Общество  •  21 октября 2023, 18:28, последнее обновление 27 октября 2023, 16:24

"Искать новое в музыке, чтобы открыть новое в себе". Интервью с театральным звукорежиссёром

Композитор и театральный звукорежиссёр Дмитрий Бедунов в интервью "Омск Здесь" рассказал о вдохновении, уникальности Ханса Циммера и казусах на спектаклях. 

Знакомая всем классика по Островскому в уральском городе Серов, комедия с элементами чёрного юмора в Братске, история любви на сцене театра "Студия" Л. Ермолаевой" в Омске. Начало нового театрального сезона выдалось для молодого композитора, заведующего радиозвуковым цехом Северного драматического театра им. М. А. Ульянова Дмитрия Бедунова богатым на премьеры. Как создаётся музыка для спектаклей, чем можно "приманить" вдохновение и какие форс-мажорные ситуации возникают у звукорежиссёров, узнаете в нашем в интервью.

Дмитрий Бедунов

- Дмитрий, ты заведующий радиозвуковым цехом в Северной драме. Расскажи, как ты попал в команду театра?

- Я в театре с 2015 года, до этого работал в Тарской детской школе искусств преподавателем по классу аккордеона. Получив приглашение попробовать себя в качестве звукорежиссёра в театре, без раздумий согласился. В мои обязанности как заведующего цехомвходит ведение спектаклей, их музыкальное оформление и сопровождение, настройка микрофонов, также на мне ответственность за всю аппаратуру.

- Когда ты впервые создал музыку для спектакля?

- С музыкой я связан уже довольно долго. Так или иначе она присутствует в моей жизни, и без неё, признаться честно, уже не представляю себя. В Омском музыкальном училище имени В. Я. Шебалина у меня были первые попытки сочинения музыки, но это не было чем-то серьёзным. Когда я оказался в Северном драматическом театре, главный режиссёр Константин Рехтин предложил написать музыку к спектаклю "А зори здесь тихие…". Не скрою, было волнительно. Помимо вдохновения, нужно знать механизм работы с режиссёром, чувствовать его настрой и то, что он хочет сказать через героев с помощью музыки, важно понимать идею спектакля. Могу смело заявить, что работа над постановкой "А зори здесь тихие..." открыла мне дорогу в другие интересные спектакли.

- Насколько эта работа отличается от создания музыкальных композиций, аранжировок и песен? Что самое сложное в этом процессе, а что, может быть, даётся легче?

- Когда я пишу музыку, то почти не ограничен в выборе инструментов и звучания, рамок меньше - свободы больше. В написании аранжировки есть правила и по инструментам, и по гармонии. Если сравнить со временем, когда я был только в начале пути, и сейчас, то, конечно, раньше чувствовал себя раскрепощённее. Мне было проще придумать мотив, подобрать нужные инструменты. Спустя время стали посещать мысли "а не повторяюсь ли я?". Стараюсь отключаться, искать что-то новое, замечать необычное, чтобы это вызвало во мне новые эмоции. Это своего рода магия, когда ты ищешь новое, чтобы открыть новое в себе.

- Что тебе помогает "отключаться", когда сочиняешь музыку?

- "Отключаться" на самом деле не трудно, когда пишу. Стоит только открыть проект, начать работать над музыкой и всё - больше вокруг ничего нет. Когда я работаю, пью много кофе. Понимаю, что вредно, но ничего поделать не могу. В компьютерные игры не играю, на это нет времени. Каждая новая музыкальная тема - это белый лист, каждый раз начинать всё сначала, и самая главная задача - не повторяться. Конечно, иногда непросто включиться в работу, появляется ощущение, что топчешься на одном месте. Тогда мне помогает документальный фильм о музыке "Партитура", вышедший в 2017 году. Он рассказывает о работе лучших композиторов современности. Например, после его просмотра была написана музыка к спектаклю "На всякого мудреца довольно простоты" режиссёра Рината Фазлеева.

- А насколько режиссёры "лезут" в работу композитора? Как вообще строится эта работа?

- Самое главное - понять замысел режиссёра. Сначала ведутся переговоры, где режиссёр рассказывает, что он хочет, как должна во всё это вплестись музыка, какое значение имеет музыка в данной работе. Потом я пишу наброски, режиссёр слушает, после чего определяем, удаётся или нет раскрыть сюжет и героев. Бывает, что в процессе работы всё меняется, и это вполне нормально. Режиссёр тоже ищет "то самое". В моей практике был случай, когда приезжий режиссёр, не буду говорить кто, сидел рядом и смотрел, как я пишу, и было очень неуютно работать. Когда есть диалог с режиссёром и взаимопонимание, то такие ситуации не случаются.

- Работа над каким спектаклем была наиболее сложной для тебя за последнее время?

- Каждая новая работа по-своему трудна. Материал, задумка режиссёра, задачи. Самое важное, чтобы музыка не повторялась от спектакля к спектаклю, но в то же время сохранялся "почерк" композитора.

На сегодняшний день отмечу два спектакля, которые были непростыми в плане музыки. Первый - это "Пробуждение весны" по пьесе Ведекинда. В спектакле я сидел на авансцене и играл музыку вживую. Четыре года назад это была непростая задача - в спектакле много песен и музыкальных акцентов, которые приходилось отыгрывать здесь и сейчас. Задача оказалось непростой: я не мог сыграть полноценную музыкальную тему на синтезаторе, используя множество инструментов. В итоге было принято решение придумать не такие насыщенные и сложные темы. Кстати, именно за этот спектакль в 2019 году на Всероссийском театральном фестивале "Сотоварищи" я получил награду за лучшее музыкальное оформление.

Второй сложный для работы спектакль - "Макбет" по Уильяму Шекспиру, режиссёр Анна Фекета из Москвы. Это была наша первая с ней работа. Новый режиссёр с оригинальным подходом, тем более ещё и классика. Честно говоря, приступать к работе было и страшно, и интересно! Пообщавшись с Анной, мы пришли к мнению, что музыка должна быть оркестровая, мощная и насыщенная. Работа началась за пять месяцев до премьеры. Сложность заключалась в том, что музыкальная тема должна была содержать в себе много дорожек с инструментами: оркестр, барабаны двух групп, перкуссия, бас-гитара, электронные гитары, фортепиано и хоры. Музыка должна не "забивать" артистов и при этом не быть слишком тихой. И я нашёл решение этой задачи - спектакль получился именно таким, каким и задумывался. Билеты на этот спектакль в Таганрогском театре драмы раскупаются за несколько дней.

Дмитрий Бедунов в спектакле "Аз и Ферт"

- В Северной драме уже были вечера водевиля. Услышат ли зрители когда-нибудь мюзикл? Интересно ли тебе поработать в этом жанре?

- Мюзикл - интересный жанр, но, поработать именно в Северной драме с ним, к сожалению, пока ещё не было возможности. В мюзикле очень много музыки, песен и танцев. Для композитора важны такие работы, где все действия строятся на музыке. Очень жду, что, возможно, когда-нибудь зрители обязательно увидят мюзикл на нашей сцене в Таре.

- Бывают ли форс-мажорные ситуации на спектаклях?

- Конечно, бывают, технические казусы не исключение. Был случай, когда подводил ноутбук и приходилось перезагружать его прямо во время спектакля. Весь процесс занял немало времени, и одна сцена была сыграна без музыки. Благодаря профессиональной игре артистов зритель этого не заметил. Ещё один не самый приятный случай был в Тюмени на гастролях. Мы привезли большой спектакль с огромной декорацией, и, по задумке режиссёра, все должны быть в микрофонах, а это, на минутку, девять артистов! Репетиция прошла хорошо, все технические моменты отстроили, начался спектакль, и вдруг у главного персонажа начинает "хрипеть" микрофон. Оказалось, что перебился шнур. Выручили запасные микрофоны и оперативность местного звукорежиссёра, который вмиг оказался за кулисами и всё заменил. К сожалению, и такое бывает. Техника есть техника.

- Начинающие и уже опытные музыканты активно делятся своим творчеством в соцсетях. В прошлом году и у тебя появилась своя группа во "ВКонтакте". А ты за кем-то следишь?

- В социальных сетях появляюсь по времени загруженности. Группу я создал для того, чтобы выкладывать свою музыку. Зачастую из-за большого объёма работы нет времени полноценно её вести. Мне интересны композиторы и студийные исполнители, которые делают обзоры на новые музыкальные библиотеки, инструменты и плагины.

 

Дмитрий Бедунов в спектакле "Три сестры"

- Давай представим, что у тебя есть возможность побывать на концерте какого-то одного музыканта. Кто бы это был?

- Очень нравится слушать в плане развития зарубежных композиторов. С удовольствием побывал бы на концерте Ханса Циммера, это мой любимый композитор. Нравится то, как он слышит музыку. Абсолютно по-своему и не похоже на остальных. Весной я был на концерте Большого симфонического оркестра и хора Санкт-Петербурга Imperial Orchestra в Омске, где они исполнили главные хиты Ханса Циммера из фильмов и мультфильмов. Признаться, я был под большим впечатлением.

- Судя по соцсетям ты любитель активного отдыха и особенно рыбалки. Есть ли у тебя своё место и "рыба мечты"?

- Я очень люблю природу. Долгое время я занимался рыбалкой, плавал на лодке, оставался наедине со своими мыслями. Природа помогает, вдохновляет и удивляет. Проплываешь мимо одного и того же дерева, например, а оно уже не такое, как было год назад. Люблю осень в золотой листве, начало лета - оно всегда яркое и радует глаз. В прошлом году мне удалось поймать крупную щуку весом 11 кг. Мечта сбылась - трофей! Сейчас я пересматриваю своё отношение к этому хобби, ищу что-то новое, что также бы меня увлекло и зацепило.


Сейчас музыку Дмитрия Бедунова можно услышать в спектаклях Северного драматического театра им. М. А. Ульянова, Омского ТЮЗа, Омского городского театра "Студия" Л. Ермолаевой, Вышневолоцкого областного драматического театра, Серовского театра драмы имени А. П.Чехова, Братского Драматического театра, Таганрогского драматического театра им. А. П.Чехова. Ближайшая премьера состоится 27 октября - в Омском городском драматическом театре "Студия" Л.Ермолаевой пройдёт спектакль "Смерть со вкусом Гуакана"(18+) по пьесе Юрия Боганова (режиссёр В. Романов).

Фото: Ольга Плахина, Дмитрий Бедунов

Читайте также