Мошенники добрались до вашего личного кабинета на портале Госуслуг. Что делать?
Для начала попробуйте сбросить старый пароль по номеру телефона. Для этого на странице авторизации выберите "Восстановить", введите телефон и номер одного из документов: паспорта, ИНН или СНИЛС.
Не получилось войти с помощью телефона, попробуйте вариант с адресом электронной почты.
Если вы устанавливали контрольный вопрос, система задаст его. После нужно будет либо ввести код из СМС, либо перейти по ссылке из письма.
Оба способа - и через телефон, и через почту - не срабатывают? Вероятно, злоумышленники уже успели поменять e-mail и номер телефона в вашем профиле.
Доступ к госпорталу можно восстановить через банк! Если вы являетесь клиентом одного из них, зайдите в свой личный кабинет на сайте или в приложении, найдите сервис "Регистрация на "Госуслугах" и следуйте инструкциям. Не пугайтесь названия. Тем, у кого уже есть аккаунт на госпортале, здесь именно восстановят к нему доступ, а не заведут вторую учётную запись.
Новый пароль от аккаунта придёт на номер телефона, который вы указали в банке как основной. Даже если мошенники успели заменить его в "Госуслугах" на свой, код для входа получите именно вы.
Но этот способ не сработает, если взломщики уже поменяли или установили контрольный вопрос. Тогда вернуть себе управление аккаунтом получится только офлайн.
Восстановите доступ в одном из центров обслуживания клиентов "Госуслуг". Все они отмечены на карте госпортала. Но вам нужно выбрать только те из них, которые проводят "Восстановление доступа". Это легко сделать с помощью фильтра - значок, похожий на воронку. Важно как можно быстрее добраться до ближайшего центра с паспортом и СНИЛС. Если к профилю привязан не ваш номер - сразу замените его.
Наталья Стрельникова - заместитель управляющего отделением Омск банка России:
- Не раскрывайте никому свои логин и пароль, паспортные данные, не называйте коды из СМС. Помните, что сотрудники "Госуслуг" не обратятся к вам сами, если вы не подавали им никаких заявок. Если кто-то без вашей инициативы звонит и общается с вами от имени портала, лучше всего повесить трубку.
Как защитить свой аккаунт?
Зайдите в раздел "Безопасность". На вкладке "Вход в систему" перечислены разные способы защиты. Чтобы включить любой из них, передвиньте ползунок в нужной графе.
Выберите один или несколько вариантов:
Установите вход с подтверждением по СМС. При каждой авторизации на ваш мобильный будет приходить новый код для входа. Перед тем как подключать услугу, убедитесь, что в профиле записан актуальный номер телефона.
Настройте уведомление о входе на "Госуслуги" по электронной почте. Вы будете получать письмо каждый раз, когда вы или кто-то другой будет заходить в ваш аккаунт. Заранее проверьте, верно ли указан ваш e-mail.
Создайте контрольный вопрос - он защитит вас в случае, если мошенники попытаются инсценировать ситуацию, что вы забыли пароль и хотите восстановить его с помощью кодов из СМС и почты. Даже когда им удастся узнать секретные цифры, они не смогут войти в ваш профиль без правильного ответа на контрольный вопрос. Вы сами выбираете тему, но не устанавливайте слишком простые вопросы, ответы на которые легко найти в ваших соцсетях, например, про даты рождения близких или клички животных.
Мошенники часто создают поддельные сайты. Поэтому внимательно сверяйте символы в адресной строке страницы, на которой находитесь. Введёте логин и пароль от "Госуслуг" на фальшивом портале, злоумышленники смогут взломать ваш аккаунт и набрать кредитов на ваше имя. Если оставите на поддельной странице свои платёжные данные (например, для оплаты штрафа или оформления субсидии), с вашей карты украдут все деньги.
Когда в почте вы видите письмо от "Госуслуг" о выплатах, штрафах или с информацией, которую вы не запрашивали, не торопитесь кликать по ссылке. Посмотрите адрес отправителя. Настоящие письма от портала приходят только с почты no-reply@gosuslugi.ru. Зайдите на сайт или в приложение "Госуслуг" и проверьте, есть ли такое же уведомление в личном кабинете.