Инженер и путешественник из Бразилии - 81-летний Алейшо Белов приехал в Омск. Цель его визита - знакомство с красотами сибирского региона, встреча с другом - капитаном яхты "Сибирь" Сергеем Щербаковым и обсуждение нового путешествия, которое может стать историческим.
В 2025 году из Бразилии по Северному морскому пути планируют отправить совместную российско-бразильскую экспедицию. Провести её намерены под эгидой стран БРИКС и при поддержке Русского географического общества. В состав экипажа войдут русские и бразильские мореплаватели, в том числе члены команды яхты "Сибирь" с капитаном Сергеем Щербаковым и Алейшо Белов с учениками, которых он воспитал.
В первый день календарной осени путешественник прибыл в Омск. Это его второй визит в наш город. Первый был коротким: во время большого путешествия по Транссибирской магистрали Алейшо со своим сыном Алексеем ненадолго останавливался на железнодорожном вокзале, чтобы познакомиться с капитаном Щербаковым. Об истории их дальнейшей дружбы, результатом которой стало планирование плавания по Северному морскому пути, читайте здесь.
Нам же удалось лично пообщаться с легендой Бразилии и задать ему ряд интересных вопросов. В этот раз бразилец с русскими корнями знакомится с Омском обстоятельнее. Сейчас он путешествует по северу региона, чтобы своими глазами увидеть уникальную природу края. До этого побывал в омском яхт-клубе и в Международном пресс-центре "Евразия сегодня", где рассказал, как началась его любовь к морю, почему оказалось недостаточно одной кругосветной экспедиции, почему его так манит Россия, как семья отпускает его в дальние плавания и что он возьмёт с собой на необитаемый остров в первую очередь.
Алейшо Белов - бразильский инженер, владелец крупной строительной компании в Бразилии численностью 1600 человек, путешественник, яхтсмен, водолаз и писатель. За 81 год жизни он спроектировал и построил множество объектов, в том числе яхты, на которых совершил пять кругосветных путешествий.
Кроме того, Алейшо - отец пятерых детей (четыре дочери и сын), воспитал несколько десятков яхтсменов, создал музей в Салвадоре и написал 13 книг на португальском языке. Три из них - это автобиография (их готовят к публикации). Он знает пять языков, прекрасно говорит по-русски и, несмотря на возраст, планирует сложные и большие путешествия.
В беседе с корреспондентом "Омск Здесь" Алейшо поведал, что его большая любовь к морю началась с юношеского любопытства и случайной встречи.
- Я сам не знаю, почему меня так тянет в плавания. Я родился в Советском Союзе и был очень маленьким, когда отец и мать выехали со мной сначала в Европу, а затем в Бразилию. Уже там, когда мне было 17 лет, ухажёр моей сестры, уезжая из Салвадора в Рио-де-Жанейро, оставил часть своих вещей. Среди них были очки для подводного плавания. Я не знал тогда, что это такое, и спросил его: "Для чего эти очки?" А он ответил: "Это рыбок в море смотреть". Я и пошёл посмотреть рыбок в море. Зашёл по пояс в воду, надел очки и наклонился. И всё! Вся моя жизнь стала морем, а того человека, который перевернул всю мою жизнь, я больше и не видел никогда.
Изображение создано с помощью Midjourney
Алейшо Белов родился в 1943 году городе Мерефа в Харьковской области. Родители дали ему при рождении имя Алексей. Его пришлось сменить в Бразилии, куда перебралась семья в 1949 году. Именно тогда, в возрасте 6 лет, Алейшо впервые пересёк океан. Кстати, когда у Алейшо родился сын, он дал ему своё русское имя. Это единственный бразилец во всей стране, которого зовут Алексей.
- Я родился в годы войны, даже не в госпитале, а в погребе. Родителям было нелегко. Отец собрал повозку и пошёл в Европу. Эвакуировались сначала в Польшу, потом в Германию, потом в Италию, а затем встал выбор: Америка или Бразилия. Мой отец-агроном, сказал, что его навыки пригодятся больше там, где много земли. И это очень хорошо, что он выбрал Бразилию, я Америку не очень люблю, - говорит путешественник.
В Бразилии он прошёл путь от эмигранта до национального героя, став первым в мире человеком, совершившим одиночное кругосветное плавание под бразильским флагом. Отправиться в такое плавание Алейшо мечтал много лет. Он выучился на инжинера, преподавал в университете, увлекался дайвингом. Первую лодку Trеs Marias (исп. - Три Марии) он построил своими руками. На ней в 37 лет он отправился в кругосветное плавание, которое длилось 14 месяцев.
После первого одиночного кругосветного плавания было ещё два, по два года каждое. Путешественник признаётся, что они нужны были ему, чтобы учиться, узнавать всё, что можно узнать о море и хождениях под парусом на своём опыте, без подсказок и помощи.
Изображение создано с помощью Midjourney
В 1981 году Белов открыл свою компанию, которая специализируется на портовом и подводном проектировании. Сегодня в ней работает порядка 1600 человек, из которых более трёхсот - водолазы.
- Я окончил университет, стал инженером, строю порты, платформы, маленькие корабли. Гуляю только на море. Сначала я построил маленькую лодочку и совершил три одиночных путешествия. Я и лодка трижды объехали весь свет вдвоём. Я это делал, потому что мне надо было научиться. Потом я подумал, что не могу умереть и не передать свой опыт молодым бразильцам. Тогда я решил заработать много денег и построить большую лодку.
В строительство большой современной парусной яхты инженер Белов вкладывал все заработанные деньги. Пять лет он лично конструировал парусную яхту Fraternidade (в переводе с португальского - "Братство") - 21,5 метра в длину и с серьёзными характеристиками, позволяющими плавать в суровых условиях. В четвёртое кругосветное плавание в 2010 году он отправился уже на ней, в сопровождении молодой команды, которую он воспитал. Самому Алейшо Белову исполнилось 68 лет.
- Я хотел поделиться накопленным опытом и знаниями с другими, поэтому создал собственную парусную школу. Выпустил 26 студентов. Эти молодые бразильцы отправились со мной в две следующие кругосветки совершенно бесплатно.
Изображение создано с помощью Midjourney
Во время одного из плаваний Алейшо специально заплыл в Чёрное море, чтобы посетить места, где он родился, и побывал в доме, где жила его семья, когда он был совсем маленьким. Россия всегда манила его. Среди пяти языков, на которых говорит бразилец, есть и русский язык, которым он владеет в совершенстве.
- Я говорю по-русски не так хорошо, как вы, потому что сейчас редко на нём изъясняюсь. Я хорошо говорю на португальском и английском языках, говорю по-французски, по-испански. Мой отец был русским. Когда я был маленький, он мне перед сном читал русскую литературу, пел мне русские песни. Он когда-то пел в церковном хоре, у него был чудесный голос. С родителями мы разговаривали на русском языке, это сохранилось во мне до сих пор. Я живу в Бразилии, там у меня строительная компания, там я работаю, у меня дети и внуки. Вся моя жизнь там, но я скучаю по России, поэтому приезжаю сюда.
В 2019 году Алейшо исполнил одну свою мечту. Вместе с сыном они совершили путешествие по Транссибирской магистрали - от Санкт-Петербурга до Владивостока, а оттуда на Камчатку.
- Поездка была замечательной! Мы пересекли всю Россию на разных поездах - и фирменных, и простых пассажирских. Мы встретили много людей, близких нам по духу. Сын очень интересовался знакомством с местными жителями, с их бытом, привычками. Здесь он получил уникальный опыт. Перед поездкой мы узнали, что в июле из Омска будет стартовать кругосветное плавание яхты "Сибирь", посвящённое 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, и договорились о встрече с капитаном Сергеем Щербаковым. На несколько минут мы встретились на перроне ж/д вокзала во время стоянки поезда, но успели пообщаться, обменялись книгами, и я пригласил Щербакова к нам в Салвадор.Теперь вот приехал в Сибирь говорить о нашей совместной поездке.
В ответ на вопрос, какое самое красивое место мира, Алейшо сначала перечисляет места, а потом говорит, что всё прекрасно по-своему. Как и путешествия. Правда, первая кругосветка до сих пор остаётся особенной, потому что впервые.
- Есть разная красота. Французская Полинезия - натура прекрасная, вода, горы, люди очень хорошие. Люди работают два дня в неделю - один рыбу ловят, второй - фрукты собирают, они делают дома из листьев пальмы, совсем они не обязаны много работать и очень много живут. Там речки красивые, водопады. Они танцуют, поют песни и очень хорошо живут. Антарктика тоже очень красивая - это другая красота, там везде лёд, лёд, лёд, пингвины, рыбы всякие, белые медведи. В Индонезии очень красиво тоже. У них 13 тысяч островов! Люди делают скульптуры из дерева, красивые вещи, одежду, танцуют прекрасно. Каждое место имеет красоту, нельзя её сравнить.
Особенной путешественник считает и Сибирь, с которой как раз знакомится ближе в эти дни.
- Сибирь - особенное место. Это очень богатый край. Территория большая, жалко, что мало людей. Надо закон вашему правительству сделать, чтоб женщинам с детьми помогать хорошо. Населить надо Сибирь, больше людей - это самое главное. У меня вот от первой жены две дочери, от второй - две дочки и сын.
Морской музей Алейшо Белова
В Салвадоре есть музей, который создал и поддерживает знаменитый бразилец. В нём собран его жизненный опыт за годы хождения по морям. Главный экспонат музея - та самая яхта Алейшо Trеs Marias, сделанная его собственными руками и с которой он вдвоём трижды обогнул Землю по воде.
- На первом этапе своей жизни в одиночных кругосветках я учился. Потом построил Fraternidade и учил молодёжь. Музей и фонд - это ещё один большой этап моей жизни. В какой-то момент я стал думать, что будет после меня с коллекцией предметов, которые я привёз из путешествий и понял, что пришло время поделиться наследством с другими людьми. Идею музея предложил мне друг, архитектор Лоуренсо Мюллер. Он хотел превратить парусник Trеs Marias в монумент и установить его на городской площади в Салвадоре. Но было много препятствий. И я опасался, что памятник, поставленный при одном губернаторе, при другом может разрушиться без должного ухода. И решил создать частный музей и фонд, который им управляет.
Музей основали в историческом центре Салвадора (включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО), в особняке площадью 300 кв. метров. Сначала туда был перевезён главный экспонат - парусная яхта Trеs Marias. Для этого пришлось даже разобрать часть крыши исторического здания. Есть там навигационное оборудование и морские карты, которые Алейшо использовал в своих плаваниях, картины, предметы искусства, раковины с побережий всего мира, различные архивные документы, важнейшие книги из личной библиотеки и множество фильмов, снятых в путешествиях.
Алейшо Белов ещё и писатель. Он написал на португальском языке и выпустил 10 книг о своих путешествиях. Ещё три готовятся к печати.
- Я, когда сделал одиночное кругосветное путешествие, уже тогда написал четыре книги. Потом построил лодку и каждую поездку пишу по книге. Но я инженер всё-таки, не так хорошо и быстро пишу. Если какое-либо издательство в России заинтересуется их переводом и публикацией, я готов предоставить для этого права.
Есть у Алейшо и те, кто его вдохновляет:
- Был один человек. Олег - русский француз. Он многому меня научил. Есть везде - в Америке, Англии люди, которые много плавали. Но самый главный - Амундсен - в 1906 году он первым проехал Северный морской путь. Я учил его книги, что про него говорят. Я тоже сделал этот Северный путь, но по Канаде, теперь с вашим капитаном Сергеем Щербаковым хотим сделать по Сибири.Я всю жизнь мечтал побывать в Арктике и обогнуть евразийский континент по этому маршруту.
Уже под конец беседы мы задали Алейшо короткие вопросы, на которые он ответил с юмором и искренне.
- Что вы больше всего цените в людях?
- У каждого человека под парусом проявляется своё сильное качество. Кто-то умеет здорово ставить парус, кто-то вязать узлы, кто-то хорошо разряжает команду в конфликтах. Каждый силён своим.
- Как ваша семья относится к вашим сложным и далёким путешествиям? Не просят ли остаться дома?
- Труднее было, когда я первый раз поехал. Но я развёлся, так получилась, и поехал. Потом трижды я ездил одиноко. Потом опять женился. Вторая жена уже знала моё увлечение. Трудно иногда, но море меня зовёт. Ничего не могу сделать. Мне трудно не путешествовать, я не могу по-иному.
- Какие три вещи вы взяли бы с собой на необитаемый остров, если бы пришлось там оказаться?
- Вы не сказали, какой остров - холодный или тёплый. Я был на многих островах. Например, ножик, чтоб кокосы обрезать. Еду, потому что трудно самому добывать. И одеяло, чтобы не было холодно. Самое главное - очки, чтоб нырять, рыбу ловить и кушать. Я профессиональный водолаз и мне это дело очень нравится.
- С чего начинается ваше утро?
- С работы. Я встаю в шесть утра и иду на работу. Проектирую, строю, решаю. Я инженер. Я каждый день старею. 71-й день рождения я отметил в Антарктиде. Вместе с сыном мы тогда преодолели сложнейший пролив Дрейка. Потом была Аляска. Сейчас мне 81 год. Но мы всё ещё едем, плывём и планируем.
- Каким было самое сложное и опасное путешествие?
- Путешествовать не опасно. Жить - опасно.