Мы рассказывали в нашей рубрике "Войти в IT", что мир информационных технологий стремительно развивается, поэтому айтишникам, чтобы быть на волне, необходимо постоянно учиться, прокачивать свои навыки. Да и тем, кто только входит в эту сферу, иногда недостаточно знаний, полученных в вузе. От наших собеседников довольно часто слышим и про то, что один из самых удобных способов сделать себя конкурентоспособным - проходить профильные курсы. Но из-за растущей популярности IT-сегмента их стало так много, что не сразу можно понять, что чего стоит. В этом материале мы постарались разобраться, как понять, что перед вами ссылка на курсы от шарлатанов, на что обратить внимание при выборе обучающих программ. А также узнали у опытных специалистов, как взять от подобных курсов максимум, но при этом не выгореть и вовремя остановиться.
Чтобы не нарваться на недобросовестных коучей, которые только обещают, но ничему в итоге не научат, руководитель по развитию персонала IT-компании Gems development Ольга Матюхина советует проверить на подлинность SSL-сертификат web-сайта, который предлагает курс.
Стоит поискать отзывы о данном курсе в сети, или поспрашивать у своих коллег.
Герой одного из наших айтишных интервью UX/UI-дизайнер Евгений Аношин считает, что у курсов есть три стадии: когда ты идёшь на курс, ничего не зная; вторая, когда хочешь прокачать свои навыки; и третья - ты сам преподаешь курс.
Таких курсов можно пройти несколько по разным направлениям IT, чтобы точно определить вектор своего развития. Как только разберётесь в себе, можно переходить к новому уровню. Кстати, следующими советами могут воспользоваться и те, кто уже успел поработать, но упёрся в какую-то проблему и сомневается в алгоритмах её решения.
- Начав работать, молодой специалист, и не только начинающий, упирается в блоки, которые как раз и формируют запрос на следующий курс. Столкнувшись с конкретной задачей, проблемой, ты ищешь человека, который тебе может помочь. Вот именно на этом этапе курс надо выбирать грамотно: по преподавателю и формату того, как учат. Если ты нашёл преподавателя, а он лишь записал тебе уроки и никак с тобой не работает, нет обратной связи, то это нехороший курс. Не надо покупать и дорогостоящий курс на 9 месяцев, три из которых ты будешь изучать фотошоп, а он тебе вообще не пригодится, потому что ты будешь работать в figma (программа для web-дизайнеров - прим. ред.). Зачем? Это лишняя трата времени и денег. Нельзя абстрактно учиться. Ты учишься на конкретных кейсах, заточенных под решение твоей задачи. Лучше пусть это будет какой-то короткий интенсив, но который даёт тебе максимум прироста в твоём вопросе,- убеждён UX-дизайнер.
Проработав этот вопрос, прокачав навыки в нём, вы идёте и практикуетесь, берёте новый заказ, проект и так далее. Растёте, используя полученные знания, а потом снова упираетесь в задачу, на выполнение которой не хватает навыков, но уже на более высоком уровне. Тут снова стоит поискать курс с преподавателем, который даст обратную связь, поможет на реальных примерах изучить вопрос со всех сторон. И так потихоньку, поэтапно всесторонне изучаешь выбранную сферу, напитываешься нужными в работе знаниями, не теряя времени на изучение ненужной информации.
- Вообще я убеждён, что ментор (консультант помогающий новичку расти - прим. ред.) лучше любого курса. Он отвечает конкретно на твои вопросы здесь и сейчас, ошибки ты можешь исправить практически в реальном времени. Для этого надо найти человека, который разбирается в твоём вопросе. Смотри на его опыт, проекты. Если ментор тебя устраивает, то он поможет восполнить пробелы в знаниях. Например, мне предлагали быть преподавателем на большом курсе дизайна, где надо было рассказать про всё, что есть в дизайне, но я отказался. Зачем я буду рассказывать людям про то, как создать программу для вендинга (автоматизированные системы для продажи товаров, торговые автоматы - прим. ред.), если за свою карьеру в IT я сделал их всего штуки три? Чему я научу человека, который пришёл на этот большой курс именно за вендингами? Да, по мобильным приложениям я хорошо разложу, научу, расскажу, но всё это по отдельности можно изучить на коротких курсах и не тратить время на то, что тебе в реальности не нужно. Учить нужно тому, что ты сам хорошо знаешь, умеешь делать, - поясняет Евгений.
С другой стороны, организуя свой курс можно увидеть и восполнить все пробелы в собственных знаниях. Преподавая, ты сам совершенствуешься в своих навыках, особенно, когда от слушателей курса есть обратная связь. Ты даёшь практики и заодно проверяешь, как они работают.
- Например, мне говорят: Жень, в целом это хорошо работает, но не на всех проектах. Хорошо, я связываюсь с теми, у кого произошёл затык, анализирую, понимаю, в чём проблема, и за счёт этого совершенствую эту практику, этот метод, чтобы работало на всех проектах. Так получается, что ты не только даёшь знания, но и сам учишься, но уже с другой стороны, - резюмировал наш эксперт.
Другой наш собеседник, менеджер курсов IT-lift в компании 7bits Мария Спирова уверена, что никакой курс, даже самый замечательный, не даст вам знаний и умений, если вы сами не будете брать и копать глубже, чем дано. Чтобы после прохождения обучения в голове остались знания, надо работать, лень откинуть в сторону.
Системный администратор Gems Юрий Быков также уверен, что только кропотливая работа поможет взять максимум от курсов. Это прописные истины, но многие про них забывают и считают, что отличный ментор, курс равно отличные знания у тебя самого, поэтому можно участвовать в процессе на лайте.
К слову, всем этим советам следует бренд-менеджер IT-компании Елена Ничетайлова.
Но нужно трезво оценивать свои возможности и время, которое можете уделить обучению. Спланировать нагрузку, чтобы курс пошёл на пользу, а не во вред. Если у вас в данный момент не хватает внутреннего ресурса, времени на обучение, то лучше не затевать этот процесс вовсе. Иначе будет отторжение и выгорание.
- Если вы идёте последовательно от курса к курсу, постоянно применяя новые знания на практике, отрабатывая их на реальных задачах, узнавая что-то новое, то не вижу проблемы. Конечной точки роста здесь нет. Но мы ведь часто делаем это не последовательно, а параллельно: 2, 3 или сразу 5 и более курсов. Нельзя терять ни минуты свободного времени, надо развиваться сразу во всех сферах, работая по 16 часов в сутки (сарказм - прим. ред.). Нашему мозгу нужно время, чтобы обработать и сохранить полученную информацию, - подметила Мария Спирова.
Так как же понять, что пора остановиться, что информация плещет через край и требуется перерыв, хотя бы для того, чтобы отработать полученные навыки и освободить место для новых знаний. Мария говорит, что сказать стоп следует тогда, когда перестаёт хватать времени на сон и восстановление сил. Спать, конечно, можно и меньше положенного, но тогда и знания усваиваются в разы хуже и в целом человек замедляется.
- Честно сказать, я сама любитель всяких курсов и обучения, но приходится часто себя останавливать, когда понимаешь, что не лезет уже. Лично я иду от обратного: из 24 часов в сутках отнимаю 8 часов на сон, 8 - на работу, 2 - на дорогу и столько же на приём пищи. Остаётся 4 часа, в лучшем случае, в день (или 20 в неделю). А если тренировка, встречи с друзьями, уборка по дому? Тогда ещё меньше. Итого на обучение можешь выделить только часов 5-10 в неделю. Вот после таких цифр и начинаешь останавливаться в наборе курсов. Без должного отдыха ни один курс не принесёт пользу, - поделилась своим подходом с читателями "Омск Здесь" Мария Спирова.
Учиться нужно постоянно, черпая информацию из разных, но проверенных источников, от квалифицированных специалистов. Однако делать это лучше, когда вы сами в ресурсе, без перенапряжения - физического и морального. И обязательно применять на практике, полученные знания. Иначе время будет потрачено впустую. В нашей рубрике "Войти в IT" вы найдёте много познавательных, интересных и мотивирующих материалов, прочитав которые, вы убедитесь - в IT-мире всё возможно, всё осуществимо. Действуйте, и всё получится.
Фото созданы с помощью Midjourney