Под занавес года в Омске началось строительство нового жилого комплекса в квартале улиц Пушкина - Масленникова - Жукова. По словам застройщика, жильё бизнес-класса будет готово в 2026 году, однако темпы порадовали не всех. Художественное сообщество лишилось главного городского "холста" - бетонной стены на пересечении улиц Масленникова и Жукова. Здесь на протяжении нескольких десятилетий мастера уличного искусства творили и вытворяли, создавая уникальные арт-объекты и задавая настроение одному из омских перекрёстков.
Художники задумались о новом пространстве для самовыражения. Идея нашла поддержку в социальных сетях. Инициатором сообщения стал Константин WEDGE, дизайнер, художник и автор знаменитой работы "Сода пищевая. То, что было до тебя. И что останется после". Его также поддержали известные омские граффитисты Асим Залесов, Дмитрий Трайп, Smaile и "поуехавшие ветераны омской граффити-сцены" - Alex214 и Akue.
Авторы акцентируют внимание на том, что бетонная белая стена была "путеводной звездой" для уличных художников города почти четверть века, став важным и узнаваемым арт-объектом с постоянно обновляемой "экспозицией". Отсутствие этого, по сути, легализованного пространства для творчества спровоцирует молодых художников искать новые места - и не всем может понравиться их выбор. Ведь неудержимая тяга к самовыражению никуда не исчезнет.
С 1998 года здесь свои произведения оставили не только омичи. Свои идеи в жизнь на стене воплощали авторы из других российских городов, даже иностранцы рисовали на ней. Неисчисляемое количество аэрозольных баллончиков, литры грунта, тысяча слоёв краски и сотни креативных идей - навсегда в прошлом. Авторы утверждают, что стена в рамках андеграунда стала памятником, который художники создали своими руками, и является весомой частью омской арт-культуры.
Изначально бетонный забор состоял из двух "участков": изображения на нём можно было рассматривать и со стороны Масленикова, и с улицы Маршала Жукова. Спустя несколько лет стены переустановили и ровная поверхность, позволяющая творить, осталась только со стороны Масленикова. Это расстроило художников, не остановило их. Сооружение осталось открытым для глаз прохожих, а прочность его поверхности позволяла выдержать и проявить все творческие амбиции.
В качестве решения вопроса граффитисты просят выделить альтернативную площадку с ровными стенами для свободного уличного творчества без согласования эскизов с администрацией города, либо разработать специальный проект благоустройства под нужды городских авторов.
- Большинство подобных неофициальных площадок так или иначе изрисованы, требуется какая-то новая альтернатива и желательно недалеко от центрального района. Уехать на край города и найти забор какого-то полузаброшенного предприятия может каждый. Большим плюсом именно этой площадки было место её расположения и просматриваемость. Наверняка многие жители нашего города любили рассматривать рисунки, пока стояли на светофоре, в пробке или проходили мимо. Возможно, на наше предложение откликнутся создатели уже существующих общественных пространств или даже застройщики. Было бы не лишним иметь по подобной площадке в каждом округе города, что стало бы местом притяжения молодёжи. Я же, как человек с архитектурным образованием, предложил бы организовать аллеи или пространства с малыми архитектурными формами и средних размеров стенами, позволяющими самовыражаться без ограничений, - предположил WEDGE.
Знаменитая стена стала "учебным классом" для большого количество новичков стрит-арта, которые со временем примкнули к культуре уличного искусства Омска. Цены на расходные материалы взлетали и падали, что сильно сказывалось на активности омских райтеров. Были и те, для кого важнее всего было находиться на творческой волне, поэтому сюжеты на стене всегда обновлялись.
- С каждой волной новых авторов менялся преобладающий стиль в нанесении изображений, что мотивировало других художников на новые эксперименты. Сейчас на улицах Омска можно встретить множество интересных арт-объектов: от классических граффити до постеров, наклеек или гипсовых розеток. Надеюсь, нет, я даже убеждён, что наш город и дальше будет пополняться новыми творениями свободных художников, - подчеркнул Константин Ведж.
Пользователи в сети уже предложили граффитистам перебраться на стену по улице Маршала Жукова, ведущую к бульвару Мартынова или опробовать забор на Зелёном острове. Уцелевшие части стены предлагают переместить. Например, в музей. Такую идею в комментариях в сети высказал куратор инициативы "Город решает", архитектор Ефим Фрейдин. Мы будем следить за развитием событий, разбегом мнений и полётом фантазии на этот счёт.
Напомним, что на нашем сайте каждое воскресенье выходят материалы, посвящённые уличному искусству. В своих материалах мы рассказываем о красочных и ярких арт-объектах, которые вызывают положительные эмоции у наших читателей. О каждом новом объекте рассказывают сами омичи. Вы тоже можете стать героем нашей рубрики, для этого всего лишь нужно написать нам сообщение в социальных сетях.
Фото: скриншоты "Яндекс. Панорамы", архив "Омск Здесь"