Помните, в фильме Эльдара Рязанова "Служебный роман" (6+) все штатные сотрудники статистического учреждения находятся в общем рабочем пространстве? Оно разделено лишь сквозными перегородками, стеллажами с цветами и мебелью. Отдельные кабинеты только у руководителей. Это же настоящий, полюбившийся современным владельцам компаний open space!
Скриншоты фильма "Служебный роман" , 1977 г., производство киностудии "Мосфильм", режиссёр Эльдар Рязанов
К слову, первое здание в СССР, где пространство было разделено по типу открытого офиса, было построено в 1928-1936 годах на Мясницкой улице в Москве. Да, мы сейчас говорим о здании Центросоюза (также известного, как здание ЦСУ). Его построили по проекту французского архитектора Ле Корбюзье. Соавторами проекта были двоюродный брат француза Пьер Жаннере и советский архитектор Николай Колли. Оно до сих пор считается уникальным в мире воплощением делового здания. Для сотрудников там было предусмотрено свободное пространство, в здании было много естественного света, а лестницы заменили пандусами. Лифт двигался непрерывно, очень медленно - зайти в него и выйти обратно можно было на ходу. Предполагалось, что в здании, где много воздуха, открытости и живой зелени, будет комфортно находиться и работаться лучше.
Постепенно в России ушли от открытого пространства в офисах и перешли к закрытому типу планировки. Но в последние десятилетия снова произошел всплеск популярности open space. И многие компании, в том числе и IT, решили перебраться в открытые офисы. Например, генеральный директор IT-компании Addamant Вячеслав Руснак считает, что open space позволяет на небольшой площади легче и удобнее организовать рабочее пространство.
Многое зависит от угла зрения. На первый взгляд, для работодателя открытый офис - это сплошные плюсы. Тут и меньше вложений в ремонт, и весь коллектив одномоментно, как на ладони. Когда ты на виду у начальника и собственных коллег, тебе сложнее играть в игры, выбирать туфли или спать на рабочем месте. Кажется, что продуктивность сотрудников в таких условиях неизбежно растёт.
- С другой стороны, уже есть исследования, подтверждающие, что те плюсы, которые видит работодатель в краткосрочной перспективе, в долгосрочной - становятся минусами. Доказано, что в open space работники чаще болеют, у них выше звуковая и когнитивная нагрузка, а значит, организм в состоянии стресса и, как следствие, в дальнейшем продуктивность снижается. Опять же имеет значение, что у нас есть, - только огромное помещение со столами для работы или это целая корпоративная система. Например, к открытому пространству прилагаются переговорные комнаты, комнаты для звонков, релакса, кухня, где сотрудники могут пообедать. И это будет разная история. Чем больше вариантов для человека, тем спокойнее он воспринимает открытые зоны, - пояснила психолог.
Директор IT-компании ASMART Анна Захарченко рассказала о том, что предпочитает работать в гибридном пространстве. Как раз в таком, где с одной стороны всё открыто, но у руководителя есть свой отдельный кабинет со стеклянными стенами и возможностью уединиться. При этом у сотрудников тоже должно быть пространство, где они могут "спрятаться" от окружающего шума и поработать в тишине, если это необходимо здесь и сейчас.
Психологи утверждают, что для человека отдельный кабинет или кабинет на 3-4 человека всегда лучше, чем "открытое поле".
- Обратите внимание, даже в ресторанах сначала занимают столики вдоль стен, а потом только садятся в центре. Находиться в слишком открытом пространстве нам не нравится генетически, это небезопасно, меньше контроля. Нужно ещё и учитывать особенности человека. Интроверт, аудиал (человек, который воспринимает большую часть информации через слух) вряд ли выберет open space, слишком много раздражителей для него. А если человек экстраверт, кинестетик (тот, кто любит исследовать мир тактильно), у него небольшое личное пространство, ему может нравиться быть в большой семье open space, в которой всегда можно с кем-то заговорить, посоветоваться, прикоснуться, поругаться. Они будут чувствовать себя лучше, - отметила Людмила Сажина.
Наш эксперт обратил внимание на то, что многое действительно зависит от того, какая работа предстоит. Если это творческий процесс, то в таком случае в открытом офисе удобнее и проще устраивать мозговые штурмы, принимая решения в потоке. И это всех устраивает. Если же коллектив имеет дело с направлениями, где "как в дайвинге, нужно глубоко погрузиться в одну-единственную задачу", то находиться в open space практически невозможно и даже недопустимо: сложно сосредоточиться и будет потеряна конфиденциальность. Именно поэтому в больших открытых пространствах всё же необходимо оборудовать места, где можно закрыться от внешних раздражителей и остаться наедине с собой.
- Сейчас open space любят молодые предприниматели и бизнесмены до 30-35 лет. Опять же с запросом создать рабочую семью. В таких коллективах, помимо открытого пространства, много допкомнат для релакса, переговоров, звонков и прочего, пицца по четвергам и тимбилдинг по пятницам. Они стараются организовать пространство "всё включено", чтобы люди держались за работу, как за семью! И это один из способов мотивировать сотрудников выбирать и оставаться в этом коллективе. Людям 40+, тем, у кого есть своя семья, идея "общей жизни на работе" уже не так нравится, и эти люди скорее выберут возможность отдельного кабинета, - резюмировала психолог.
В Purrweb считают, что в open space можно сполна ощутить дух командной работы. То, что коллеги видят друг друга, позитивно влияет на чувство общности. Кроме этого, в открытом пространстве быстрее происходит ассимиляция новичков в команде.
- Плюс в открытом офисе можно быстрее переопыляться идеями, а иногда и просто дружески помахать друг другу или улыбнуться. Например, в нашем офисе много интересных и классных деталей: плакаты, игрушки, фирменный мерч, книги. Одни столы тиммейтов чего стоят! На столах могут лежать разные смешные мелочи, стоять необычные лампы, красивые блокноты. Идёшь по офису и засматриваешься на столы. Они отражают индивидуальность каждого члена команды и создают наш общий вайб компании. При этом, когда у коллег есть необходимость поработать в тишине, они идут в переговорку или тихую комнату, где не принято громко разговаривать, - рассказали специалисты Purrweb.
Фото создано с помощью Midjourney
Таким образом можно сделать вывод, что именно правильная организация офисного пространства типа open space способна усилить положительные свойства помещения и не потерять рабочую эффективность команды. На основе проведенных бесед с экспертами мы постарались сформулировать основные критерии этой "правильности":
- Разделите единое пространство на отдельные зоны с помощью небольших перегородок, стеллажей с цветами, приятными мелочами, диванами и так далее.
- Отведите отдельное место для кухни, где можно комфортно поесть не у всего коллектива на виду.
- Обособьте комнату для переговоров, выделите зону для телефонных звонков, чтобы сотруднику в это время самому не отвлекаться и другим не мешать.
- Поставьте в офисе побольше комнатных растений - зелень благоприятно влияет на общий микроклимат помещения и психологическое состояние его обитателей.
- Можно выделить небольшое игровое пространство, где после обеда сотрудники могут поболтать и немного развлечься.
- Большую офисную технику (принтер, сканер и т. д.) расположите подальше от рабочих столов. Это снизит уровень шума непосредственно рядом с сотрудниками. А значит они будут меньше беспокоиться.
- Кондиционеры расположите так, чтобы по возможности комфортно было всем - тем, кому всегда жарко, и тем, кому постоянно холодно.
- Обязательно обговорите правила поведения в open space. Сформулированный "кодекс" поможет избежать конфликтных ситуаций.
В нашей рубрике "Войти в IT" вы найдёте ещё много интересных материалов о сфере информационных технологий и о том, как айтишники отдыхают от своей любимой работы. Есть в ней и интервью действующих специалистов - от джунов до тимлидов, которые рассказывают о том, как войти в этот специфический мир и достичь чего-то большего, чем просто тыкать кнопки.
Главное фото создано с помощью Midjourney
Фото: Елизавета Медведева и предоставлены героями публикации