Общество  •  19 мая 2024, 10:16, последнее обновление 24 мая 2024, 12:14

Жизнь в ритме обновлений: как оставаться на гребне волны в мире разработки

Рассказываем, чем программирование похоже на строительство дома, а айтишники Калифорнии отличаются от омских и зачем лучше думать на С++.

Новый герой нашей рубрики "Войти в IT" человек, который развивался как разработчик вместе со сферой информационных технологий. Он начинал свой путь ещё тогда, когда "айтишник" был просто непонятным словом, а на рынке труда эйчары не бегали сломя голову в поисках лучшего кандидата. Он окончил вуз с красным дипломом, любил своё дело, но компании не выстраивались за его компетенциями в очередь. Он знает, что такое глубокое погружение в профессию в то время, когда практически не было никакой информации, а англоязычные обучающие книги надо было переводить самому, чтобы выполнить поставленную работодателем задачу. Сегодня Алексей Коровянский высококлассный программист, сооснователь и технический директор IT-компании Effective, который за 14 лет в профессии не только не потерял к ней интерес, но и каждый день решает, куда двигаться и расти дальше.

- По традиции нашей рубрики спрошу: Алексей, как ты стал айтишником?

- Я окончил школу в 2005 году и, так как мне нравилась математика, пошёл учиться на математический факультет ОмГУ. Тогда слово "айтишник" было очень романтичным и новым. Но пошёл из интереса к математике, а слово "айтишник" меня просто вдохновляло. Информационные технологии, интернет, мобильные приложения - это всё потом. На первом курсе универа мы программы носили на дискетах. И ни у кого в группе не было ноутбука. Иметь его было очень круто. А когда я учился на 5-м курсе, у всех уже были ноутбуки, у кого-то уже были смартфоны. А через 3-4 года после этого так вообще у всех, и не только у студентов матфака. Сейчас же люди вообще не могут представить себя без этих девайсов. Я попал в очень восходящий тренд IT и вместе с ним рос как специалист.

- Когда учился в школе, ты знал, кем станешь, когда вырастешь?

- Будучи школьником я такие вопросы себе не ставил. Мне нравилась математика, для меня это был более понятный предмет, чем, например, русский язык. Тогда я не знал, кем я буду через 5-10 лет. Не мог даже представить, каких результатов достигну. Думаю, многие молодые ребята не знают ответа на этот вопрос, и это нормально. А если кто-то знает и потом идёт с этим ответом по жизни прямо в унисон, то это просто шикарно.

- Ты окончил вуз с красным дипломом. Что было дальше, легко нашёл работу?

- С другом на 3-4-м курсе мы начали делать наши первые проекты. У меня появился какой-то программистский азарт. Тема моего диплома была связана с компьютерными сетями. Я отправлял резюме в федеральные и омские IT-компании. Говорил им, что вот я молодец, написал диплом, выпускник с красными корочками. Мне отвечали либо, что свяжутся со мной, когда будут вакансии, либо не отвечали вовсе. Рынок был очень узкий, а вакансий - супермало. Если и требовался молодой специалист, то минимум с трёхлетним опытом. А ты как выпускник, думаешь, где взять свою первую работу и набраться этого опыта. Потом другой мой друг устроился на работу в омскую IT-фирму и позвал меня. У него был ещё один отличный аргумент для меня в пользу этой компании: из окон офиса было видно мой дом. Вот я и подумал, что это интересное предложение.

- Получается, что красный диплом не был гарантией того, что возьмут на работу?

- В 2010 году, рынок был против кандидата, а потом всё кардинально поменялось. В какой-то момент в IT стали вбухивать много денег. Рынок перегрелся, и стали брать вообще всех. Знаешь, как запустить какую-то простейшую программу? Всё, мы тебя готовы брать и учить дальше. А красный диплом всегда имеет ценность, но не даёт гарантию.

- Что происходит сейчас с трудоустройством молодых специалистов?

- В IT уже не столько денег вкладывают, как во время пандемии. Кандидатов стало много. Я знаю, что сейчас многие молодые ребята переживают за своё трудоустройство. Они-то ещё отталкиваются от историй, которые им рассказывают их предшественники, те, кто немного их постарше и легко зашли в сферу. В целом ситуация повторяется, только конкуренция сейчас выше. Моё поколение как-то выжило, и у нас всё хорошо. То, что сейчас происходит на рынке IT-труда, - это не повод для паники. Честно, хорошим специалистам всегда найдётся работа. Опять же, важный момент - когда меня в то время позвал друг на работу, я не думал о зарплате, главным было то, что у меня есть работа. Дальше много труда. И хорошая зарплата.

- Тебе было важно получить опыт?

- Да, было ощущение, что я работаю, в этом процессе учусь, получаю опыт, становлюсь более квалифицированным специалистом, и мне ещё за это платят.

- Какой у тебя был уровень ответственности?

- В команде было немного ребят, и почти все - выпускники матфака. У тебя есть задача, и ты её должен сделать, а как - особо никого не интересовало. Если ты что-то не знал, то учить никто не собирался - иди и ищи информацию в книжках, в интернете. Я смотрел, какие непростые задачи решали ребята вокруг меня, и они просто брали и делали. И в этой ситуации самому было некомфортно говорить: "Я не знаю, помогите мне, я тут новичок". Было тяжело, не всегда всё понятно, иногда не получалось, но я работал и так учился.

- Как именно тебе удавалось находить решения?

- Я стал заниматься мобильной разработкой - тогда это было очень новое направление. В 2010 году самым главным, хорошим, классным источником информации были книги. Но из-за того, что технологии развивались стремительно, выпущенная, например, год назад книга, сегодня была устаревшей. А книги на русском языке выходили с большим опозданием, поэтому мы искали в интернете книги на английском, скачивали и распечатывали. Потом сами сшивали страницы, потому что они нужны были в работе. Заодно я английский прокачал. После университета я не владел этим языком так, чтобы книги читать - сидел со словарём, переводил. Также, конечно, искал информацию в интернете, на stackoverflow, на YouTube тогда практически не было никакой полезной информации.

- На что похоже программирование?

- Для меня оно похоже на строительство городов и отдельных зданий. В нём есть понятие архитектуры. И если архитекторская задумка, условно говоря, не очень надёжная, ты потом на этом фундаменте не сможешь строить свой дом, код, правильно. Ты будешь строить, а оно будет разваливаться. А для переделки фундамента надо снести всё и начать сначала.

- Алексей, ты помнишь свои первые проекты?

- Самые первые IT-проекты я сделал ещё в школе. Если честно, я до сих пор смотрю и восхищаюсь этими работами. Например, я тогда сделал приложение для игры "Быки и коровы" на Delphi (язык программирования - прим. ред.), и оно до сих пор работает. И там даже есть искусственный интеллект, пусть и очень примитивный.

- Что сейчас тебя вдохновляет, что помогает двигаться дальше?

- Вдохновляет всё, что находится на стыке людей и технологий. Мне интересно наблюдать за тем, как технологии помогают решать проблемы людей, за тем, как последние создают первое. Мне нравится IT как командный спорт и нравится самому создавать эти команды, добиваться результатов. Нравится наблюдать, как люди работают в командах для того, чтобы решать те феноменально сложные задачи, которые 10-20 лет назад выглядели бы абсолютно неразрешимыми. И, честно, они в одиночку неразрешимы - нужно взаимодействовать. Лично для меня это очень интересно.

- Алексей, что сейчас в сфере твоей деятельности?

- Компания, в которой я сооснователь и технический директор, занимается заказной разработкой в основном мобильных и web-приложений. Работаем с местными, российскими и зарубежными заказчиками. На ранней стадии запуска компании я был универсальным специалистом: код писал, людей нанимал, руководил, проекты искал, офис арендовал и так далее. Сейчас уже у нас сформировалась достаточно большая команда - 40 человек. Есть хорошее управленческое звено. Поэтому сейчас я больше фокусируюсь на развитии отношений с клиентами, занимаюсь общей технологической стратегией и системным развитием компании.

- Если говорить про международный опыт, насколько я знаю, несколько лет назад ты был в Калифорнии, знакомился с тем, как там работает и устроена IT-отрасль. Чем запомнилась поездка?

- В связи с моей профессиональной деятельностью мне удалось побывать много где в мире, в том числе и в Калифорнии. Это было интересно. Я бы там отметил созидательную культуру. Люди, которые там занимаются IT, искренне верят, что могут создать то, что изменит мир. Это чувствуется: в разговорах между людьми нет ощущения, что всё плохо, ничего не получится. Хотя и проблем хватает выше крыши. Обычному человеку жить в Калифорнии очень дорого, даже детей научить хоть чему-то дорого. То образование, которое у нас ты можешь получить бесплатно, там стоит космических денег. И их тебе просто никто не даст. Но посыл, что ты можешь быть двигателем прогресса, создать что-то нужное миру, - это заражает и вдохновляет.

- В Омске такого посыла нет?

- В Омске часто сталкиваюсь с тем, что гениальные, талантливые люди, имея неплохие стартовые позиции, сидят и ничего не делают. Или кто-то озвучивает свои идеи, а человек, ни черта в этом не понимающий, начинает ему рассказывать, что всё это фигня, что он не "взлетит", что он вообще не тем занимается. И это вместо того, чтобы сказать: "Слушай, это классно, у тебя всё получится, двигайся в этом направлении". Вот зачем бить по рукам, кому от этого лучше?

- И как такую ситуацию можно исправить?

- Я не уверен, что знаю точный ответ. Хотя критическое, не негативное, а именно критическое мышление - сильная вещь. И у нас оно точно более развито, чем у калифорнийцев. И я даже так скажу, что я как человек, который знает много языков программирования, русский и английский языки, могу сказать, что язык - это не только средство выразительности, но и средство для развития мозга. Так как русский - сложный язык, то русский человек каждый день круто тренирует свой мозг. В этом плане он лучше, чем английский. Если говорить про языки программирования, то в IT отрасли часто говорят: ты научись на плюсах писать (на С++), тогда будешь хорошим программистом. Если писать только на JavaScript или Python, то такой айтишник что-то может, но глубины не видел. А мы, русские люди, говорим и думаем по-русски, это как программисты на С++ пишут. То, что у нас есть такое критическое мышление, этот С++ в голове, - это благо. Ещё бы совсем немножко позитивного мышления и веры в свои силы.

- Алексей, если вернуться к новичкам и тем, кто только входит в сферу IT, что им нужно знать и понимать при погружении в этот мир технологий?

- Есть много вариантов. Можно стартовать с очень базового уровня. Работа ручного тестировщика требует в первую очередь внимательности и усидчивости. Чтобы прокачать эти качества "на входе", можно просто на телефоне запустить любые приложения и постараться найти в них какие-то проблемы. Например, если перевернёшь экран - кнопки разъедутся не так. Или нажмёшь кнопку, а действие не происходит. На самом деле в любом приложении можно найти ошибки. Приложений без ошибок не существует. Это, как в любом офисе, есть стол, который качается, или посуда со сколом в кафе. И как бы там официанты ни следили, чтоб все блюдца были целые, 100 % я сейчас пойду на кухню и найду там блюдце с трещинкой. И в IT так же - как бы программисты ни следили за кодом, дизайном, всегда есть какие-то ошибки. То есть у тебя в телефоне тысяча приложений, в которых можно искать ошибки - тренироваться.

- И после этого ты уже в мире IT?

- Если ты можешь делать это действительно хорошо, то можешь даже работу найти. Да, скорее всего, она будет малооплачиваемой или сначала совсем бесплатно придётся поработать, но ты уже в IT. А дальше ты начинаешь общаться с айтишниками, учиться у них на практике, задавать вопросы. Если специалист видит человека, которому интересно, то он ему без проблем всё расскажет и подскажет, куда двигаться дальше.

- Получается, зайти можно по-разному. Так всё-таки: лучше вкрадчиво или "с ноги" дверь открыть?

- Если более агрессивно заходить, ярко, мощно, то, конечно, тогда надо идти учиться. Большинство позиций требуют умения программировать. Разработчику это и так понятно. Но, например, на такой позиции, как DevRel, по сути, маркетинговая работа, тоже надо уметь программировать. Тем же HR нужен этот навык хоть в каком-то виде, чтобы понимать разработчиков и быть более конкурентными на рынке. Не надо уметь писать великие программы, достаточно самых простых, но ты должен разбираться в процессе. Дело в том, что программирование практически везде вокруг нас. Если ты хоть раз писал формулу в Excel - значит, в этот момент программировал. И просто надо чуть глубже в этом пройти. Для более серьёзного погружения в IT, чтобы быть разработчиком, автотестировщиком, надо пойти учиться в университет, вдумчиво изучать математику, компьютерные науки. При желании любой человек может всё это освоить. Осталось спросить себя, хочешь ли ты стать хорошим разработчиком и потратить на обучение 6 лет. Если да, то вперёд. Если не уверен, то в жизни есть много интересных вещей. Не надо гнаться за модой и мнением других людей. Стоит принимать решения самому и брать на себя ответственность за них.


В нашей рубрике "Войти в IT" вы найдёте много материалов, посвящённых разным направлениям сферы. А также интервью, в которых спикеры рассказывают о своём развитии в мире информационных технологий.

Главное фото создано с помощью Midjourney
Фото: Елизавета Медведева

Читайте также