12 августа в музее состоялся пресс-показ легендарной картины "Боярыня у окна" - шедевр вернулся после масштабной реставрации. Специалисты рассказали, с какими сложностями столкнулись реставраторы и кем был Маковский для русского искусства.
Константин Маковский входит в число лучших живописцев последней трети XIX века. На арене художников приобрёл известность как автор портретов, исторический картин, стал одним из самых модных и высокооплачиваемых художников своего времени.
Художника увлекала русская старина XVII века, быт бояр времён правления царя Алексея Романова. Добротность и царственность старой Руси тогда манила не только художников, но и писателей. Ряды славянофилов и почвенников множились, а со всех углов голосили о возрождении "русской соборности". Картина "Боярыня у окна" была написана Маковским в 1885 году, в зрелый период творчества, и пополнила ряд картин, воспевающих красу русской старины.
- Маковский интересен и с точки зрения становления исторического жанра и трансляции исторической правды, бытовой исторической правды. Потому что если мастера XVIII столетия в русском искусстве, говоря о древнерусской истории, изображают полуантичных персонажей, то художники второй половины XIX века, в числе которых был Маковский, обращаются уже к музейным предметам, изучают музейные коллекции, музейную архитектуру, древнерусскую архитектуру. Тем самым формируют образ прошлого, - отметила Фарида Буреева.
"Боярыня у окна" поступила в Западно-Сибирский Краевой музей в 1927 году из Государственного музейного фонда. Художник мастерски с этнографической достоверностью передал все детали богатого и тяжёлого наряда молодой женщины (столько драгоценных камней украшают её наряд). Благодаря художнику мы можем представить, как выглядела знатная женщина в период, когда Русью правили цари, а не императоры. На картине изображена жена художника Юлия, черты лица которой мы можем увидеть на многих его портретах. Так, встретились две эпохи: в наряд боярыни XVII века облачена женщина XIX столетия.
Реставрационные работы проводились в течение года. Почему так долго некоторые посетители музея ждали свою любимицу у окошка? Параллельно к выставкам готовились около 20 работ, ведь работа в музее никогда не стоит на месте. Все реставрационные мероприятия были проделаны заведующей отделом реставрации живописи и темперы, художником-реставратором высшей категории Натальей Минько. Она отмечает, что самые тяжёлые работы были доверены Петру Минько - именно он занимался работой над заменой подрамника картины и проводил дублирование красочного слоя.
Художник-реставратор рассказывает, что самой энергозатратной во всём процессе реставрации была работа с красочным слоем. Художник писал картину наскоками, параллельно был занят другими делами - возил свои картины в Лондон и Париж, а к "Боярыне" возвращался лишь в свободное время, потому что сроки его не подгоняли. Так он постоянно что-то переделывал в ней, дописывал картину, что повлияло на её сохранность. Кроме того, это уже не первая реставрация картины, что накладывает свой отпечаток. Наталья Минько отметила, что любое произведение играет значимую роль для неё.
- Трепет всегда сохраняется, хоть это советское произведение, хоть русское, хоть западноевропейское. Трепет сохраняется всегда. И очерёдность - мы вперёд берём те работы, которые требуют экстренного вмешательства, несмотря на то что это, допустим, неизвестный художник. Блата нет, - отметила реставратор.
В этот раз в процессе реставрации использовались новые материалы из Швейцарии и США, и теперь остаётся только наблюдать, как картина будет вести себя после применения уже новых материалов.