"Киберпонедельник" - масштабная акция, которая заставляет трепетать сердца шопоголиков. Приобрести заветные товары с большой скидкой можно с 29 января по 2 февраля. В этот период люди покупают нужные и не очень полезные вещи. Как не оказаться у разбитого корыта с пустым кошельком, расскажем в нашем материале.
Чтобы не разочароваться, Управление Роспотребнадзора по Омской области рекомендует подходить к процессу покупки по акции осознанно. В первую очередь необходимо обращать особое внимание на гарантийный срок товара. Дело в том, что в период распродаж недобросовестные продавцы могут реализовывать продукцию без гарантийного срока. Это не запрещено законом, но даже в этом случае у покупателя остаётся право в течение двух лет обратиться к продавцу с требованием о ремонте или возврате денег.
Наличие гарантийного срока освобождает покупателя от обязанности доказывать причины возникновения недостатка в период действия гарантии.
Отказ от покупки
Если вас не устраивает по той или иной причине товар, приобретённый по акции (скидке), смело несите его обратно в магазин. От вещей, купленных в рамках распродажи, потребитель имеет право отказаться. Никаких ограничений на возврат и обмен в законодательстве нет. В случае с интернет-покупкой оформить отказ можно в любое время до передачи товара потребителю, а после передачи - в течение семи дней (правило не действует на отдельные группы товаров). Товарный вид объекта и его потребительские свойства должны быть бережно сохранены.
Цена
Цена акционных товаров, как и условия их покупки (количество, ассортиментный ряд, размер, иные особенности), должны быть однозначно ясны из описания. Если продавец не сформулировал своё предложение на сайте чётко и понятно, выберите другого.
Скидки
Отличить реальные скидки от фейковых не всегда просто. В период распродаж магазины-участники предоставляют товары с, казалось бы, внушительными скидками. Но чтобы сделать по-настоящему выгодную покупку, необходимо тщательно подготовиться.
На что обратить внимание при большой скидке или низкой цене:
- Товар мог неожиданно "подорожать" перед акцией. Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов или воспользуйтесь сервисами отслеживания цены, если они доступны на сайте или в приложении.
- Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже контрафактного товара. Если сомневаетесь в его подлинности, попробуйте запросить у продавца сведения о сертификате или декларации соответствия, изучить отзывы, напрямую спросите продавца об оригинальности товара.
- Обратите внимание на стоимость доставки товара при его оплате. Большая скидка на товар может быть достигнута за счёт дорогой доставки.
- Старайтесь не переходить в мессенджеры для обсуждения вопроса покупки и остерегайтесь предложений оформить покупку в обход маркетплейса.
- Оплачивать товар необходимо только после того, как вы убедитесь в его комплектности и исправности.
Дополнительные услуги
Следует остерегаться навязчивых предложений, которые касаются приобретения дополнительных не нужных вам товаров и услуг. Например, некоторые магазины на время акций вводят платные консультации - этого быть не должно. Консультирование и проверка качества входят в обязанности продавца.
Страхование товара и покупка дополнительной гарантии тоже не являются обязательными. Срок гарантийного обслуживания должен быть озвучен до выдачи чека, и он не может быть уменьшен продавцом по своему усмотрению.
Опасность маркетплейсов
В последнее время люди чаще стали делать покупки на маркетплейсах. Перед покупкой изучите информацию о продавце, убедитесь, что он добросовестно исполняет свои обязательства, не скрывает данные о себе.
Эта информация очень важна для вас, поскольку в случае обнаружения ненадлежащего качества товара или по другим причинам, приняв решение возвратить товар, вы можете столкнуться с вопросом "к кому направить претензию?".
На что обратить внимание, делая покупки на сайте или в приложении:
- Не торопитесь приобретать товар на малоизвестных вам сайтах.
- Обратите внимание, какие контакты предложены для связи. На сайте должна быть следующая информация: адрес офиса, магазина или пункта выдачи, телефон для связи, электронная почта, сведения об аккаунтах в социальных сетях.
- Нельзя переводить денежные средства на счёт неизвестных лиц, потому что при онлайн-покупке можно потерять не только деньги, но и персональные данные.
- Нельзя переходить по ссылкам, ведущим на сторонние ресурсы, они могут быть фишинговыми. Их основная цель - сбор сведений о платёжных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.
Доставка
Во время оформления покупки, рассматривайте условия и сроки доставки. Спрашивайте продавца обо всех нюансах, связанных с доставкой, не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы. Это поможет сэкономить на незапланированных тратах.
Оформляя доставку, следует обратить внимание на следующее:
- Базовая стоимость доставки может не включать подъём габаритного товара на этаж. Изучите стоимость всех необходимых услуг заранее. Если информация о доставке была доведена до вас некорректно, то и возникшие убытки должен возместить продавец (статья 12 Закона "О защите прав потребителей").
- Доставка товара на ваш адрес или адрес пункта выдачи должна быть произведена в установленный срок. Если товар не доставлен вовремя, то вы можете назначить новый срок или потребовать вернуть предоплату (пункт 2 статьи 23.1 Закона "О защите прав потребителей").
- Если покупаете товар через маркетплейс, то в случае нарушения срока доставки вы можете потребовать вернуть деньги за услугу. Возврат производится в течение десяти календарных дней со дня обращения.
Имейте в виду, что даже самый пунктуальный продавец может не уложиться с доставкой товаров в срок. Старайтесь заказывать подарки детям и близким на день рождения, а также необходимые к определённой дате товары заранее, чтобы успеть приобрести необходимое, если возникнет задержка с доставкой. При этом помните, поторопить продавца с доставкой можно, указав ему на право потребовать неустойку.
Некачественный товар
Покупки плохого или несоответствующего качества следует возвращать сразу. Чем раньше вы заявите о наличии недостатка, тем легче будет продавцу разобраться с этой проблемой.
На маркетплейсах часто установлен свой алгоритм возврата товара. Если продавец не довёл информацию о форме и способах направления претензий, вы имеете право сделать это любым удобным способом. Формулировать требование к продавцу стоит, ориентируясь на закон "О защите прав потребителей" (статьи 18-24).
Вы должны знать, что оплата товара путём перевода средств на счёт стороннего лица, указанного продавцом, не освобождает его от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы.
Маркетологи - профессионалы, которые знают, как заставить нас покупать больше. Спонтанные покупки не всегда являются полезными, поэтому после подобных распродаж наш дом заполняется бесполезными вещами. О том, как не поддаться на уловки ритейлеров, мы описали в этом материале.