Сибирская этно-шаманская группа Nytt Land в августе этого года покорила сразу три европейские сцены. Музыканты Анатолий и Наталья Пахаленко выступили на фестивалях в Норвегии, Германии и Польше, презентовав своё уникальное шоу, основанное на традиционных обрядовых песнях коренных народов Сибири и Северной Европы, и впервые исполнив вживую часть нового проекта "Предание о Нишанской Шаманке".
Так, первый фестиваль, который посетила группа Nytt Land - фолк-метал-фестиваль северной музыки Midgardsblot. Он проходит на протяжении десяти лет в Норвегии на берегу Северного моря, в городе Борре, где находится один из крупнейших в Северной Европе могильников скандинавского железного века - археологический центр эпохи викингов Midgard Viking Center. Путь к фестивальной площадке проходит мимо курганов, где были захоронены вместе со своими кораблями знатные викинги.
На норвежском фестивале Nytt Land не впервые, но впервые музыканты из Сибири выступали в качестве хедлайнеров на главной сцене. Они привезли поклонникам необычного жанра свой новый полноформатный альбом Torem (выпущен в октябре 2023 года).
Во второй день фестиваля Midgardsblot впервые в живом исполнении прозвучал один из последних проектов группы - "Предание о Нишанской Шаманке". Часть большого проекта представили на специальной сцене фестиваля - в помещении старого деревянного дома настоящих викингов.
- Альбомом Torem мы заявляли на фестиваль основной программой. Но мы также предложили организаторам новый проект,который сейчас выходит раз в месяц на площадках издания "Евразия сегодня", а английская его версия - на нашем лейбле Napalm Records. Это специфичный, не концертный формат, больше театральный, повествование, разбавленное песнями. Настоящая, древняя, шаманская, наша сибирская легенда. Организаторы нас поддержали, предложив для выступления зал вместимостью до трёхсот человек. Зал был забит битком! Нам интересно было услышать фидбэк от поклонников, и мы получили даже большее, чем ожидали. Мы поняли, что с этим проектом нужно выходить к зрителю и выступать вживую, а не только выпускать его на онлайн-площадках. Люди писали, что уходили в транс, происходило что-то нереальное, - рассказывает солистгруппы Nytt Land.
После Норвегии музыканты отправились в европейское турне и отыграли два больших ночных шоу на фестивалях Wolfszeit в Баварии и Metal Mine в Польше. Реакция зрителей оказалась неожиданной для сибирских музыкантов:
- В Германии и Польше это уже стандартные метал-фестивали. В России такая музыкальная сцена находится в андеграунде, у нас необходимо больше времени для формирования аудитории, которая осознанно будет интересоваться такой музыкой.Здесь она только начала появляться. Говорить о том, что народ её отвергает, не надо, просто знакомится пока, - объясняет Анатолий Пахаленко. - Что касается польских и немецких фестивалей, то они отличаются. Если немцы проводят фестивали за городом, на природе, в лесу ставят огромные сцены, то поляки стараются выбирать необычные места. Замок какой-нибудь древний или, как в этом году, территорию бывшей горнодобывающей шахты, закрытой в середине XX века. Cсейчас это большой музей. В Германии у нас уже есть аудитория, и мы примерно понимали, чего ожидать, а вот в Польше неожиданно для нас реакция оказалась как и в Норвегии: зритель требовал выйти на бис. Нам пришлось выходить, общаться с людьми, хотя до самолёта оставалось часа четыре.
"ПРЕДАНИЕ О НИШАНСКОЙ ШАМАНКЕ"
Идея создания нового проекта Nytt Land зародилась во время записи альбома Torem. Менеджеры лейбла Napalm Records заинтересовались, что известно о шаманизме в Сибири, и предложили сибирским музыкантам исследовать эту тему.
В основе Siberian Tales - один из самых древних и полных среди дошедших до наших дней источников по сибирскому шаманизму - "Нишань Самани Битхэ" ("Предание о Нишанской Шаманке"). Маньчжурская легенда о молодой шаманке Тэтэкэ, которая отправляется в путь в Страну мёртвых (Земли Ильмун-Хана), чтобы вернуть к жизни погибшего на охоте 15-летнего Сигурдая Фьянгу, наследника местного правителя.
- Наташа (Пахаленко - прим. ред.) как раз в это время читала российскую научную монографию по сибирскому шаманизму. Там была тема по "Преданию о Нишанской Шаманке". Это один из самых главных источников по сибирскому шаманизму. Благодаря сохранившимся верованиям коренных народов Сибири, у нас есть возможность знакомиться с уникальными легендами, преданиями, мифами. Предание уже около тысячи лет передаётся в устной форме. В нёмсодержатся детальное описание шаманских камланий и оригинальные тексты песен шаманки, которые используются при обрядах и контактах с духами на тунгусо-маньчжурском языке. Наташа предложила сделать на основе этого материала большой проект. Очень долго мы всё это записывали, озвучивали, сводили. Нам нужно было сделать полностью музыкальное сопровождение, спеть на древнем языке, записать музыку. Причём не просто наши музыкальные инструменты взять, а учитывать то, на чём в то время играли шаманы. 800 лет назад у них не было никаких скрипок и флейт. Пример мы посмотрели, путешествуя по Южной Америке. Там до настоящего времени с минимальными изменениями дошла архаичная музыка центрально-американских индейцев. Мы послушали, как звучат местные исполнители, и использовали это в работе над "Шаманкой" - минимализм, архаизм, энергетика самой песни. Это звучит всё очень-очень мощно.
Автор и время создания "Предания о Нишанской Шаманке"неизвестны. Исследователи называют "поэтический рассказ о шаманке Ниджан", основанный на народных шаманских воззрениях, одним из немногих произведений письменной литературы, тесно связанных с народным творчеством.
- Тунгусо-маньчжурский народ жил рядом с Китаем, а китайцы фиксировали всю свою историю в документах. Соответственно эта легенда тоже была зафиксирована в нескольких китайских документах, в том числе тексты песен, настоящих, шаманских. Эти призвания духов, путешествия между мирами, благодаря китайской древней науке до нас дошли, - поясняет Анатолий.
Музыканты признаются, что во время исполнения своих песен стали замечать и мистические вещи. Во время выступления Nytt Land в любой точке земного шара рассеиваются тучи.
- Мы уже привыкли. Раньше смеялись, а сейчас понимаем, что это не совпадение. Если мы выступаем в тёплое время года, неважно где, и идут дожди, то, как только мы выходим на сцену, выглядывает солнце. Вот серьёзно. Я не знаю почему. В прошлом году в Мурманске, в этом году на Алтае и в Норвегии, до этого много раз было. В этот раз мы прилетели в аэропорт Осло, нас встречают, льёт дождь. Август в Норвегии - всегда самый дождливый месяц в году. Нас встречает машина, мы едем, всю дорогу льёт дождь, дождь на следующий день, а когда нам выступать, выходит солнце. На второй день мы остаёмся презентовать "Шаманку", и снова солнце. Вечером садимся в машину, уезжаем в аэропорт, ночью начинается снова дождь. В 2018 году было то же самое. В Бийске мы играем, идёт огромная туча, идёт, мы играем, и солнце начинает через неё пробиваться, а туча просто стороной обходит. Если зимой мы выступаем, то снег начинается. В этом году в Нидерландах концерт отыграли, приехали в отель, просыпаемся утром, а всё покрыто снегом. У них там берег, море, тепло, снега не было лет 20, наверное. Наташа даже там снеговика слепила.
На вопрос, как изменилась группа за последние 10 лет, Анатолий ответить затрудняется. Говорит, что творчество для них с Натальей - постоянный процесс:
- Нам трудно оценивать, как мы меняемся. Ну, костюмы другие были, звучание, потому что техническая база другая. У нас идёт постоянный процесс. Тогда песни не все были написаны, которые написаны сейчас. Да и сейчас ещё не написаны те, которые будут звучать через четыре года. Нам нравится то, чем мы занимаемся. В 2018 году было круто. То, что происходит сейчас, это круто. То, что будет через 2-4 года, через 10-20 лет, это тоже будет круто. Потому что, если это не будет круто, мы просто не будем этим заниматься. Нам неинтересно будет. Нам должно быть интересно. Мы же музыку не на заказ делаем и не под какие-то модные влияния. С 2013 года мы делаем то, от чего нам самим кайфово. Музыка должна быть многослойна. Это не должно быть по щелчку. Когда есть люди, которые ощущают наше творчество как что-то своё, люди, которые ловят нашу волну, нашу энергетику, которую мы в эти песни вкладываем, это здорово. Когда выходишь на сцену, перед тобой многотысячная аудитория, огромное количество людей, и они все ждут и узнают твои песни, это вдохновляет, воодушевляет очень сильно.
О ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ
Какими бы далёкими и насыщенными событиями не были путешествия уникальной группы из Сибири, музыканты признаются, что "в гостях хорошо, а дома лучше":
- Из любой точки мира мы возвращаемся домой. И никогда не было сомнений, вернуться или нет. Дом - это дом. Родина всё-таки. Да, фестивали там лучше, но не в фестивалях же дело! Ну и мы там чужие, это не наша земля, мы там не родились. Первые разы выезда за границу было много эмоций - другой мир, другой менталитет. Языкового барьера у нас нет. Я сразу переключаюсь на английский, Наташа изучает немецкий, в Германии она мне помогает. Мы приезжаем туда, чувствуем себя в гостях, нас здорово принимают, но домой очень хочется всегда. Мы возвращаемся в Россию и чувствуем, что мы дома, и это чувство непередаваемое. Сейчас много работы с "Шаманкой". Думаем вывести проект на сцену в России. Мы видим большой интерес у иностранцев, но очень хочется рассказать это предание своим землякам. Чтобы поняли и услышали его здесь.
Найти песни проекта "Предание о Нишанской Шаманке" можно на сайте издания "Евразия сегодня", где каждый месяц до апреля будут публиковаться новые части проекта (русская версия эксклюзивно представлена на ютьюб-канале #евразийскаямедиагруппа)
Фото: Илья Петров, а также предоставлены героями публикации