В фильмографии актёра Алексея Корякова более трёх десятков фильмов, в их числе "Пассажирка" (18+), "Невеста комдива" (12+), "Офлайн" (18+), "Спасская" (12+), "Тайна Лилит" (12+) и, конечно, сериал "Закрытая школа" (18+), после выхода которого его стали узнавать. Во время учёбы в театральном актёра из Омска заметил Константин Райкин и пригласил в свой театр "Сатирикон", где Алексей служит уже 14 лет. А свой театральный путь он начал в Омске, в Лицейском театре...
- Алексей, ранее все омские СМИ писали о сериале "Спасская", в котором сыграли вы и ещё два актёра из Омска - Алексей Литвиненко и Ирина Фролова. Вы были знакомы с ними, приходилось ранее пересекаться с земляками на съёмочной площадке?
- А с кем-то ещё из омских актёров общаетесь?
- Да, с Азаматом Нигмановым, это мой ближайший друг. Он педагог в школе Studio A2-13 на киностудии "Амедиа", художественный руководитель. Азамат поставил несколько спектаклей в Казахстане. Кроме этого, он ещё и прекрасный артист, актёр Электротеатра "Станиславский", лауреат премии "Кинотавр" и других престижных наград. С актрисами Леной Березновой и Юлией Овчаренко из "Сатирикона" общаемся, они тоже из Омска, работали в Лицейском театре. Вообще в Москве много тех, кто вышел из стен Лицейского театра. Конечно, есть много и других омских друзей, но они не артисты.
- Популярность вам принёс телесериал "Закрытая школа", вышедший в 2011 году, где вы сыграли 16-летнего подростка Андрея Авдеева. Многим вы запомнились именно этой ролью. Долго ли вас преследовал этот образ или до сих пор не отпускает?
- Да, это было так давно! Но до сих пор этот сериал вспоминают, хотя уже реже. Может быть, и хорошо, потому что время школы уже прошло (улыбается). Образ Андрюши меня преследовал долго и да, преследует до сих пор. Но я активно для себя борюсь внутренне с этими хорошими мальчиками, мне не совсем интересны такого рода герои. Я сложносочинённый персонаж, мне нравится быть разноплановым, играть сложные драматические, парадоксальные и жестокие роли. Образ Андрюши наложил на меня отпечаток хорошего парня, с ним я борюсь. Но я ему благодарен в любом случае. Это был классный опыт, и много хорошего сериал "Закрытая школа" мне принёс, много приятных знакомств, общения с интересными людьми. С актёром Игорем Юртаевым мы до сих пор дружим.
Скриншот сериала "Закрытая школа", 2011 г., производство студии "АМЕДИА", режиссёры: Олег Асадулин, Константин Статский, Андрей Записов
- Любопытно, но в детстве вы планировали стать археологом и хотели даже поступать на исторический факультет.
- Не то, что бы я хотел стать археологом, мне очень нравилась история. Я думал поступить на исторический факультет, специальность - регионоведение, и, может быть, был бы археологом. Я хотел туда, где всё связано с историей, - этот школьный предмет максимально попал в меня. У нас была прекрасная учительница в гимназии № 115 Светлана Арсентьевна Сысоева. Легенда! Она научила меня думать, спорить, доказывать свою точку зрения. Она объяснила, что история - не набор сухих фактов, а живые события. Это страстная наука, которая связана с эмоциями, картинками, соображениями. Это не просто запоминание дат. Поэтому сейчас я люблю исторические фильмы, мечтаю создать исторический проект и активно в эту сторону думаю.
- Но при этом уже тогда любили переодеваться в разных персонажей, устраивая домашние концерты. Получается, это увлечение изменило все ваши планы на будущее?
- Сорваться в Москву было настоящей авантюрой? Как родители к этому отнеслись?
- Да, это была абсолютная авантюра. Меня отпустили, но сейчас я не знаю, отпустил бы сам своего сына в 16 лет (смеётся). А мой папа купил мне билет в один конец. Фактически мы уехали в никуда, жили в подвале, где находится небольшой театр на Фрунзенской набережной в центре Москвы. Завалились впятером жить к режиссёру, с которым познакомились на фестивале в Сочи.
Вообще быть артистом я до конца не планировал и поехал в Москву на слабо. Поступлю - хорошо, не поступлю - не буду больше никогда пробовать. Как у других начинающих артистов, запала поступать несколько лет в театральный вуз у меня не было. Но так вышло, что поступил, прошёл везде, кроме Щукинского училища. Я выбрал Школу-студию МХАТ. Во многом благодаря тому, что там учился кумир молодёжи того времени - Сергей Безруков. Всё, что я знал о МХАТе тогда, так это то, что там работает Олег Табаков, который учил Безрукова, и на этом мои познания о МХАТе в принципе заканчивались (смеётся). Но как-то интуитивно хотелось пойти учиться именно туда.
Это был счастливый период моей жизни, когда я каждый день ходил по вузам. На первых двух испытаниях я провалился, а потом как-то поймал волну уже после Школы-студии МХАТ. Все туры я стал проходить один за другим, всё очень успешно складывалось. Это была такая безответственность в хорошем смысле слова, ощущение, что ты никому ничего не должен. Ты просто получаешь удовольствие и не пытаешься никому нравиться, тебя просто прёт, это энергия молодости, уверенности и безбашенность. И у тебя получается. Пожалуй, это самое лёгкое время в профессии, и никогда так просто с тех пор мне ещё ничего не удавалось. По идее, так и должно быть, когда ты получаешь удовольствие, когда что-то делаешь, и люди получают удовольствие, смотря на тебя.
- Вы родились в семье врачей. Никогда не думали пойти по их стопам?
- А в вашей семье кто-то увлекался театром?
- Театром в семье увлекались все, но как зрители. Мы всегда ходили в театр, меня постоянно с детства приучали к театру. С 10 лет я ходил на разные спектакли, особенно в Омский драматический театр. Там всегда был очень достойный уровень постановок. Сначала запоминал только театральный буфет, конечно (смеётся), а потом уже начал запоминать и спектакль, и театр. Помню, там был режиссёром Владимир Петров, у которого потом во МХАТе я играл дипломный спектакль. Культуру хождения в театр родители мне привили, за что им огромное спасибо.
- В одном из интервью ваша мама признавалась, что у вас настолько хорошо получалось вжиться в роль, что семье никогда не надоедало наблюдать за вашим перевоплощением. О вашей "убедительности" говорят и поклонники. Легко ли удаётся вживаться в роль и всегда ли это получается?
В кино меньше возможностей для создания ярких образов, потому что кино всё-таки искусство крупного плана, а в театре есть возможность меняться. И я это очень люблю. В спектакле "Четыре тирана", например, я играю графа Риккардо - такой прообраз Антонио Вивальди. Это история про Венецию, где я такой человек-искусство, играющий на всех инструментах, говорящий на итальянском языке, в парике и на каблуках. Это абсолютно далёкая от меня история. Мне было очень трудно в этом спектакле работать с музыкой, я с ней не дружу, поэтому много занимался - уроки по клавесину, скрипке и дирижированию. Было тяжело, но мы создали этот образ, даже у Гольдони в пьесе его не было. Мы его придумали. Или, например, в "Мастере и Маргарите" в одном и том же спектакле я играю Коровьева и Ивана Бездомного. Это тоже совершенно два разных мира внутри одного спектакля. Это две вообще не пересекающихся тропинки. Создание ролей - это процесс очень увлекательный и непредсказуемый, ты никогда не знаешь, что получится в итоге.
- Вы как-то говорили, что в основном вам достаются положительные персонажи, но сами хотите играть сложных и неоднозначных героев. Почему?
- Мне очень интересно сыграть роль какого-то психопата, маньяка или какого-то очень сумрачного типа и попытаться найти в нём какую-то логику, полюбить его и найти ему какое-то оправдание. Всегда интересно находить оправдание отрицательным персонажам. Например, в сериале "Чёрная кровь" (12+) я очень люблю своего героя Толика. Некоторые его черты я "списал" с режиссёра Алексея Карелина. Мне нравилось копировать это всё и вносить в роль.
Я, правда, люблю сложных героев, мне не очень близок жанр комедий, хотя сейчас планируются съёмки в одной "дурацкой" истории (смеётся). Во мне много нелепостей всяких сидит, и я их почему-то скрываю. Мои отношения с комедией, особенно в кино, не сильно складываются - я сразу внутренне закрываюсь. Если это связано с работой в театре, то там комедии мне легче даются, а в кино меня больше интересуют драматические роли.
Скриншот фильма "8-800" режиссёра Ивана Захаренко
- А какую нетипичную для себя роль хотелось бы сыграть? Есть роль-мечта?
- Да, мечтаю сыграть две роли мирового репертуара - в "Макбете" Уильяма Шекспира и роль Зилова в "Утиной охоте". Вот, пожалуй, две важнейшие для меня роли. Но я очень люблю свою роль Коровьева в "Мастере и Маргарите". Мне нравится, когда есть ещё какое-то высказывание, помимо сюжета, где я в своей роли могу рассказать ещё что-то про себя или открыть для себя что-то новое. Часто ты работаешь над материалом, который тебя сначала шокирует, отталкивает и вообще "не отзывается", и, чем больше ты над ним работаешь, тем больше он становится продолжением тебя.
- Существуют ли для вас какие-то границы дозволенного?
- После института было много граней, я много что не позволял себе, казалось, что многое нельзя. А сейчас всё больше идёт к тому, что запретов вообще нет. Это ведь всегда вопрос режиссёрского вкуса и, конечно, материала - позволяет ли это жанр или нет. Тем более сейчас на платформах - полная свобода выражений. Да, есть цензура, но она не такая, как на телевидении. Мне очень нравятся откровенные сцены, физиологические, сцены с какими-то подробностями что ли. Они дают жизнь, но, если только это не кровь ради крови или обнажёнка ради обнажёнки, если это оправдано. Поэтому как таковых запретов у меня нет. Это всегда вопрос выбора материала.
- Бывало так, что снимаешься в какой-то картине или играешь спектакль и понимаешь, что не твоё?
Но чаще всего всё-таки проходит процесс слияния. В кино не раз бывало, когда был не очень хороший материал (я стараюсь никогда не жаловаться, когда уже согласился на работу), и ты понимаешь, что что-то идёт не так. Ты думаешь: "Ну ладно, на монтаже что-то сделаем, как-то ещё изменим". Но когда ты смотришь итоговый продукт и видишь, что откровенно не получилось или не получилось что-то именно по твоей вине, конечно, тысячу раз кусаешь локти. Думаешь, зачем я согласился, здесь нужно было по-другому делать и так далее. Но это рабочий момент, и каждый артист, как мне кажется, сталкивается с этим. Это вопрос работы над ошибками, важно их не повторять.
- А как понимаете, что готовы к роли?
- Когда я перестаю думать, как мой герой себя ведёт, когда начинаю вести себя уже от лица героя, когда подключается моё тело, а не голова. У меня очень много головы в работе, и, когда тело тебя сливает с героем, когда я точно знаю, как он сел, как он двигается, как он разговаривает, какая у него пластика или мимика, понимаю, что попал. Это тот момент, когда я делаю всё это непроизвольно. Не из головы, а изнутри. Это и значит, что я готов к роли.
- Есть ли в вашем окружении люди, которых вы бы могли назвать своими учителями?
Ещё хочу отметить Михаила Андреевича Лобанова - мастер моего курса в Школе-студии МХАТ.
И всех артистов, с кем встречался на площадке. Ведь в каком-то смысле все они твои учителя. Я искренне радуюсь, когда у артиста получается роль, и могу ему об этом сказать. Если это хорошо, то это хорошо. Я же ещё как преподаватель многое оцениваю. Я вижу удачную работу, и когда артист работает честно, - это всегда вызывает огромное уважение. А если это ещё одаренный, талантливый, гениальный артист - это праздник. И для зрителей, и для его партнёров.
- В 2019 году вы снялись в картине "8-800" режиссёра Ивана Захаренко. Ваша первая роль в кино, кстати, была именно в его фильме, когда вы были ещё школьником. Сейчас за творчеством Ивана наблюдаете?
- Иван - коллега, друг и одноклассник моего старшего брата. Я с большой радостью с ним работал. Он товарищ серьёзный, умный (улыбается). Мне кажется, такой дотошный в хорошем смысле этого слова. В работе он очень въедливый режиссёр, и я желаю ему больших творческих успехов. Его документальный фильм "Достоевский" ещё не смотрел, но слышал про его успехи, в том числе международные.
- В Омск нравится возвращаться? Куда тянет?
- Приезжаю в среднем раз в год - к родителям. Очень люблю Иртышскую набережную. Это, пожалуй, одно из самых любимых мест, и, конечно, всё, что рядом с гимназией № 115. Это такие места детства, по которым я люблю бродить. Да, центр города очень красивый, но я всё-таки больше люблю часть между железнодорожным вокзалом и Ленинградским мостом. Там всё моё детство прошло. Люблю переплывать Иртыш, уже дважды это делал (улыбается).
- Что дальше?
- Сейчас я буду играть в одном проекте такого скользкого персонажа, для этого мне даже поменяли цвет волос (улыбается). После Нового года будет ещё одна комедийная история в кино. В театре сейчас репетируем "Дубровского", где я играю француза Дефоржа. Ещё в "Сатириконе" играю итальянца Риккардо. Пригодились иностранные языки, которые я изучал в школе. Спасибо, гимназия № 115. На федеральном канале ожидается премьера сериала "Белая полоса". Это большой проект, где я играю старшего лейтенанта, и многосерийная версия фильма "Редкая птица" с Катериной Шпицей в главной роли. Это история про женщин-лётчиц времён Великой Отечественной войны, у меня там тоже нетипичная роль, но мне было интересно над ней поработать в этом проекте.
Фото: Ника Бунина