В нашей рубрике "Войти в IT" мы часто слышим от спикеров о мотивации, как кандидатов, так и сотрудников компаний. На то, что движет в работе и в жизни людьми, работодатели обращают пристальное внимание. Ведь именно мотивация даёт толчок к развитию и повышению качества работы.
Неслучайно на лекции, которую организовали IT-компания Gems development и Dprofile, 26 августа первый доклад посвятили мотивации.
Графический и бренд-дизайнер "Бюро Сучкова" (Тюмень) Софья Девятьярова на примере компании показала, как правильная мотивация сотрудников может помочь в достижении цели.
Её коллега из "Бюро Сучкова", тимлид отдела дизайна Ксения Коковина, когда общается с кандидатом на должность в компанию, обращает внимание на ценности, которые он транслирует, и соотносит с настроениями в команде. Если ценности будут диаметрально противоположные, то и работы хорошей не выйдет. И тут даже самая мощная мотивация не поможет.
Мы спросили у молодых и перспективных дизайнеров, что для них является мотивацией к повышению качества собственной работы.
Антону 24 года. Он дизайнер интерфейсов компании "Дев Комплит". Это небольшое агентство, которое он основал вместе со своими друзьями в апреле этого года. До этого год работал дизайнером мобильных интерфейсов в Purrweb (Омск). По образованию Антон инженер ракетных комплексов. Поработав немного в оборонке, он понял, что военная промышленность - не его, что он хочет направить свои знания и жизненную энергию в миролюбивое русло. Так он пришёл в дизайн.
26-летняя руководитель, арт-директор компании Purrweb Василина Высоткова по образованию графический дизайнер. По специальности она поработала в разных сферах: маркетинге, производстве, дизайне. Затем попробовала UX/UI-дизайн, и её это захватило. Сейчас под её руководством команда из 20 графических, моушн- и UX/UI-дизайнеров.
Я не сразу стала руководителем целой команды. Первый раз как UX/UI-дизайнер я пыталась попасть в Purrweb много лет назад. Но меня не взяли, потому что опыта не хватало. А комьюнити тогда не было так развито, как сейчас, я не понимала, где и какую инфу можно взять. Спустя полгода после первой попытки в компании открылась вакансия дизайнера, но графического. Я не хотела, но друзья настояли, подтолкнули меня хотя бы просто сходить на собеседование, попробовать ещё раз. Пошла. Так я стала вторым графическим дизайнером. Делала обложки на сайт. Компания росла, и я развивалась вместе с ней, внутри неё. Меня сделали тимлидом. Я всегда общаюсь с командой. Мы определяем общие цели, смотрим, куда нам лучше двигаться и каким путём мы туда пойдём. Важно понимать, что каждый из нас влияет на процесс. Стараюсь вовлекать людей, чтобы они чувствовали свою причастность и знали, что конкретно они влияют на развитие компании. Когда люди вовлекаются и относятся к работе, как к личному проекту, то их это драйвит - они создают, влияют на что-либо. Это мотивирует каждого из моей команды. Плюс проводим ежемесячные встречи, где мы делимся тем, кто, что сделал. Обсуждаем, что вышло, что не получилось, как можно исправить. Так как команда состоит из разных дизайнеров, то они подпитываются друг от друга. Например, графические дизайнеры отвечают за иллюстрации, UX/UI делают более сложную, логичную работу. Они смотрят друг на друга, хотят попробовать что-то новое и начинают развивать свои навыки не только вертикально, но и горизонтально. Это здорово, - подчеркнула Василина Высоткова.
UX/UI-дизайнер Gems development (Омск) Евгений Аношин уверен, что мотивация, будь то внешняя или внутренняя, позволяет улучшать качество выпускаемых продуктов.
О том, что незамотивированный человек может работать хуже, говорит и клинический психолог Людмила Сажина.
Как правило, работодатель не особо доволен преобладанием финансовой мотивации у сотрудника, потому что это внешний и довольно изменчивый критерий. Деньги всегда нужны для чего-то.
Например, сотруднику нравится заниматься дайвингом, и он работает, чтобы были деньги на любимое увлечение. Соответственно, если в другом месте ему предложат больше денег, то и возможностей для хобби появится больше, и он легко уйдёт в другую компанию. Никакой работодатель не заинтересован именно в таком развитии событий. Но, если вы говорите, что вас вдохновляет мысль, что своей работой вы хотите, например, облегчать жизнь людей, приносить пользу. Говорите: да, я хочу, чтобы мне хорошо платили, хочу быть востребованным, но при этом у меня есть внутренняя сверхцель. Тогда появляется понятие здоровых денег. Деньги, которые приносят внутреннее моральное удовлетворение, легче зарабатываются. Ты с интересом выполняешь работу, у тебя нет профвыгорания. Я знаю человека, который хотел быть врачом, но стал программистом и при этом не оставил свою мечту. Сейчас он пишет коды и вместе с медиками создаёт медицинское оборудование. Он хочет, чтобы люди жили дольше, были здоровыми, и реализовывает это посредством написания кодов для работы протезов на конечности. С его помощью искусственные руки и ноги двигаются, как живые. И это его внутренняя мотивация, его заинтересованность. И деньги, и написание кодов - это только средство для чего-то большего, - поделилась Людмила Сажина. - Когда вы скажете ребёнку: иди учись на айтишника, они много зарабатывают, то для него это не будет ценно. Но, если вы возьмёте то, что ценно для него сейчас, например, защита экологии или чтобы собаки научились общаться со своим хозяином, а для этого нужно создать определённый код, вот тогда он увидит средство для достижения своей цели - через программирование и весь процесс обучения и работы запустится совсем по-другому.
Большинству работодателей не особо нравится слышать от кандидата или своего действующего сотрудника, что основной мотивацией в работе для них является финансовый вопрос. Хотя он, конечно, важен, но он не будет той движущей силой, которая поможет горы свернуть. Однако ведущий HR-менеджер "Лайв Тайпинг" (Омск) Кристина Попова считает, что всё же важно понять, что именно стоит за желанием заработать больше денег.
Она говорит, что для корпоративной культуры их компании важна не только материальная составляющая. Важно поощрять стремление развиваться, осваивать новые навыки, организовывать и улучшать рабочие процессы.
Например, у нас есть образовательные митинги отделов, на которых ребята делятся знаниями и вместе осваивают новые технологи. Затем внедряют их на своих проектах. Также есть система компенсации расходов на курсы, на участие в профильных конференциях. На мой взгляд, самая важная мотивация, которая должна идти от работодателя, - это сделать так, чтобы сотруднику было приятно приходить на работу или не приходить, если хочется поработать из дома. Чтобы этого достичь, не обойтись пресловутыми печеньками в офисе. Нужно правильно выстроить рабочий процесс, давать сотрудникам определённую свободу, улучшать и оптимизировать. У нас каждый может подсветить проблему, предложить решение. Не менее важно давать регулярную обратную связь и помогать в развитии профессиональных компетенций. Наша команда - это не только про работу, мы с удовольствием проводим вместе свободное время: ходим в походы, в кино и на пляж, играем в волейбол, футбол и видеоигры. Каждую пятницу тусим в офисе. Из последних новинок - буквально на этой неделе у нас появился кикер в офисе. Поддержание баланса работы и внерабочих активностей укрепляет командный дух и мотивирует на новые рабочие свершения, - резюмировала HR.
***
Кстати, отличной мотивацией может быть здоровое любопытство: а что будет, если сделать так? И понеслось. Находите внутренние и внешние стимулы к работе, к созданию чего-то нового, интересного, полезного. Если не можете зайти к реализации задуманного с одной строны, перейдите на другую. Любая работа многогранна. Надо только найти желание расскрыть эти грани.
Больше информации о том, что просиходит в мире IT можете узнать здесь.