Каждый, кто хоть раз сидел за рулём, понимает, что управление автомобилем - это особый вид искусства. Все водители знают: чтобы научиться безопасно ездить, нужна практика. Но не всегда всё зависит от мастерства только одного человека. Дорожное движение - это целая система, в которой тысячи автомобилей под управлением тысяч людей ежедневно пересекаются в одном пространстве. И здесь важно не только уважение друг к другу и соблюдение существующих правил. Бывает скользкая или обледенелая дорога, плохая видимость, крутой поворот, неопытный водитель. Иногда решения на дороге приходится принимать быстро. В состоянии стресса и отсутствия времени на размышление даже опытный водитель может растеряться и допустить ошибку. Для того чтобы сделать езду на дорогах безопаснее, специалисты разработали программы контраварийной подготовки водителей.
Мы решили выяснить, что же это за подготовка, зачем она водителям, как быстро можно научиться мастерски управлять автомобилем и как в реальных условиях пригождается практическое умение владеть машиной, когда она пытается выйти из-под контроля. Мы побеседовали с инструктором омского Центра высшего водительского мастерства Алевтиной Ениной.
- Алевтина, как вы пришли к этой профессии?
- Ещё в детском саду моими любимыми игрушками были машинки. У кого-то были куклы, а у меня был большой железный красный КамАЗ. Меня никто не ругал и не говорил: "Ты же девочка!". Мама моя работала воспитателем в моей группе, и, когда удавалось выпросить у мальчиков машинку, авто под моим управлением спокойно перемещались по группе, вокруг столов, шкафов и так далее. Контраварийную подготовку я проходила уже тогда (смеётся). В старших классах школы кто-то шёл учиться дополнительно на повара, кто-то шил, а я пошла осваивать автодело, и к концу школы получила права. Тогда же занялась автомобильным спортом. Это авторалли, трековые гонки. Сейчас я за рулём практически каждый день. Увлечение со временем перешло в работу. За 18 лет уже даже не помню, сколько людей прошли под моим руководством контраварийную подготовку. Весь опыт из спорта я привнесла в дело своей жизни.
- А мотоциклы?
- Нет, нет, нет! Мотоциклы - это не моё. Это же два колеса и никакой защиты! Автомобиль - это и кузов, и каркас, и четыре колеса. Так что только машины!
- Чем отличается контраварийная подготовка от экстремального вождения?
- Ничем, по сути. Это игра слов. Иногда важно для бумажек определённых ведомств. А в основе - одно и то же.
- Считается, что экстремальному вождению обучают только тех, кто имеет три года стажа вождения после получения водительского удостоверения. Это так?
- В некоторых школах - возможно. Но мы берём и новичков, кто только прошёл автошколу и не имеет опыта вождения. Мы их ласково называем "нулёвки". Бывает, приходит такой человек и даже до автодрома доехать не может на своей машине, а после обучения он спокойно выезжает в город. Много приходит женщин, у которых права лежали несколько лет, а теперь у них возникла потребность ездить.
Мы не делим водителей в группе по стажу. Если в начале недели люди с опытом едут быстрее, а начинающие медленнее, то, не поверите, но уже к середине недели они все сравняются. Потому что те, кто с большим опытом пришёл, имеет также больше наработанных ошибок. Приходится их сначала убирать, а потом закреплять навыки правильного вождения. Ошибки из себя убирать сложно очень. Мозг сопротивляется. Те, кто с нулевым опытом - как чистый лист, всё осваивают быстрее.
- С каким запросом к вам приходят и чему хотят научиться?
- Я работаю в паре со своим мужем Сергеем. Мы ничего не изобретали. Работаем по методике профессора Эрнеста Цыганкова. Методике более 40 лет, она одобрена Министерством образования России. Там взяты лучшие приёмы из автоспорта и адаптированы для участников дорожного движения. Это не совсем то, что обычно предлагают в автошколах. Контраварийная подготовка водителей включает в себя ряд программ. Первая, базовая, которую проходят все, идёт на тренажёрах в классе. Водители изучают приёмы руления. За 15 часов мы добиваемся того, чтобы руки на руле работали на автомате. Даём большой блок теории, которой нет в автошколах: как сидеть за рулём и почему, как смотреть, как проходить повороты, как тормозить, как объехать препятствие. Когда водитель приходит к нам, мы его тестируем, ещё один тест проходит после освоения программы. В качестве экзамена водитель сдаёт скоростное руление. На автодром без первой программы мы не выезжаем.
На автодроме осваиваются две другие программы - летняя и зимняя контраварийная подготовки. В обязательном порядке мы изучаем три вида торможения: экстренное, ступенчатое, прерывистое. Их в обычных школах не дают. Овладев этими видами торможения, человек может моментально и безопасно остановить машину вблизи спичечного коробка. Работаем на змейках, учим геометрию построения поворотов и проводим габаритную подготовку. Учимся объезжать неровности самых разных размеров и форматов: как перенести колесо над ямой или колодцем, как выйти из колеи. Зимой это работа на льду и накатанном снегу. Отработка заноса задней оси, снос по передней подвеске. Учим выходить из ситуации, при попадании во вращение. Есть также отдельно школа парковки и продвинутый курс - езда на скоростях. Но это уже после прохождения основных программ.
- На каких машинах проходит обучение?
- Все приходят учиться на своих машинах. Это принципиально. Заключаем договор о материальной ответственности. Мы в машине не сидим, а находимся на площадке. В машине размещена радиостанция, по рации мы переговариваемся с водителем. Программа подразумевает обучение через ошибку. Например, если человек что-то неправильно делает, допустим, тормозит в повороте, он слышит команду: "Убираем ногу с педали тормоза, добавляем газ". Заходя на следующую фишку, он уже сделает то, что мы говорим. Так происходит закрепление материала. Мы многократно за часы занятий формируем и закрепляем навык. Мы уверены, что если даже права лежали 20 лет, после занятий человек будет чувствовать свою машину, как человек платье, которое хорошо сидит.
- За какой срок можно всё это освоить?
- Первая программа теория и руль-тренажёр - 15 часов. Занятия идут вечерами с понедельника по пятницу. За неделю удаётся освоить программу и сдать экзамен. Зимний и летний автодромы - каждый также по 15 часов. Здесь занятия идут в выходные дни, субботу и воскресенье, по три часа в дневное время суток. Вождение в тёмное время суток мы не даём. Опыт показал, что этого времени достаточно, чтобы человек уверенно выезжал в город.
Проиллюстрирую, как это работает. Мы постоянно поддерживаем связь с клиентами. Буквально пару дней назад мне написал мужчина, который проходил летнее обучение. Его стаж вождения - 10 лет. Так вот он написал, что окупил обучение контраварийной подготовке. Рассказал, что ехал по трассе за КамАЗом с кирпичами. Внезапно эти кирпичи стали лететь прямо на его машину. Выручил также навык ухода с линии удара. Если бы он растерялся, машину пришлось бы менять.
Ещё один случай. Однажды в пять утра раздаётся звонок, и мне в трубку кричит девушка, которая у нас проходила обучение. Она никак не могла освоить зимнее упражнение - увод машины с линии удара. До слёз не получалось. И вот звонит она рано утром и кричит в трубку: "Алевтина, Алевтина, всё получилось!!! Я сегодня рано выехала из дома, и на улице 10 лет Октября на встречку вылетела машина, а у меня в голове ваш голос, который я по рации во время обучения слушала: "Управляем до конца рулевым колесом, не бросаем управление машиной". Я всё сделала, и у меня всё получилось!". Так у неё сработал навык, который она тренировала. Он сработал в опасной для жизни ситуации.
- Как сегодня воспринимают женщину за рулём?
- В практике у меня был забавный случай. Начинается подготовка. Первый день занятий. Открывается дверь, и заходит больших размеров человек, весь в золоте. Вталкивает в дверь маленькую худенькую девушку и говорит: "Нервов больше нет. Научите, пожалуйста", и закрыл дверь. Мы долго над этим смеялись. Очень уж комично это выглядело. Научили.
Когда я начинала ездить, в городе за рулём была я и ещё одна женщина в такси. Это 1996 год где-то. А сегодня женщина за рулём - это уже не обезьяна с гранатой. Женщина ездит аккуратнее. Единственное, при обучении должен быть другой подход. На автодроме мужчина упражнение получил, понял - не понял, поехал делать. А женщине надо понять, разобраться, она будет думать, прежде чем делать. Ну и поплакать женщины могут. Хотя мы не раз наблюдали, как мужчины пинают колёса, когда не могут что-то освоить (смеётся).
- Получают ли водители какой-то документ по итогу обучения и пригождается ли он где-то?
- Со свидетельством о контраварийной подготовке все страховые компании делают хорошую скидку по КАСКО. На ОСАГО это не распространяется. Были и забавные случаи. Сертификат такого же размера, как и водительское удостоверение, и люди часто кладут их вместе. Поскольку контраварийную подготовку часто проходят сотрудники ГИБДД, то на дороге они водителей с нашим сертификатом принимают за своих и где-то могут отпустить с предупреждением, а не штрафом. Но в первую очередь контраварийная подготовка даёт уверенность водителю. Часто родители дарят сертификат на обучение своим детям, которые только окончили автошколу. Я сама родитель, и мы с мужем пустили сына и дочь за руль только после того, как они прошли у нас все программы. До этого машину мы не дали ни одному, ни второму.
- Какой водитель самый опасный за рулём?
- Это точно не новички и не женщины, как многие думают. У новичков специальный знак, и другие водители рядом с ним стараются ехать внимательнее. Аккуратного водителя вы не увидите и не запомните. Опасны чересчур самоуверенные. Так называемых шашечников стоит опасаться. Рано или поздно такое вождение приведёт к аварии. Вопрос удачи и времени.