Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор.
В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению.
В 1980 году в селе Любино-Малороссы Любинского района этнографы записали сказку, в названии которой лишь одно междометие. Историю о том, как ученик превзошёл своего учителя, поведала местная жительница А. В. Чебакова.
КТО ТАКОЙ ОХ
- Эта сказка достаточно типична для восточнославянского репертуара. Она есть у русских, украинцев, белорусов. Не обязательно, что персонаж в ней будет назван Охом. Его могут просто называть колдуном, чёртом. А то, что отрицательный герой называется тем же словом, которое произносится случайно, это тоже довольно-таки традиционно, - рассказала доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Наталья Козлова.
ЗАЧЕМ ОХ БРАЛ ПАРНЕЙ НА ОБУЧЕНИЕ?
- Чертям нужно, чтобы люди им служили, поэтому злодей и берёт ученика, чтобы он потом выполнял его волю. А человек оказывается хитрее, говорит отцу, как его узнать, и освобождается из плена. Но чёрт всякими путями пытается его вернуть, он же его учил, и, естественно, он хочет, чтобы сын старика работал на него, а не на людей.
- Наталья Козлова
МОРАЛЬ СКАЗКИ
Добро победило, а значит, всё человеческое всегда сильнее нечистой силы.
- Наталья Козлова
Контраст светлых и тёмных сил изобразила в своей работе студентка Омского государственного педагогического университета Дарья Рычкова. О конкурсе иллюстраций для сборника девушка узнала от преподавателей и решила, что сказки - это не только детское развлечение. Работа выполнена в технике линогравюры. Сначала изображение вырезается на куске линолеума, затем наносится масляная краска и с помощью станка, валика или под прессом переносится на бумагу. Процесс кропотливый. По мнению девушки, тема любви к труду поднимается и в истории с Охом и его учеником.
По тексту сказки часто можно отследить, когда она была записана. На один из таких моментов обратила внимание при прочтении заместитель директора по научной и выставочной работе Городского музея "Искусство Омска", культуролог Анастасия Гараева. Например, триггер сюжета - в формуле "отдать сына учиться", обещании "научить всем наукам". В более ранних же изводах вероятной была бы формулировка "отдать сына в услужение".
Говорят, что наши мысли и слова материальны. Сказка тому подтверждение. Беду можно вызвать одним охом, так что побольше позитивных междометий вам. Даже если на пути встречаются злодеи, ваше главное оружие и ключ к победе - смекалка. Никогда не охай - и не быть беде, если уж всё плохо, силы найди в себе!
Фото рисунка предоставлено Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney