и мобильным приложением.
- Мария, какие задачи перед вами стояли, чем именно вы занимались в компании?
- У меня было несколько направлений деятельности. В первую очередь - работа с процессами и задачами. Дело в том, что, когда меня пригласили, команда уже работала по методологии Agile (разработка программного обеспечения, построенная на личном взаимодействии заказчика и исполнителя, а не на документации и строгой отчётности - прим. ред.). Такой подход максимально подходит стартапу, но несёт в себе ряд уязвимостей. Команда должна быть готова к изменениям в любой момент. Ребята пробовали работать и по Scrum’у, когда все процессы и задачи разделены на спринты. Как раз моя задача - наполнить эти спринты так, чтобы поставленные задачи были понятны и разработчикам, и владельцам продукта, а также чтобы всем было понятно и видно к концу спринта, через две недели, к чему мы шли и что в итоге получили. Да, у ребят все процессы Scrum присутствовали, но и у меня было пространство для их улучшения. Мне всё нужно было организовать так, чтобы все были довольны. Здесь важно, чтобы с тобой в связке был грамотный тимлид, который не сопротивляется, а обучает и рассказывает. Мне повезло: вместе с моим чудесным коллегой, тимлидом, мы разобрались с трекером задач - дополнили, структурировали. Разобрались в бэклоге, где скопилось много задач, о которых команда немного подзабыла. Мы писали все задачи так, чтобы любой человек из команды мог к ним вернуться и понять, о чём идёт речь. Связали задачи в разные уровни, проставили все зависимости. Вместе с разработчиками поставили сроки выполнения. В бэклоге стало понятно, какой пул задач есть, на доске спринта стало видно, над чем работаем именно в этом спринте и в каком статусе каждая задача и так далее - в общем, навели порядок и поддерживали его. Я отслеживала процессы, следила, чтобы всё было как надо, просила ребят дозаполнять, досвязать, досложить и выстроить из всего этого план дальнейшей работы.
- Правильная организация процессов позволила и улучшить атмосферу в команде, и повысить уровень удовлетворённости всех участников. Потому что отдельное направление деятельности руководителя проекта - это именно создание определённой атмосферы и обеспечение продуктивности каждого из участников. Когда у тебя есть порядок в задачах, когда они понятно описаны - это очень сильно повышает ясность, прозрачность всех процессов и мотивацию. Конечно, теоретически разработчики сами могут заводить задачки, описывать их. Но когда ты делаешь это сам для себя – быстро надоедает описывать всё в полном объёме, и в итоге получается путаница. Задача руководителя проекта - навести порядок. Он всем помогает. Если говорить об атмосфере в команде, о налаживании коммуникаций, то одна из задач руководителя проектов - быть промежуточным звеном между владельцами продукта, предоставляющими требования, и разработчиками, реализующими всё, что необходимо для удовлетворения этих требований. Также считывать эти самые требования, потому что они не всегда очевидны даже самим владельцам продукта. Ты начинаешь задавать вопросы, и оказывается, что система должна работать как-то иначе. Если разработчики сами будут заниматься этой коммуникацией, то это отожрёт у них много времени от кодинга. Кроме того, уровень коммуникаций и их тон могут быть разными и с представителями бизнеса, и с разработчиками.
- Насколько разные?
- С разработчиками более деликатный, потому что в сегодняшнем мире IT-специалисты – очень ценные сотрудники. Кажется, что их количество растёт с каждым днём, но найти квалифицированного, отвечающего всем запросам специалиста, совсем непросто. Кстати, мы занимались и подбором команды.
С бизнесом, который всегда спешит, опаздывает и хочет, чтобы, с одной стороны, всё было выполнено, с другой, не всегда готов сразу озвучить все требования (и это для бизнеса нормально) - разговоры происходят на совершенно другом уровне. И всю эту коммуникацию надо выстроить так, чтобы всем было комфортно, чтобы не было конфликтов. Если они возникают, то руководитель проектов должен их разрешить и внутри команды, и на верхнем уровне.
- Сложно сказать. Везде есть своя специфика. Смотря, что тебя привлекает: есть люди, которые любят создавать и заниматься предпринимательством, есть те, кому нравится спокойная, размеренная монотонная работа. Вот по этим маркерам можно понять, что тебе подходит больше - стартап или твёрдый бизнес. Стартап - это быстроменяющаяся структура, которая очень нестабильна во всех смыслах. Там часто меняются люди, периодически возникают заминки с бюджетом, меняются требования, и по ходу работы оказывается, что нужно совсем другое. В стартапе - часто довольно творческие руководители, когда им в голову приходит что-то гениальное, приходится переделывать. С одной стороны, эта структура позволяет воображению разгуляться и находить выходы из интересных неожиданных ситуаций: помыслить креативно и бизнесу угодить, и разработкой на ежа не присесть. С другой стороны - нужен определённый склад характера. Потому что в таком быстроменяющемся, довольно нервозном потоке не всем удаётся работать.
Если рассмотреть с точки зрения работы с документацией, то в стартапе обычно так: она там может быть далеко не идеальной, не всё в ней учтено, её могут переделывать на ходу, не всеми изменениями дополнять. В больших компаниях документация - важная часть процесса. Всё должно быть зафиксировано. Это может показаться скучным, но высокий уровень фиксации всех договорённостей при возникновении вопросов позволяет просто заглянуть в документ и решить эту проблему.
- А лично вам где интереснее?
- Что касается меня, то я большую часть жизни работала в стартапах. Недавно я ушла из IT-стартапа и устроилась в крупную федеральную ритейл компанию в нише фармацевтики. Занимаюсь IT-проектами для внутреннего пользования. Сейчас я работаю над продуктом, который окажет непосредственное влияние на несколько тысяч человек и сделает их ежедневную рабочую жизнь намного проще. Это интересно и даже захватывающе.
- Самое главное - это то, что я научилась комфортно принимать изменения, которые происходят. Стрессоустойчивость может быть вызвана разными кризисными ситуациями, но в современном мире стресс часто возникает, потому что мы не знаем, что будет завтра - никогда не знаешь, что, где отвалится. И многие люди на это реагируют чувствительно. Когда ты долго работаешь в стартапе, ты привыкаешь, что вечно что-нибудь меняется, что сегодня так, а завтра - по-другому. И ты просто вырабатываешь толерантность к большому количеству изменений. Поэтому тебе в целом становится легче жить, и это безусловно позитивный навык.
О том, что происходит в мире информационных технологий, как люди работают в этой сфере, чем мотивируются и как достигают высот, читайте в нашей еженедельной рубрике "Войти в IT".
Фото предоставлены героиней публикации
Главное фото: Елизавета Медведева