Каждый второй омич считает, что 10 лет назад в школах учили лучше. Эти данные по итогам опроса опубликовали аналитики SuperJob. Респонденты (6 из 10) уверены, что школа не даёт тех знаний, которые нужны в жизни. В то, что школьное образование способствует развитию практических навыков у учащихся, верят 17 % горожан.
Накануне Дня учителя в Омске побывал педагог-новатор Алихан Динаев. В Институте развития образования Омской области он провёл обучающие семинары и мастер-классы для омских коллег. 35-летний учитель обществознания из Грозного заведует педагогической мастерской Чеченского государственного педагогического университета, работает учителем в школе, пишет книги, разрабатывает дидактические игры, ведёт несколько проектов и путешествует по городам, делясь с коллегами своим опытом и идеями.
- Алихан Мавладиевич, с чего начинается ваш день?
- Мой день начинается с общения с моими сыновьями 6 и 4 лет. Я иду в детскую комнату, бужу их, обнимаю, целую и говорю, что очень рад, что они у меня есть. Так мы начинаем наш день.
- А зарядка?
- Конечно! Я начал, наверное, с самого приятного утреннего события (смеётся). Как правило, я встаю в 6:30 и час уделяю зарядке, чтению книги и планам на день.
- Вас называют не просто учитель, а педагог-новатор. Считаете ли вы себя таковым и что это вообще значит?
- Наверное, это педагог, который внедряет в свою практику оригинальные творческие идеи, методы и приёмы, отличающиеся от традиционных. Могу ли я себя назвать учителем-новатором? Не знаю, насколько ответ будет скромным. Мне кажется, оценивать это могут коллеги. Я стараюсь быть на гребне педагогической мысли, всё время учусь, интересуюсь нововведениями, приложениями, сервисами для учителей и не только. Я стараюсь внедрять в свою практику технологии, изначально предназначенные для бизнеса, маркетинга, менеджмента. Стараюсь придумывать что-то новое, пробовать, передавать опыт.
Я абсолютно убеждён, что и через 50 лет ценностный фундамент системы образования будет тот же: уважение к детям, стремление сформировать разносторонне развитую личность, но надстройка на этом фундаменте будет меняться. Иными словами, здание мы строим на вечном, используя современные материалы. Вот поиском этих новых строительных материалов я очень активно и занимаюсь последние 10 лет.
- С какого возраста вы понимали, что станете учителем? Что не просто будете работать в этой сфере, но и влиять на её развитие и изменения?
- Я не мечтал стать учителем с детства. Я учился в Северо-Западной академии государственной службы в Санкт-Петербурге. Даже к концу учёбы я с трудом представлял своё будущее. Дело в том, что мне всегда нравилось учиться. Я с одинаковым интересом изучал физику с химией и литературу с обществознанием. Такая широта интересов не позволяла мне сконцентрироваться на одном направлении и выбрать. Плюс я из учительской семьи. Моя мама - учитель математики. Мой дед был учителем, прадед - директором школы. Я знал об этой профессии многое изнутри. Но мой путь в педагогику начался в 2011 году, на пятом курсе. Мы готовились к госэкзамену, и мне часто звонили одногруппники с просьбой поделиться ответами. Я понял, что отвечая им, не успеваю готовиться сам. Тогда мне в голову пришла, тогда оригинальная, сегодня банальная, идея - записать ответы на YouTube. Записывал я в обшарпанной комнате студенческого общежития на окраине Питера. Иногда требовалось два-три дубля, потому что в комнату могли постучаться и попросить соль или хлеб. Записывал только для своих, но потом обнаружил, что эти видео очень популярны, их смотрят тысячи людей и дают мне хорошую обратную связь. Так я понял, что у меня получается учить, но главное - я получаю от этого процесса удовольствие. Вот тогда я окончательно для себя определился, что хочу работать педагогом.
- С тех пор не произошло разочарования?
- Нет. Выбор был сделан верно. Я работаю в университете с 2012 года, работаю в школе, в институтах развития образования, занимаюсь подготовкой и переподготовкой учителей. Знаете, и я ни разу не разочаровался. Разумеется, бывали моменты усталости, когда не хотелось идти на работу, но когда оказываешься в аудитории, в классе и видишь перед собой радостных, заинтересованных детей, вся усталость моментально проходит. Я чувствую, что нахожусь в потоке жизни и на своём месте.
- Вы говорили, что в школе у вас всё время сохранялось любопытство к знаниям. У вас были исключительно мудрые учителя или эта тяга заложена в вас природой? Многим это детское любопытство обрубают на корню как раз в школе.
- Очень хороший вопрос. У меня были и прекрасные педагоги, и учителя, которые своим делом точно не горели. Но внутреннее стремление учиться было сильнее внешнего воздействия. У меня образованные интеллигентные родители. Три сестры и брат - учились на хорошо и отлично. Дома у меня была огромная библиотека. Нас в семье всегда поддерживали в стремлении к знаниям, нас за это хвалили и благодарили. Я думаю, что очень много в части тяги детей к знаниям идёт из семьи.
- Воспитывает ли семья сегодня? Я часто вижу, что и школа, и родители стараются переложить ответственность по воспитанию детей друг на друга…
- Всё индивидуально. Есть семьи, в которых знания являются культом, родители готовы тратить время, деньги, себя, чтобы дети развивались и совершенствовались. Есть огромное количество семей, которые не заинтересованы или не могут себе позволить подобное участие. Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. И, знаете... Буквально вчера я писал статью о великом советском педагоге Василии Сухомлинском, его идеях, которые по-прежнему актуальны. Одна из них - это содружество семьи, школы, общества. Пропорция - кто должен больше - условная, она может меняться, но, безусловно, все три компонента оказывают значительное влияние на личность.
- Вы сказали: хорошие и плохие учителя. Как определить?
- Этот вопрос я постоянно задаю школьникам, студентам и коллегам по всей стране: от Грозного до Петербурга, от Калининграда до Омска и Магадана. И что интересно, практически всегда набор качеств хорошего и плохого учителя одинаковый, вне зависимости от аудитории. Портрет хорошего учителя описывают так: объективно оценивает детей, уважает их, не кричит и готов помочь, у него нет любимчиков, он умеет понятно и доступно объяснять, открытый, коммуникабельный, с чувством юмора. Учитель, который старается сделать лучше себя и всех вокруг себя. Я вспоминаю свою учительницу физики в грозненской школе, у нас не было абсолютно никаких материально-технических условий, чтобы детей заинтересовать, но она настолько любила свой предмет и так вдохновляла, что сложно было не ответить ей взаимностью.
Собственно, если перевернуть качества хорошего учителя, получим портрет плохого учителя: необъективен, считает, что смех на уроке не продлевает жизнь, а существенно её сокращает, не заинтересован в передаче знаний и в своей работе, неуважителен к детям и т. д. Так считают сами педагоги и, что еще важнее, дети.
Мне сложно сказать за всех. Для меня важно помочь ученикам разобраться в мире, в котором мы живём, передать им знания и ценности, сформировать важные личные качества, помочь освоить ключевые навыки и умения для жизни - от умения разбираться в информации до умения защищать свою позицию и критически мыслить.
- Какие дети сегодня? Что вы видите в учениках? Действительно ли они в большинстве своём инфантильны, не хотят учиться, сидят в гаджетах?
Если говорить в целом, изменились ли сегодня дети, по сравнению с теми, что были 20 и 50 лет назад, безусловно, да. Хотя многие настаивают, что дети - всё те же дети. Мне же видится, что некоторые глубокие изменения произошли. Сегодня дети практичны и утилитарны. Они ищут пользу во всём. Когда я учился в школе 20 лет назад, мне бы в голову никогда не пришёл вопрос, зачем мы изучаем тригонометрические функции, я просто изучал. Сегодня дети постоянно спрашивают, зачем нам ваши синусы, зачем нам учить наизусть отрывок из "Кому на Руси жить хорошо?", зачем знать про земельный налог? Дети хотят получать в школе знания, которые им пригодятся в реальной жизни. К сожалению, школа в этом плане не всегда даёт такие знания или учителя часто не могут объяснить, зачем. Дети же понимают, что в течение секунды можно узнать всё в интернете, дающем доступ почти ко всей сокровищнице человеческих знаний, и поделиться этим со всем миром. Это сказывается на отношении к учёбе, на мотивации. При этом дети сегодня заряжены на успех. Доступность информации здесь даёт доступ к тому, какая жизнь может быть. Это мотивирует их пробовать себя в чём-то гораздо раньше, чем это делали мы 20 лет назад.
- Чему учат вас ученики? Вообще, чему способны научить дети взрослого?
- На самом деле многому. Я стараюсь постоянно получать от учеников обратную связь. Как напрямую, так и косвенно. У нас в кабинете висит QR-код, они могут просканировать и написать любое замечание, пожелание, предложение. Плюс в письменные задания-контрольные я включаю вопрос: "Что вы думаете о наших занятиях?" И мне пишут. Знаете, самое запоминающееся послание я получил от ученицы, которая написала следующее: "Мне всё нравится, вы хороший преподаватель, у вас весело и интересно, но вы никогда не открываете окна во время занятий, из-за духоты я не могу концентрироваться, и урок проходит зря". Чему меня этот простой пример научил? Тому, что мы, учителя, иногда придумываем сложные решения для простых проблем. Хотя можно и не танцевать с бубном вокруг детей, а просто спросить, как они себя чувствуют. Может быть, урок пройдёт гораздо лучше, если просто открыть окно?
Дети учат нас тому, что любое наше слово может оказать очень сильное воздействие на них. Не случайно говорят, что учитель - это профессия дальнего действия, мы не всегда знаем, как наши слова и поступки могут повлиять на детей. Меня дети учат быть осторожным в словах, которые я произношу, как хвалю, как делаю замечания. Я помню, как один из моих учеников после окончания девятого класса подошёл ко мне и сказал: "Алихан Мавладиевич, спасибо за всё, но… Вы постоянно надо мной подшучивали, и мне было очень неприятно". Меня, честно, его слова шокировали, потому что мне никогда бы в голову не пришло издеваться над ребёнком. Сама мысль кажется мне недопустимой. Но он воспринимал это так. Более чуткий, более эмоциональный ребёнок. Любое шуточное слово его может ранить, оставить след в его сознании и душе на многие годы.
- Дисциплина или свобода выражения?
- Ну, здесь, Александра, как в жизни, нужна золотая середина. С одной стороны, жёсткая дисциплина, сторонниками которой и сегодня являются многие учителя, ограничивает детей, не даёт им раскрыться, заниматься творчеством. Жёсткая дисциплина - признак индустриального общества, когда школа готовила рабочих. Сегодня мы живём в таком мире, где знания - это не только универсальная валюта. Только свободные, думающие, активные дети могут создавать что-то новое, оригинальное, творить, созидать и развиваться. Поэтому на уроке нужен баланс. Я, например, считаю себя очень демократичным педагогом. Я не считаю, что должен реагировать на каждую реплику или движение учеников. Но должна быть дисциплина и иерархия, не должно быть панибратства, чрезмерно дружеских взаимоотношений между педагогом и детьми. Учитель должен ставить определённые правила, в том числе определять их вместе с детьми, потому что только те правила, в разработке которых дети принимают участие, им близки и понятны. Мы придумали правила, значит, должны им следовать.
- Скажите, кто из великих педагогов вам симпатичен? Мне вот Шалва Амонашвили очень нравится.
- Шалва Александрович нравится всем! (смеётся) Мне посчастливилось несколько раз увидеть его и поговорить с ним. Он был членом жюри на моём конкурсе. Это уникальный, невероятно харизматичный человек, с огромным сердцем, искренне любящий всех детей и весь мир душой. Даже просто находиться рядом с ним - это уже счастье. Впервые в жизни я почувствовал, что у человека есть аура, находясь именно рядом с ним. Он излучал такое тепло и добро, притягивал к себе как магнит. Шалва Александрович - живой классик, который, несмотря на свои почтенные годы, продолжает очень активно работать, писать, творить и вдохновлять педагогов.
Для меня же главным человеком в отечественной педагогике является Василий Александрович Сухомлинский. Его книги, его творчество, его подход, его умение опережать время меня всегда искренне поражали. Его книги, стиль которых я бы назвал "педагогический нон-фикшн", наполнены духовной, нравственной чистотой, они вдохновляют. Он писал понятным, интересным языком, с чувством юмора, которым он тоже обладал. Его главная книга - "Сердце отдаю детям". В этом году я прочитал "Письма к сыну". Многие ещё советуют "Рождение гражданина", это лучшая книга по развитию чувства патриотизма, любви к своей родине, чувства ответственности за себя, за свою семью, за свой город, за свою культуру.
- Про патриотизм. А что это такое? Можно ли научить или заставить любить Родину?
- Я думаю, что заставить полюбить невозможно, но можно заставить делать вид, что ты любишь. Можно рассказывать, можно показывать, но, мне кажется, патриотизм проявляется в хороших примерах, в личном отношении. Другими словами, если вокруг тебя гармония, если тебе нравится город, село, улица, на которой ты живёшь, ты будешь их защищать, любить, думать о том, как передать это своему ребёнку. Заставить ребёнка любить Родину невозможно, посчитать уровень патриотизма - невозможно, хотя некоторые в своих докладах рассказывают, как за год вырос уровень патриотизма на 22 % (улыбается).
- Дети осваивают современные технологии гораздо быстрее, чем мы, взрослые. Есть некий разрыв ценностного восприятия мира. При этом дети продолжают нуждаться во взрослых, а диалога нет. Вот вы по этому поводу что думаете?
Современный мир, открывая неограниченное количество возможностей, создаёт и огромное количество соблазнов и угроз. Дети не будут спрашивать, как развить критическое мышление, креативность. В этом-то и задача педагогов - развивать в детях те навыки, о необходимости которых они пока ещё не знают. Наша задача - предлагать на уроках интересные творческие задачи. К счастью, недостатка информации в методических материалах сегодня нет. Если учитель заинтересован в развитии и самосовершенствовании, у него сегодня есть все возможности для этого.
- Я наблюдала такую картину, когда приходит молодой заряженный педагог в школу, горит, а коллектив, который много-много лет по накатанной идёт, его выживает. Он мешается, на его фоне всё остальное не очень выглядит. Приходилось ли вам преодолевать систему?
Я напрямую с этим не сталкивался, может быть, я обладал или обладаю какой-то чрезмерной энергией, которая подавляет сопротивление, может быть, мне везло с коллегами, готовыми принимать мои идеи. Есть же ещё вопрос, как мы подаём эти идеи. Если молодой человек приходит в школу с мыслями "я сейчас вас всех научу", то, скорее всего, он встретит сопротивление. Если, не выставляя себя педагогическим гением, проведёт мастер-класс и покажет учителям, как они могут внедрить в работу замечательные штуки, которые упростят им жизнь, протянет руку с уважением, то, конечно же, это иначе воспримется.
- Почему вы решили участвовать в конкурсе "Учитель года"?
- Было несколько причин. С одной стороны, многие мои коллеги и знакомые настаивали на том, чтобы я попробовал. Верили в меня. Во-вторых, у меня был замечательный опыт знакомства с победителями этого конкурса. У нас в Чеченской республике проводился Всероссийский форум, на который приехало сразу четыре учителя года, мне доверили их сопровождать. Я, пообщавшись с ними, поразился их кругозору, интеллекту, знаниям, мне искренне захотелось быть похожим на них, быть частью этого сообщества. И, наконец, третья причина заключалась в том, что мне хотелось показать широкой общественности свои идеи, сравнить себя на фоне других педагогов со всей страны.
Конкурс даёт очень много. Он превращается в экспресс-курсы повышения квалификации, заставляет выжать себя как губку, сформулировать свой педагогический подход, свои идеи. Он позволяет учителю выйти за рамки кабинета. Плюс, это профилактика профессионального выгорания. На конкурсе другая атмосфера, другая обстановка, новые люди, новые лица, новые дети. Появляются новые предложения, возможности и проекты. Все участники, лауреаты, призёры, победители вовлекаются в орбиту движения, которое включает в себя огромное количество форумов, конференций и других событий. Всё это благотворно сказывается на педагоге.
Что лично мне дал этот конкурс? Это не только статус или известность, или то, что журналисты, казалось бы, в далёком Омске готовы брать у меня интервью (смеётся). Это даёт педагогу трибуну, что важно для амбициозного учителя, заинтересованного, неравнодушного, потому что, когда говорит "Учитель года России", не все, но большее число людей готовы прислушаться. Это не означает, что он лучше, ни в коем случае, но это своеобразный аттестат о профессиональном мастерстве и компетентности довольно высокого образца, я бы сказал, престижного университета.
- Но ведь это звание накладывает и определённую ответственность. Это не тяжело? Вы уже не можете ниже какой-то планки действовать, не можете ошибиться. Или можете? Для вас это как?
- Да, планка поднимается автоматически. Раньше я мог позволить себе полностью импровизировать на уроке и должным образом к нему не подготовиться. Раньше на меня смотрели как на преподавателя Алихана Динаева, а сейчас смотрят как на учителя года. Есть разница. Здесь ответственность и за себя, и за конкурс, и за педагогическое сообщество. Я после конкурса стал развиваться больше и активнее, чем до. Потому что если я хочу оставаться востребованным и интересным для аудитории, для общества, мне нужно постоянно расти. В нашем мире непрерывное образование - не только тренд, но и необходимость. Конкуренция на любом рынке труда становится глобальной. Что вы можете противопоставить тысячам или даже миллионам других? Талант? Талант - это, скорее, миф. Достижения приходят к тем, кто дисциплинированно и упорно трудится и учится.
- Как у вас возникают идеи новых проектов?
- Это сложный процесс… Я пишу книги. Могу точно сказать, как рождаются они. Это всегда ответ на проблему, с которой я сталкиваюсь. Например, я видел, что мои ученики не читают школьный учебник по обществознанию, говорят, что он слишком скучный, сложный, сухой. Я решил, а почему бы не написать учебное пособие ярким, весёлым, интересным, цветным, доступным языком, с мемами и так далее. И он стал востребованным. Потом я увидел, что многие учителя сталкиваются с необходимостью учить детей применять теоретические знания в реальной жизни, но сами не всегда знают как. И я написал книгу для учителей. Та же история с книгой о том, как увлечь детей чтением.
Семинар для учителей в Омске
- Кстати, на своей странице во "ВКонаткте" вы ведёте "Книжный марафон". В чём суть?
- Я всегда много читал. Мне кажется, это часть моей натуры. Но я вижу, что сегодня наши дети, подростки, молодёжь, учителя многие, наверное, общество в целом, читают всё меньше и меньше. И мне кажется, очень важно пропагандировать чтение, популяризировать хорошую литературу. Я по призванию учитель и мне хочется делиться чем-то новым, полезным, интересным. "Книжный марафон" - просветительский проект, от которого я получаю удовольствие. Надо прочитать одну книгу в неделю. Я сейчас на 43-й книге. Читаю утром, перед сном, в самолёте и аэропорту, слушаю книги в машине, читаю детям. В отпуске я прочитал 10 книг о педагогике и воспитании, методике преподавания и креативности, лидерстве и саморазвитии. Для меня огромная радость видеть, что сотни, а, наверное, даже уже тысячи человек меня читают, делятся своими рекомендациями.
- Кроме книг и работы, есть ли у вас хобби?
- В этом плане я не самый интересный человек. Я не рисую, не пою, не танцую и не занимаюсь садоводством.
- А хотелось бы?
- Нет, не хотелось бы, что интересно. Единственное, что мне всегда хотелось, это играть на пианино, но, к сожалению, в детстве не было такой возможности, а сейчас уже не хочу находить время для этого. Единственное моё хобби, вытекающее из моего жизненного приоритета - семьи - всё-таки есть. Я получаю огромное удовольствие от общения со своими детьми и стараюсь проводить всё свободное время с ними. Я люблю придумывать новые игры - подвижные, интеллектуальные, настольные. Начинал я с игр для двухлетних детей и постепенно усложнял. Это, кстати, переросло и в направление моей деятельности. Я являюсь разработчиком примерно 20 обучающих настольных игр для учителей, для школьников разного возраста. Даже открыл свою студию разработки педагогических игр. Так что за это большое спасибо моим детям.
- Вы сказали, что ваш жизненный приоритет - семья. Что это такое?
- Это самая важная ценность в жизни любого человека. Доверие, взаимопомощь, радость и счастье. То, ради чего стоит жить и становиться лучше. Могу, конечно, и с точки зрения обществознания дать определение этому термину. Семья - это социальный институт, малая социальная группа, основанная на кровном родстве, общности быта, взаимной материальной и моральной ответственности её членов. Вы услышали разницу между тем, как я сам воспринимаю семью, и какое определение дети должны заучивать, когда готовится к ЕГЭ? В этом плане тоже есть своеобразная проблема современной педагогики. Много теории, академизма, чрезмерной научности по всем дисциплинам, и дети тяжело всё это воспринимают, потому что мало реальной жизни в этом.
- Какую бы вы хотели видеть систему образования в будущем? Допустим, вы уже дедушка и отправляете в школу своих правнуков. Что выберете?
- Я бы хотел, чтобы школа была максимально ориентирована на ребёнка, максимально учитывала его индивидуальные интересы и запросы, давала бы условия для раскрытия возможностей, задатков и талантов. Школа будущего - это школа персонализированная, с индивидуальным подходом, которая даёт ориентированные на реальную жизнь знания, в которой дети чувствуют себя максимально комфортно. Идти туда хотят и дети, и учителя. Я думаю, что система образования движется в эту сторону. Но в то же время скорость изменений в разных школах, иногда даже в разных регионах сильно отличается. Это тоже одна из главных проблем системы образования. Я видел школы, находясь в которых чувствуешь себя как в дорогом пятизвёздочном отеле, видел школы, в которых нет элементарных условий. Отвечая на ваш вопрос, через 20-30 лет будут такие супершколы, но совершенно точно не все.
- Я увидела, что во многих интервью вам задают вопросы о секрете вашего успеха и просят поделиться, как всё успевать? Вот что должен делать человек каждый день, чтобы его жизнь была качественно хороша и вела его к какому-то развитию, а не к деградации?
- Можно поделиться банальными советами, что надо постоянно читать и учиться, делать зарядку, вставать пораньше, пока весь мир спит. Но всё это есть в книгах по саморазвитию, мотивации и личностному росту. Я бы посоветовал, всегда искать в жизни то, что делает вас счастливым. Меня счастливым делает время, проведённое с моими детьми. Чтобы наполняться энергией, быть радостным человеком, мне нужно просто искать минуты для общения с ними, утром, иногда днём, вечером, перед сном. Кого-то наполняет бег, кого-то прогулки, кого-то любимые книги, комнатные растения. У каждого человека это должно быть обязательно.
Ещё знаете… Успех для меня - это прежде всего признание, благодарность со стороны тех, для кого ты работаешь, для кого ты что-то создаёшь. А вообще, я считаю, что не успех делает нас счастливыми, а счастье делает нас успешными. И если мы наполняемся счастьем, то, соответственно, становимся успешным человеком в любой сфере.
Книги, игры, обучающие материалы от Алихана Динаева можно найти здесь.
Фото: Абдуллах Берсаев, Хизир Абазов, Магомед Давтукаев, а также предоставлены героем публикации
- Поделиться:
- RSS