Учеников ЦМШ всё чаще можно увидеть на площадках Омской филармонии. Молодые артисты регулярно приезжают в Омск и собирают здесь полные залы, гости таких вечеров остаются в восторге: безо всяких "скидок на возраст", отмечая не уступающий взрослому исполнительский профессионализм и мощнейшую энергетику юности.
Сколько времени приходится уделять музыке, как молодые музыканты балансируют между учёбой и репетициями и какие планы строят на будущее, они рассказали "Омск Здесь". Познакомимся с новым героем - фаготистом Андреем Грачом. Он рассказал, насколько нужно уметь задерживать дыхание, чтобы виртуозно играть на инструменте, и почему отсутствие сочинений для фагота у Рахманинова - повод для грусти.
- Андрей, такой инструмент, как фагот будто создан, чтобы удивлять. Расскажи, как он появился в твоей жизни? Как вообще началась твоя музыкальная жизнь?
- Она начиналась не с фагота - вначале я учился по классу фортепиано. Я из музыкальной семьи, поэтому ответить, когда именно было принято решение заняться музыкой, не смогу - все же начинают заниматься музыкой ещё в том возрасте, когда решение принимают родители. Мама говорит, что по мне ещё в очень раннем возрасте было видно, что музыка меня увлечёт - я любил только музыкальные игрушки (улыбается). Что касается фагота, то встречу с этим инструментом я считаю настоящим чудом, которое со мной произошло в 12 лет. Этот бархатный и такой благородный тембр его звучания, эта внешняя красота - я просто замирал, слушая и смотря, как играет мой педагог Станислав Александрович Катенин. Это был новый мир, восхитительный и манящий. Тот самый первый день нашего урока я для себя назвал Днём фагота и теперь праздную его каждый год 24 июня.
- В чём шарм духовых инструментов?
- Наверное, в том, что они очень напоминают звучание человеческого голоса.
- Если пофантазировать: каким бы человеком был фагот? Чем бы он занимался, какой у него бы был характер, голос?
- Очень глубоким. Глубоко чувствующим, сопереживающим, поддерживающим. Что не исключает в нём юмора и весёлости. Хотелось бы, чтобы такие люди-фаготы встречались во многих городах, даже в каждом. В Омске я исполнял Каватину Алеко, и в тот момент Алеко был для меня олицетворением фагота в человеческом мире. Но бывают и другие его "человеческие" проявления, например, в Скерцино Купревича фагот точно шутит и веселится.
- Студенты ЦМШ часто выступают в Омске, но музыкант с фаготом в рамках этих концертов - впервые. Кажется, что исполнителей на этом инструменте меньше, чем, например, скрипачей. Расскажи, в ЦМШ есть численное преимущество исполнителей на каком-то инструменте?
- Мне сложно посчитать, есть ли численное преимущество исполнителей на каких-либо инструментах в ЦМШ, но это точно не фагот. Фаготистов у нас в разные годы максимум 8-10 ребят. Но мне очень хочется, чтобы было больше таких счастливчиков.
- Сколько часов в день ты занимаешься игрой на инструменте?
- Мой любимый вопрос! (смеётся). Когда я вырасту, обещаю себе, что напишу об этом книгу. На любом музыкальном инструменте нужно заниматься регулярно - это важно. Но точно нельзя заниматься "по часам". Иначе это не занятие музыкой, а "высиживание" положенного времени. Самое главное - заниматься вдумчиво, ставя на каждое занятие себе какую-то определённую цель и добиваясь её. И такой настрой - самый эффективный для меня. А ещё долгая игра на духовом инструменте может привести к тому, что можно переиграть губы. Поэтому нужно быть очень внимательным к себе, когда занимаешься, чтобы вовремя сделать паузу или вовсе на время отложить инструмент.
- Топ способов бороться с усталостью и ленью? Или эти слова не знакомы?
- Очень знакомые слова!!! Наверное, сон. Это про усталость. А про лень… ну она проходит, когда начинает получаться то, что задумал.
- Говорят, лучший отдых - смена деятельности. Есть ли у тебя хобби, как ты развлекаешься?
- Футбол и спортивный зал, наверное, их можно назвать моими постоянными хобби. Ещё люблю играть в компьютерные игры, иногда пишу электронную музыку и создаю сюжетно-ролевые игры. Но на последнее вообще нет времени...
- А есть ли разделение: инструмент для девочек, инструмент для мальчиков? Как считаешь, почему в подсознании мы с флейтой чаще представляем девушку, а с трубой, кларнетом, фаготом - молодого человека?
- Не знаю таких стереотипов, если честно. Разве что с арфой чаще увидишь девочку. На фаготе играют и мальчики, и девочки. У нас в классе, наверное, поровну и тех, и других. Но, может быть, у кого-то эти ассоциации как раз связаны со звучанием инструмента: низкий регистр, значит, должен играть мальчик.
- Я читала, что многие фаготисты считают, что Чайковский смог найти оркестровую нишу для фагота, а, используя его звучание как сарказм в "Сказке о попе и работнике его Балде", "похулиганить" даёт Шостакович. На твой взгляд, какие сочинения и кто из композиторов интереснее всего раскрывают инструмент? Чем уникальны эти произведения?
- У Вивальди написано более 30 концертов для фагота. Наверное, барочное звучание фагота он раскрыл как никто. В стиле классицизма фагот прекрасен у Моцарта. Очень жалею, что Рахманинов не писал для фагота, и мы играем переложения его вокальных и виолончельных произведений. Но рахманиновскую мощь и пронзительность фагот передает замечательно, даже исключительно, мне кажется.
- Не могу не спросить. Как музыканты, играющие на духовых инструментах, тренируют дыхание? Правда ли, что духовики могут с лёгкостью надолго нырять под воду, или это вещи, которые между собой вообще не связаны?
- У духовиков есть специальные тренажёры дыхания: такие трубочки, присоединённые к колбе, в которой есть мячик (как для настольного тенниса). Тренировка на этом тренажёре позволяет не только научиться "сильно" дышать, но и управлять дыханием, делать его равномернее и продолжительнее. Задача - дышать так, чтобы мячик удерживался на одной и той же высоте, не падая на дно колбы. Весёлое, кстати, занятие! Нырять под воду я могу, но это потому, что с двух лет занимался плаванием, а не потому, что это требуется фаготисту. Но в целом объём лёгких у духовиков, конечно, больше обычного человека. Да и считается, что болеют духовики всякими простудами реже.
- На сколько времени тебе хватает одного вдоха? Какой эта цифра была в первом классе?
- Не замерял. Проверю, спасибо вам за идею.
- Кто из композиторов пишет самые длинные музыкальные фразы для фагота? Вдохи прописаны в нотах или каждый музыкант их берёт, когда посчитает нужным?
- Вдохи если и прописаны, то не композитором, а редактором. У вдохов есть определённые правила, когда и как они берутся. Это зависит от стиля музыки, от музыкальной фразы, ну и от удобства исполнителя, конечно. Самое главное, как меня учил мой педагог, - дыхание нельзя брать в середине музыкальной фразы, если это нарушает целостность звучания.
- Как по-твоему, музыка всегда про что-то или это, скорее, больше о блестящей технике? О чём твоё любимое произведение?
- Музыка всегда о борьбе добра со злом, о самых важных для человека темах, о чувствах, мыслях, которые волнуют. Блестящая техника - это вообще не про музыку, это про исполнение.
- Быть молодым и любить классику - каково это? За что любишь эту музыку? Или когда приходишь с занятий, например, включаешь рэп?
- Ммм… честно говоря, не совсем понимаю, что значит в данном случае "каково". Любить музыку - это потребность, тяга любого человека, мне кажется. И возраст тут не имеет значения. Наверное, если бы я вдруг разлюбил классическую музыку, то смог бы сравнить эти два состояния и ответить на этот вопрос - каково это быть молодым и любить классику или быть молодым и не любить её. Но всё это совсем не исключает того, что мне, например, нравится джаз или компьютерная музыка. В каждом стиле есть своё очарование, шарм, как вы и сказали.
Фото: Елизавета Медведева