В 30 регионах России и в Казахстане несколько лет действует проект "Наставничество", Взрослым людям предлагается стать другом подросткам из детского дома. Попасть в число участников может каждый ребёнок от 12 лет, но не каждый взрослый. В Омске проект запустили чуть больше года назад. За это время стать наставниками выразили желание более ста омичей. Пока сформированы и действуют 22 пары.
О проекте "Наставничество", его правилах и опыте участников корреспонденту "Омск Здесь" рассказала координатор проекта по Омской областиГульнара Мукашева.
Старт проекта в Омской области отмечен как самый успешный и масштабный. Уже на старте удалось сформировать 11 пар. За год их число увеличилось в два раза. Если вначале организаторы приходили в детские дома и не всегда встречали понимание, то сейчас руководители учреждений сами обращаются в проект с просьбой презентовать его детям в детском доме.
Наставниками могут стать люди старше 24 лет. Но, как показал опыт в нашем регионе, большинство наставников старше 30 лет. Со стороны детей больше всего желающих обрести взрослого друга среди подростков 14-15 лет. Причём мальчиков и девочек поровну. А вот в наставники идут чаще женщины. Пока в проекте только двое мужчин. При этом наставником у мальчика может стать и мужчина, и женщина, у девочек - только женщина.
Важное правило проекта: один ребёнок - один наставник. Наличие брака для наставника не обязательно. Это могут быть как одинокие люди, так и многодетные родители. Но семейная пара стать наставником одному ребёнку не может. А вот согласие членов семьи на участие мужа или жены в проекте спросят. Брат и сестра также не окажутся в паре. Одна из задач проекта - обеспечить индивидуальное, доверительное общение взрослый-подросток.
- У нас были ситуации, когда одна женщина пришла в проект втайне от супруга. Мы попросили поставить его в известность. Кроме того, согласно правилам, в первые три месяца общения в паре наставнику запрещено знакомить ребёнка с семьёй. Это правило продиктовано опытом других регионов.
Прежде чем будет сформирована пара, наставнику потребуется предоставить справки о здоровье и отсутствии судимостей. Затем в течение двух тренингов (каждый по четыре часа) кандидату расскажут о правилах проекта, о психологии сиротства, об особенностях взаимодействия с детьми, почему нельзя знакомить с семьёй, о запретах и возможностях. Далее на индивидуальной консультации с психологом можно будет задать вопросы, которые не прозвучали в групповой работе и поделиться своими страхами и опасениями. На этом этапе человек уже понимает, действительно ли ему нужен этот проект и готов ли он уделять этому время.
- Люди приходят разные. Есть мамы, у которых своих 6 и 12 детей. Есть молодые незамужние женщины. Часто кандидаты на консультации говорят о страхах. Боятся не рассчитать силы и передумать и тем самым ещё раз сделать больно ребёнку, которого уже и так не раз предали. Бывает, что человек в процессе обучения видит не ту картину, которую ожидал. Одна женщина отказалась от участия, заявив, что она не знала, что с такими детьми сложно. Она думала, что они все спокойные, просто без родителей. Хотя у 90 % детей, которые находятся в детском доме, родители или родные живы. Мы не имеем права отказать, если у человека все документы в порядке, он выполнил все условия проекта. Но опыт показывает, что люди сами отказываются, даже не дойдя до формирования пары. Есть те, кто заполнил анкету, а уже при звонке отказался. Некоторые состоят в чате, но не идут в пару. Зреют. Мы ждём.
Пару подбирают по результатам анализа анкет, консультирования, характеристик ребёнка и взрослого, на основе интересов обеих сторон. Этим занимаются сразу несколько специалистов из разных городов. И это сложный процесс, во время которого важно избежать любых ошибок. Прийти и взять в пару определённого ребёнка не получится.
- Визуальная симпатия - это ещё не про внутренние отношения. Бывает, что будущие наставники заявляют, к примеру, что хотят девочку с голубыми глазами, играющую на рояле, спокойную, чтобы она никуда не лезла. Мы объясняем, что это не магазин. Пару подбирать будем мы, - говорит Гульнара.
Не стоит приходить в проект, чтобы "попробовать" перед тем, как решиться на усыновление ребёнка из детского дома. Это проект про друзей.
- У нас проект не для "попробовать". Ребёнок - это не игрушка. Здесь какая ситуация? Взрослые попробовали, бросают этого "пробного" ребёнка и берут желанного. И снова предательство. Был случай, когда ребёнка хотели усыновить, увидев фото в какой-то базе, но для начала хотели познакомиться через проект. Это выяснилось на консультации. После того как эти люди узнали, что у ребёнка есть заболевание, трудности с поведением, вся симпатия быстро прошла. Ещё приходила женщина с грудным ребёнком. А у нас это противопоказание для участия, поскольку женщина с грудным ребёнком на уровне инстинктов будет в младенце и уделить достаточно внимания своему подопечному вряд ли сможет.
Когда комиссия утвердит пару, происходит знакомство. Как правило, это всегда очная встреча. Волнительный процесс для обеих сторон. Потому что дальше начинается большое путешествие со множеством сюрпризов, сложностей и радостей.
Теперь наставник обязательно должен будет посещать детский дом раз в неделю, согласовывая свой приезд с администрацией учреждения. По договору с руководителем детского дома, наставник и подопечный могут сходить в парк, кино или кафе. Такие выезды возможны лишь на несколько часов. У каждого наставника есть книжка-паспорт, которую можно предъявить правоохранительным органам на улице в случае необходимости.
Если коммуникация в паре произошла и всё благополучно, то через органы опеки можно оформить так называемый "гостевой режим", который даёт право забирать ребёнка домой на каникулы или выходные. Без этого режима наставники могут встречаться с подростками только на нейтральной территории.
Ещё один важный момент: обязательного условия финансовых вложений при участии в проекте нет. Это волонтёрство. Но тратить деньги на ребёнка не запрещено.
- В ряде регионов, где действует проект, изначально оговаривается сумма, которую наставник может потратить на развлечения или подарки для ребёнка. Например, 800-1000 рублей в месяц. Но после ряда реакций мы этот пункт убрали и оставили вопрос на добровольное усмотрение. Некоторые наставники прямо говорят: мы можем только общаться. И это их право. Но если честно, дети, которых наставники никуда не водят, не хотят часто встречаться. Им обидно, что кого-то водят, а его нет.
Вопрос финансов всегда рекомендуют решать на стадии формирования пары. Часто дети из детских домов не доверяют взрослым и стараются на первых порах закрыть свои потребности в деньгах за счёт добрых людей.
- Был случай, когда женщина совершила очень грубую ошибку в этом вопросе. Она в первый день вывела ребёнка в магазин и сказала: "Выбирай, что хочешь, я куплю". Она не учла, что у детей в детском доме всё общее, и они берут не только себе, но и на всех детей. Девочка и взяла. Вторая ошибка, наставник её не остановила, и девочка стала всё время просить деньги. Мы объясняем, что эти дети не доверяют взрослым. Их предали родители. Некоторых дважды, когда возвращали из приёмных семей. Кроме того, маленьких детей усыновляют чаще, чем подростков. И когда наставники приходят, дети начинают их проверять. Абсолютно все наши наставники говорят о том, что дети просят положить на телефон 13 или 14 рублей. Далее 100, 300, 500. И тут важно всё объяснить и уметь аргументированно говорить нет.
Чтобы понять, как действовать в спорных вопросах или решать трудные ситуации, раз в месяц для наставников проходят супервизии, на которых присутствуют куратор проекта и психолог. Они помогают советом. Важное условие - сохранение конфиденциальности - никаких имён, и выносить обсуждение за пределы группы не рекомендуется.Наставник не вправе рассказывать посторонним о том, чем делится ребёнок. Также команда проекта (координатор и психолог) проводят встречи онлайн совместно с благотворительным фондом "Солнечный город", где рассказывают, как развивается проект, с какими проблемами сталкиваются в регионе, каких успехов достигли.
- Такие встречи важны. Разные бывают ситуации, и наставники должны знать, как противостоять той или иной проблеме. Бывает, дети совершают воровство или пробуют запрещённые вещества, или например, в одной паре девочка полюбила мальчика и не выходит на связь. Или этот мальчик заставляет просить у наставника денег. Что делать? А у кого-то был похожий опыт с положительным решением. Мы приводим в пример историю: в одном регионе мальчик поехал к наставнику и застрял в лифте. Наставник рассказал другому наставнику, а тот своему подопечному, а подопечный в своём детском доме, и к мальчику прилипла кличка Лифтёр. Этот мальчик вышел из проекта, сказал, что это не про доверие и конфиденциальность.
Решение выйти из пары может принять и подросток, и наставник. С ними побеседуют и выяснят, почему это произошло. Каждой паре дадут три месяца, чтобы попробовать решить разногласия. И если не удастся, то на очной встрече в присутствии психолога происходит расставание. Но наставник и ребёнок могут остаться в проекте и найти себе новую пару.
- В одной паре девочка решила выйти из проекта из-за давления со стороны взрослого. Она хотела просто общаться, но её наставник (по профессии преподаватель) не смогла отойти от роли педагога и в части одного вопроса сильно надавила на ребёнка. Сейчас пара на стадии распада.Ещё одной девочке, которая отказалась от проекта, я звонила лично. Она объяснила, что готовится к экзаменам и поступлению, и ей не до прогулок и не до общения с наставником. Это её решение, и мы его уважаем.
Вступают в проект подростки через руководство детских домов. Организаторы сами приезжают туда с презентацией, рассказывая о сути проекта. Ребёнок принимает свободное решение и заполняет анкету.
Насколько долго будет длиться союз - зависит от людей. В Омске проект ещё пока молодой, чтобы проводить анализ. В других регионах, например, наставники помогали уже совершеннолетним подопечным создать семью, устроиться на работу, продолжают общаться с ними и даже их детьми.
- "Наставничество" - это проект про добро. Меняются и дети, и взрослые. Одна девочка хотела сделать большую татуировку на спине, наставник не стал осуждать, просто предложил временный вариант хной, девочка попробовала и отказалась от затеи постоянной тату. Руководители детских домов отмечают, что некоторые дети стали общительнее, меньше огрызаются, совершают деструктивных поступков. Одна женщина-наставник, которая боялась отношений, после работы в паре с подростком-мальчиком устроила свою личную жизнь. Ещё одна наставница после долгих попыток забеременеть стала мамой, когда в проекте помогла другому ребёнку. Радует, когда подростки хотят походить на наставников. Если взрослый правильно общается с ребёнком, дети начинают ему подражать. Важно, чтобы в наставники шли люди, которые могут быть примером.
Чтобы попасть в проект, можно заполнить анкету, которая есть в группе Проект Наставничество / Омская область во "ВКонтакте". В течение нескольких дней с вами свяжутся и пригласят на тренинг. Принять решение можно после посещения обоих тренингов. Сообщить о нём - на консультации или по телефону.
- После тренингов из пришедших остаётся половина. Но и это уже здорово. Есть случаи, когда взрослые боятся менять решение. Мы всегда говорим, если наставник понял, что не может быть в проекте, не надо оставаться из жалости. Дети всё чувствуют. Лучше сказать правду, и мы поможем ребёнку принять это, чем мучать и ребёнка, и себя. Мы встречаем в детских домах много творческих детей. Удивляет, как некоторые из них не чувствуют своего права не то что на семью, но даже на наставника. Один парень мне написал: "Гульнара, когда же мне найдётся наставник? Или я не заслужил?". А я считаю, что дети в детском доме хорошие. Просто недолюбили их.
В ближайшее время мы также опубликуем на нашем сайте интервью с одним из наставников проекта.
Изображения созданы с помощью Midjourney