Кирилл Коновалов - предприниматель и руководитель одного из образовательных центров города, а также коллекционер масштабных моделей автомобилей, танков, самолётов. Первые шаги к своему увлечению он начал в семилетнем возрасте и продолжает до сих пор пополнять свой "автопарк". Коллекция началась с модели автомобиля ЗИЛ-115, подаренной на седьмой день рождения. Сейчас мини-автопарк занимает множество полок и стеллажей в отдельной комнате, а все экспонаты хранятся в специальных условиях.
Коллекция
Здесь представлены модели, собранные в определённой тематике, например, это омские автобусы, которые ходили до недавних пор по дорогам нашего города и страны в целом. Автобусы чешской марки Karosa поставлялись в Омск с 1995 по 1998 год, партия составляла 178 единиц. На них многие из нас ездили на работу, в вузы, на дачи и по другим своим делам. Много конкретно таких "Карос-Б 732" можно было увидеть на маршрутах № 17 и № 20. Жёлтые "Икарусы" часто можно было встретить на маршруте № 69. А вот "Икарус-256" в хорошо всем знакомом красно-белом цвете - это туристический вариант. Многие на нём ездили в детские лагеря и отправлялись в междугородние и туристические поездки. Этих автобусов практически не осталось, отработали свой ресурс и были списаны, сейчас их можно увидеть в музеях, либо изредка, может, где-то на дорогах небольших регионов страны.
- На таких автобусах многие жители нашего города ездили много лет. Они отвозили нас на работу, учёбу и так далее. Поэтому их копия в масштабе - это частичка тёплых воспоминаний. Причём автобусы определённой марки, модели и даже в определённой расцветке - это ведь именно омская история, и поэтому коллекционерам, живущим в любом другом городе, где эти автобусы не ездили по улицам, эти модели будет просто неинтересны, как например представленная в коллекции "Кароса".
Некоторые модели выпускаются ограниченным тиражом и за границей. Например, модель "Каросы-Б 732" в красно-белом цвете была выпущена в количестве 800 штук, а в белом - 200. То есть их всего 1000 на всём земном шаре. По утверждению производителя, из Чехии в Россию попало лишь 30 экземпляров, и один из них - в Омске.
- Я помню, когда эти автобусы только появились в Омске в 1997 году, мне, школьнику, которому всегда нравилась техника, уже не хотелось ездить на старых ЛиАЗах-677, поэтому я готов был постоять лишние десять минут на остановке, чтобы дождаться, когда из-за угла начнёт выруливать красно-белая "морда" новенькой "Каросы".
Следующие модели появились в коллекции нашего героя относительно недавно, и приобрёл он их специально именно в такой расцветке, потому что сохранились воспоминания детства, как именно такой мусоровоз приезжал к нему во двор. Модель, кстати, выглядит современной, хоть это и разработка семидесятых годов, но на её основе сейчас впускают новые машины для вывоза мусора.
- КамАЗ-5511 - это автомобиль, с которым у меня связано ещё одно детское воспоминание. Мой дядя работал на точно такой же машине в одном из АТП Омска и свободное от учёбы время я часто проводил в гараже этого предприятия. Мы возили щебень, асфальт, песок, и мне неоднократно доводилось бывать за рулём этого огромного, как мне тогда казалось, грузовика. Только представьте, десятилетний мальчик сидел на водительском сиденье и мог управлять этой машиной, научившись переключать передачи, выжимая педаль сцепления, правда, для этого мне нужно было вставать на неё всем своим весом. Естественно, с первого раза тронуть с места самосвал никогда не получалось. Но могу с уверенностью сказать, что свой первый опыт вождения я приобрёл именно на таком грузовике, модель которого у меня есть в коллекции.
Следующая машина из коллекции - самосвал "Магирус", их активно использовали во время строительства Байкало-Амурской магистрали. Эта немецкая машина массово поставлялась на стройки СССР и зарекомендовала себя как надёжный и комфортный автомобиль.
Далее представлены ГАЗ-М-21 "Волга". Модель достоверно воссоздана в мельчайших подробностях. Это автомобиль-мечта любого советского человека 50-60-х годов. Машинки, представленные в коллекции, одни и те же, это ГАЗ-21И, но в разных цветах. Внутри и снаружи всё, как было в действительности. Эти масштабные модели уникальны тем, что выпущены ограниченным тиражом (750 штук в каждом цвете) и у каждой из них есть свой серийный номер, об этом свидетельствует металлическая табличка на постаменте, к которому прикручена модель, а также паспорт, который идёт в комплекте.
- С моделью в голубом цвете у меня была связана интересная история. Я знаю собственника ателье и магазина, где они производились и продавались, и он в курсе, что у меня есть все шесть "Волг"из лимитированной серии в коллекции. Однажды он познакомил меня с гражданином Израиля, который хотел выкупить мою "Волгу" (11-ю из 750) за 30 000 рублей, я покупал её когда-то за 5000 рублей, торг дошёл до 200 000 рублей, но модель осталась в Омске.Я не согласился продать её за эту сумму и не продам ни за какую другую, потому что считаю, что для любого коллекционера его собрание бесценно, для меня уж точно, как вы убедились.
Далее представлена часть коллекции чешских (чехословацких) "Татр" разных годов выпуска. Они особенно активно использовались в северных регионах СССР и постсоветской России, очень любима и уважаема до сих пор там водителями, которые работали на этих машинах. В Татарстане и сейчас очень много этих машин, но более современных модификаций.
По соседству стоят масштабные модели немецких танков (слева направо: "Тигр", "Пантера", "Королевский тигр").
- Я нашёл очень интересную деталь в техническом справочнике о немецком танке "Пантера" (бортовой номер 387) периода Второй Мировой войны. Дело в том, что во время войны, к сожалению, был очень высокий процент потерь наших танкистов из-за того, что во время боя отстрелянные и дымящиеся гильзы падали на пол и катались по всей машине, экипаж травился пороховыми газами, ведь танк нельзя было просто открыть и проветрить, зачастую этого не позволяла обстановка. В "Пантере" же была реализована следующая система: отстрелянные гильзы падали на пол, где было специальное отверстие, - закрывающийся гильзоприёмник. Металлические шторки изолировали едкий дым, а нажатием специальной педали все гильзы утилизировались из танка. После таких историй ещё раз убеждаешься, насколько была ценна наша победа над врагом, который технически где-то нас опережал.
Размер коллекции
Владельцу "миниатюрного" автопарка довольно часто задают вопрос о численности его коллекции, но, к сожалению, точного ответа у него нет.
- Я давно задумываюсь над тем, что мне нужно застраховать коллекцию, но для этого нужна точная опись всего того, что есть в ней на сегодняшний день. Предполагаю, что на это у меня уйдёт очень много времени. Общаясь с другими коллекционерами, я вижу, как люди ведут учёт своих собраний, но сам этого делать пока так и не начал, думаю, вернусь к этому вопросу в обозримом будущем. Визуально моя коллекция на сегодняшний день занимает три огромных стеллажа от пола до потолка в моей квартире, и это только модели в масштабе 1:43, модели в масштабе 1:16 и 1:8 стоят по всей квартире.
За тридцать лет накопилось столько моделей машин, что вести счёт стало трудно, но, несмотря на это, Кирилл Коновалов без труда может вспомнить и рассказать свою личную или историю знакомых, которая связана с какой-либо моделью.
Машина в миниатюре - жизненная история
- Возвращаясь к "Волгам", вспоминается ещё одна история, которая связана с моделью в фисташковом цвете. Я точно такую же модель подарил приятелю, у которого тесть был владельцем точно такой же машины и в точно таком же цвете. Машина была выпущена в 1958 году и по сей день находится в семье, у неё есть свой отдельный гараж, который оборудован весьма антуражно. В нём висят старые семейные фотографии с момента покупки авто, сохранилась сервисная книжка и талон на покупку именно этого автомобиля, а сама "Волга" находится в отличном состоянии, при этом в ней до сих пор стоят почти все родные детали. Я дважды сидел за рулём и ездил на этой машине - это непередаваемые ощущения. Машина на улицах города практически не появляется, во всевозможных парадах и выставках не участвует. Хозяева делают летом пару семейных выездов на пикник. Этой машиной очень дорожат, и она останется в семье и будет дальше передаваться из поколения в поколение. Сейчас мой подарок - мини-версия этого автомобиля - стоит в кабинете у хозяина машины на самом видном месте.
Автомобили на общедоступных ретровыставках вызывают ухмылку у специалистов
Ежегодно на городских улицах в рамках масштабных празднований устраивают выставки раритетной техники под открытым небом. Такие машины вызывают восхищение и неподдельный интерес у прохожих. Все хотят видеть своими глазами автомобили, созданные в прошлом веке. Но насколько достоверен их внешний вид, мы поинтересовались у героя нашего материла.
- Я давно не посещаю общедоступные ретровыставки, на которых присутствует различная техника. То, что там порой можно увидеть, вызывает улыбку, непонятную неискушённому посетителю. Объясню почему. На примере всё той же ГАЗ-21 "Волга", которую так часто можно увидеть на таких выставках. Машина выпускалась с 1956 по 1970 годы тремя сериями, которые существенно отличаются друг от друга, но это только для тех, кто разбирается в них. Автомобили же, которые представлены на выставках, где их можно потрогать и посидеть в них, не являются аутентичными по определению, это зачастую "реставрация" на скорую руку в гаражах подручными средствами и такими же подручными запчастями, и покрашены они в цвета, которые не соответствуют колорам того времени. И в лучшем случае "Волга" 2-й серии может быть собрана из запчастей 3-й серии, реже 1-й серии, поэтому такие машины не представляют никакого интереса для ценителей данного автомобиля. Стоимость качественной и достоверной реставрации единицы техники на сегодняшний день составляет от 5 до 25 млн рублей. Поэтому коллекционер, имея настоящий ретроавтомобиль, никогда не поставит его на выставку и не позволит всем желающим прикасаться к нему, так как бережное отношение к чужому имуществу, увы, свойственно не всем. Например, "Волга" Юрия Гагарина, которая была вручена космонавту за первый полёт, сейчас стоит в музее под стеклом и изредка её выкатывают для сервисных и реставрационных работ, и это правильное отношение к истории. Всем интересующимся именно редкой и аутентичной техникой советую самый большой частный музей Европы "Музей техники Вадима Задорожного", который находится недалеко от Москвы.
Что угрожает моделям
Факторы, которые неблагоприятно влияют на коллекцию, по словам нашего собеседника, - это жёны, дети, домашние питомцы и пыль.
- Я не так давно обзавёлся кошачьей семьёй и через какое-то время понял, что у моего кота и кошки проснулся неподдельный интерес к моим моделям, поэтому чтобы нам не ссориться в начале наших отношений, я решил, что все модели без исключения должны быть убраны за стекло.
Уход за коллекцией
Кирилл Коновалов поделился, что раньше некоторые модели стояли "под открытым небом", и, конечно, на них попадала пыль. Она появляется даже на тех экземплярах, которые хранятся в специальных закрытых боксах.
- Чтобы привести в порядок одну большую модель масштаба 1:16, потребуется около часа времени, чтобы почистить каждую деталь и сделать так, будто бы она только из магазина. Работа очень трудоёмкая и одновременно увлекательная. Порой я с такой неохотой начинаю чистить от пыли свою коллекцию, берёшь в руки кисточки, салфетки, пинцет, и вот ты уже вновь углубляешься в историю данного экземпляра, рассматриваешь мелкие детали и не замечаешь, как проходит время.
Со временем у машин что-то отклеивается и отламывается, поэтому периодически нужно что-то чинить. Для смахивания пыли из труднодоступных мест используются кисти разной жёсткости. Те, что пожёстче, можно приобрести в магазине для творчества, а самые мягкие покупаются в отделе косметики для женщин.
- Протирать машины я стараюсь влажными салфетками и специальным набором кисточек, а не водой. Салфетка имеет более дозированный уровень влаги для такой деликатной работы, чтобы не перелить и не залить водой саму модель или её работающие механизмы.
Пополнение собрания
На сегодняшний день в Омске есть специализированный магазин, который находится в городке Нефтяников. Модели также можно приобрести на интернет-площадках, либо на аукционах, в клубах.
- 30 лет назад я пополнял свою коллекцию из легендарного магазина "Спартак" в Нефтяниках, либо из "Детского мира" (сейчас "Дружный мир" - прим. ред.) в центре города, некоторые модели приобретались в магазине "Радость", именно вывеска этого магазина в узнаваемом шрифте стала визитной карточкой нашего города. Выбор был небольшой, поэтому люди самостоятельно модифицировали модельки, чтобы получить желанный результат. На это уходило продолжительное время. Сейчас моя коллекция стремительно расширяется, в месяц в среднем удаётся приобретать 2-3 модельки. Есть коллекционеры, которые покупают по одной в год и им этого достаточно, но такая коллекция слишком мала и, возможно, даже не имеет смысла. А у кого-то за год появляется более сотни новеньких экспонатов, но при таком темпе нужно обзаводиться большими площадями.
От чего зависит стоимость
Обычно чем модель проще в исполнении (не проработаны детали, низкий уровень детализации), тем она дешевле. Есть экземпляры, которые выполнены в более крупном масштабе, например в 1:8, опять же 21-я "Волга" от Deagostini, у которой открываются двери и форточки, загораются фары, включаются стоп-сигналы, свет в салоне и работает клаксон. Данная модель автомобиля обошлась нашему герою более чем в 50 тысяч рублей.
Увлечение на паузе
Собирать модели автомобилей Кирилл начал в 1993 году, но увлечение пришлось поставить на стоп в 2002 году. По его словам, к тому моменту он успел собрать всё, что было представлено в нашей стране. Остальные модели были либо уже неактуальны, либо неинтересны. Не было смысла покупать одни и те же КамАЗы, Уралы, ЗиЛы, которые отличались лишь цветом кабины. Хобби получило новое развитие в 2009 году, когда в индустрию масштабных моделей в нашей стране активно пришли иностранные производители, на этой же волне начали создаваться новые российские производители, которые очень быстро оставили позади по всем параметрам отечественные компании, которые были известны ещё с советских времен.
Коллекционирование - норма или отклонение?
Страстью к коллекционированию обладают примерно 30 % людей во всём мире. Есть коллекции безопасные, а есть и те, что представляют угрозу для физического и психического здоровья, например змеи или оружие. Коллекционерами были многие известные люди, поэтому нам стало интересно, является ли такое увлечение девиантным поведением.
- Я оканчивал факультет психологии, и в учебниках клинической психологии коллекционирование рассматривалось как отклонение от нормы в поведении человека. Кроме того, некоторые специалисты считают, что коллекционирование может привести к серьёзным психическим расстройствам. Наверное, наши встречи в клубе со стороны и выглядят несколько фриково, а некоторые прохожие, я уверен, думают что-то вроде того: "О, опять эти собрались со своими машинками". Некоторые мои знакомые, которые знают меня много лет, уверены, что я играю в свои модели. Агрессивных и деструктивных коллекционеров не знаю и не встречал, а вот страстно увлечённых сколько угодно, и один из них перед вами, могу часами рассказывать истории, связанные с автомобилями, танками, самолётами, которые есть в моей коллекции, очень уж хочется, чтобы об этом знало как можно больше людей.
Единомышленники
- Я много лет состою в омском клубе коллекционеров "1:43". Мы стараемся каждое воскресенье встречаться, обсуждаем какие-то новинки, там же приобретаем что-то в коллекции.
Что станет с коллекцией?
Нашему герою многие задают такой вопрос, на самом деле однозначного ответа на это у него пока нет.
- Если моим детям, внукам это будет неинтересно, что скорее всего, и это нормально, я передам коллекцию тому, кому она будет нужна, иначе она будет утрачена. Найду 2-3 претендентов и отдам в дар абсолютно бесплатно тому, у кого будут больше всего гореть глаза от увиденного, кто знает не меньше, а лучше, конечно, больше, чем я, о моделях в коллекции. Лет через 50 я задумаюсь над этим вопросом.
Фото: Илья Петров