Общество  •   8 сентября 2024, 10:02, последнее обновление 11 сентября 2024, 09:56

Один "ох" и быть беде. Читаем сказки омского Прииртышья

Почему нельзя доверять детей учителям "с дороги", каким хитростям можно научиться за три года жизни у коуча-чёрта и как подмастерью превзойти мастера, читайте в нашем материале.

Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор.

В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению.

В 1980 году в селе Любино-Малороссы Любинского района этнографы записали сказку, в названии которой лишь одно междометие. Историю о том, как ученик превзошёл своего учителя, поведала местная жительница А. В. Чебакова.

КТО ТАКОЙ ОХ

- Эта сказка достаточно типична для восточнославянского репертуара. Она есть у русских, украинцев, белорусов. Не обязательно, что персонаж в ней будет назван Охом. Его могут просто называть колдуном, чёртом. А то, что отрицательный герой называется тем же словом, которое произносится случайно, это тоже довольно-таки традиционно, - рассказала доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Наталья Козлова.

ЗАЧЕМ ОХ БРАЛ ПАРНЕЙ НА ОБУЧЕНИЕ?

- Чертям нужно, чтобы люди им служили, поэтому злодей и берёт ученика, чтобы он потом выполнял его волю. А человек оказывается хитрее, говорит отцу, как его узнать, и освобождается из плена. Но чёрт всякими путями пытается его вернуть, он же его учил, и, естественно, он хочет, чтобы сын старика работал на него, а не на людей.

- Наталья Козлова

МОРАЛЬ СКАЗКИ

Добро победило, а значит, всё человеческое всегда сильнее нечистой силы.

- Наталья Козлова

Контраст светлых и тёмных сил изобразила в своей работе студентка Омского государственного педагогического университета Дарья Рычкова. О конкурсе иллюстраций для сборника девушка узнала от преподавателей и решила, что сказки - это не только детское развлечение. Работа выполнена в технике линогравюры. Сначала изображение вырезается на куске линолеума, затем наносится масляная краска и с помощью станка, валика или под прессом переносится на бумагу. Процесс кропотливый. По мнению девушки, тема любви к труду поднимается и в истории с Охом и его учеником.

- Думаю, в сказке поднимаются темы трудолюбия и смекалки, где ученик превзошёл учителя. Подобные сюжеты, в которых главный герой, с которым себя ассоциирует читатель, проходит определённый путь трансформации, будут актуальны всегда. Когда ты ребёнок, то тебе интересен фантастический мир сказок: волшебные предметы, говорящие животные, волшебники и духи. Когда ты вырастаешь, верить становится сложней, но начинаешь рассматривать контекст истории, интересоваться фольклором, откуда пришёл тот или иной образ, и что он олицетворяет. Я думаю, все до определённого возраста верят в Бабу-Ягу или молодильные яблочки, но и во взрослом мире находится место магическому мышлению. Все мы иногда верим в 7 лет несчастья от разбитого зеркала или просим домового вернуть потерянную вещь, - отметила художница.

По тексту сказки часто можно отследить, когда она была записана. На один из таких моментов обратила внимание при прочтении заместитель директора по научной и выставочной работе Городского музея "Искусство Омска", культуролог Анастасия Гараева. Например, триггер сюжета - в формуле "отдать сына учиться", обещании "научить всем наукам". В более ранних же изводах вероятной была бы формулировка "отдать сына в услужение".

- Не могу сказать, что меня глубоко впечатлила эта версия. Сюжет сказки очень динамичный, но, по моим ощущениям, какие-то важные части сюжета и внутренней логики сказки были утрачены. От этого есть ощущение некоторой недосказанности, незаконченности истории. В этом варианте сказки мотивация героев и сюжетные перипетии даны в упрощённой, редуцированной форме. Например, такая жаркая погоня и битва, как и повторное похищение героя Охом кажутся не до конца обоснованными и считываются как наказание героя за попытку заработать лёгких денег, - поделилась размышлениями Анастасия Гараева.

Говорят, что наши мысли и слова материальны. Сказка тому подтверждение. Беду можно вызвать одним охом, так что побольше позитивных междометий вам. Даже если на пути встречаются злодеи, ваше главное оружие и ключ к победе - смекалка. Никогда не охай - и не быть беде, если уж всё плохо, силы найди в себе!

Фото рисунка предоставлено Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney

Читайте также