Киберпреступники всё чаще маскируют свой номер под официальные номера банков и ведомств. Аферисты могут позвонить не только от имени финансовой компании, но и прокуратуры, налоговой службы, Банка России и других организаций. Таким образом мошенники пытаются вывести человека из равновесия, застать врасплох.
Как только с вами начинают говорить про деньги, кладите трубку, звоните по официальному номеру своего банка и уточните, всё ли в порядке с вашими счётом и картой. Даже если информация звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться, чтобы общаться точно с сотрудником банка, а не с преступником. Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Наберите номер горячей линии банка вручную.
Мошенники используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. А также все банки, где у человека есть счета. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей, и с помощью фишинга.
Например, обманщики говорят, что по карте проводится подозрительный платёж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.
Часто перед звонком вам приходят якобы от банка стандартные коды, которые вы запрашиваете при входе в личный кабинет. После того как код пришёл с короткого номера банка, перезванивают мошенники и спрашивают, будет ли человек завершать операцию, которую начал. Завязывается разговор, а далее якобы сотрудник банка вытягивает нужные ему данные.
Как защитить свои деньги?
-
Если вам звонят от имени Центрального банка, перенаберите номер горячей линии 8-800-300-3000.
-
Если вам сообщили о блокировке банковской карты, свяжитесь с банком, выпустившим вашу карту, и уточните эту информацию. Телефон контактного центра находится с обратной стороны карты. Вы также можете найти его на официальном сайте банка.
-
Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений "от банка". В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру сами, даже если вас убеждают, что вы УЖЕ разговариваете со специалистом оттуда.
-
Если вам звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка.
-
Не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит её на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию, либо отменить её. 48 часов достаточно, чтобы хорошо всё обдумать. Если же вы ничего не сделаете, через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдёт.
-
Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.