Общество  •  27 марта 2023, 15:48, последнее обновление 25 апреля 2023, 20:20

Сборник сказок или психологических проблем? Смотрим на любимых персонажей по-новому

Как писал НАШЕВСЁ Пушкин, сказка ложь, да в ней - намёк. Любая из них - кладезь жизненного опыта, стратегий поведения и… всевозможных неврозов. Так что устраивайтесь поудобнее, мы прямо сейчас начнём искать скрытые смыслы, а заодно и выясним, можно ли научиться на чужих сказочных ошибках.

*Дисклеймер, без которого в этой истории не обойтись

В данном материале мы читаем известные сказки (а ещё смотрим мультики) вместе со специалистами в области психиатрии и психологии. И приходим к выводу, что каждому второму знакомому нам с детства персонажу не помешало бы сходить к врачу. Здоровых героев нет, есть недообследованные. Но мы не ставим задачу разрушить авторские воздушные замки, пробудить агрессию к персонажам или доказать несостоятельность сказочных сюжетных линий. Если под раздачу попала ваша нежно любимая героиня или герой, просьба не расстраиваться. Всё это - лишь возможность взглянуть на мир сказок и его обитателей с другой, более взрослой позиции. Так что читайте, узнавайте себя (и ближнего), спорьте, соглашайтесь, исследуйте мир волшебства! А в итоге наши эксперты ответят на вопрос, а стоит ли вообще читать сказки детям, если половина персонажей в них - "ку-ку"?

Почему Жасмин рано или поздно "усыновит" Аладдина
Аленький цветочек, или Как из одного расстройства вырастить другое
И целуй меня везде, я ведь взрослая уже. О ком бы это?
Так стоит ли рассказывать детям волшебные истории?
Ещё несколько сказок, которые могут вас удивить


Сказ о том, почему Жасмин рано или поздно "усыновит" Аладдина, а он повзрослеет и уйдёт

Что сказать про такого удальца, как Аладдин? Ну к психотерапевту он бы вряд ли обратился, так как придерживается позиции "сам всё знаю", "не мы такие, жизнь такая", - считает психолог, немедицинский психотерапевт Роман Стручаев. Главный герой занимается воровством и манипуляциями. Мотивация: не украдёт - не поест. Хотя в принципе мог бы и поработать. Но он выбрал себе роль жертвы, предпочитая получать желаемое быстро с минимальными затратами, хотя и с большими рисками.

Стать хозяином Джина - его счастливый билет. Потому что ко всему прочему он ещё и инфантилен: ребёнок (он же Аладдин) что-то хочет, желает, а родитель (он же Джин) исполняет. Естественно, он не готов отпускать того, кто так комфортно устраивает его жизнь. Логичный выбор с точки зрения ребёнка, пусть и очень харизматичного. Поэтому Аладдин играет желаниями, дарованными ему, по своим правилам. Кто-то может сказать, что он проявляет смекалку. А кто-то - разглядеть в нём мальчика, который не успел насытиться заботой родителей и теперь просто возмещает это.

Принцесса Жасмин, в общем-то, тоже не из трудолюбивых, романтизирует преступность и бедность. В сказке прослеживается, что она хочет стать султаном, что идёт в разрез с системой положения женщины на Востоке, и это желание в начале и в конце отличается. Происходит взросление, она делает выбор, когда находится между жизнью и смертью, и берёт на себя ответственность. Психоаналитики похлопали бы в ладоши - происходит борьба, преодоление и самоопределение.

- Есть разница между жертвой и выбором. Жертва является невосполняемой. Поэтому в отношениях нельзя кичиться тем, что кто-то чем-то жертвует. Выбор - означает понимать и принимать последствия и условия. Не "я жертвую на работу 8 часов в сутки", а "я выбираю эту работу". Инфантильные люди склонны совершать жертвы. Взросление происходит, когда человек делает выбор, - пояснил Роман Стручаев.

В отличие от Жасмин, с Аладдином на протяжении сказки не происходит трансформации. Он не научается брать на себя ответственность: Джин решит все проблемы, а Жасмин всегда простит. Из этого рождается подозрение, что рано или поздно принцесса чуть ли не усыновит главного героя. Этим она, возможно, компенсирует материнское начало. У них, скорее, отношения по типу мама - сын, чем партнёрские. Как отметил эксперт, в России это очень популярная модель отношений.

Эту пару ждёт кризис, и не один. Большая редкость, чтобы люди из разных слоёв создали прочную семью, отметил Стручаев. Плюс разница в эмоциональном возрасте. Возможно, Жасмин будет компенсировать материнство, пока не появится настоящий сын или дочь. Как правило, если к такому моменту мужчина не вырастает из роли ребёнка, он покидает семью. С другой стороны, именно в этот период может произойти трансформация Аладдина. Нас взращивают наши кризисы: "кризис" происходит от греческого "решение". Если находиться в этом процессе гармонично, человека, наоборот, ждёт рост.


Созависимость Настеньки и принца (Красавицы и Чудовища в другом варианте) вырастает из отношений героини с отцом, - так описывает ситуацию психотерапевт Григорий Овцов. Отец не способен ответить на эмоциональные потребности дочери. Поэтому происходит торг: уезжая в дальние страны, он должен привезти ей что-то взамен времени, проведённого вдали от неё. С позиции реализма мы понимаем - уехал по работе, бывает. С позиции психологии - отец отсутствует и откупается.

Дочери постарше просят предметы роскоши, а Настеньке достаточно "символичного откупа" - цветка. Об их выборе можно рассуждать в двух плоскостях. Со стороны общественной морали, дескать, "добродетельная девушка должна думать не о вещизме, а о спасении души". С другой стороны, старшие дочери чувствуют себя более уверенно, а младшенькая решается лишь на цветок, чтобы показать беззаветность дочерней любви, и вместе с тем убедиться самой, что её любят. Она надеется на любой знак внимания, так как на самом деле не ощущает, что достойна этого.

- Проблема не в том, что ребёнка задаривают или нет, а в том, что родитель отсутствует: нет эмоционального контакта, нет опыта поддержания близких отношений, - напоминает психотерапевт.

К чему это приводит, мы видим в развитии сюжета. Настенька/Красавица пытается компенсировать травму, нанесённую холодным папой, тем, чтобы стать чрезмерно нужной для кого-то ещё, и с головой окунается в отношения с чудовищем: "А душа-то у него добрая, надо только найти". Ну да, ну да.

Этот герой считает себя жертвой обстоятельств, "меня таким сделали", что, по его мнению, даёт ему право быть "чудовищем". В реальном мире это люди, злоупотребляющие веществами, алкоголем, склонные к насилию, абьюзеры (от английского abuse - злоупотреблять, плохо обращаться с окружающими). Они предъявляют претензии к обществу, государству, но только не к себе. Отношения с ними - качели: то щедры, то жестоки. Дотянуться до установленной ими планки и выполнять все условия даже самой пылкой влюблённой натуре тяжело.

Отсюда возникает такая ситуация: когда Красавица не может вернуться в обещанное время, Чудовище чувствует себя умирающим. Таким людям свойственно впадать в крайности. К слову, напоминает наш эксперт, абьюз может быть и с женской стороны, просто с мужской - он более заметен и приводит обычно к более тяжёлым последствиям.

- Абьюз был всегда. Просто раньше это называли созависимостью, психологическим или эмоциональным насилием. Теперь появился термин. Приход новой этики сделал тему востребованной в обсуждении, что хорошо, так как на это надо обращать внимание. И это стало денормализовано: многие вещи, которые нам кажутся естественными сегодня, раньше такими не были. Хотя и говорят, что раньше люди были более духовными, однако же раньше никого не возмущало, если мужчина бил жену и детей, - пояснил Григорий Овцов.

Он припомнил, как пациентки, которые находились в длительных созависимых отношениях, описывали случаи, когда уходили от партнёров, а потом те стояли на коленях, писали смс в стихах и прочее. Они прощали, жили душа в душу, а потом всё снова возвращалось на круги своя.

Герои сказки, как и герои сеансов у психотерапевта, находятся в плену своих схем, своих фантазий, которые ими управляют. Для Красавиц выход в том, чтобы осознать свою ценность, отстаивать свои границы. Для Чудовищ - принять ответственность за свою жизнь, перестать искать виноватого. Они сами должны решить, быть им чудовищами или нет.


Зачастую сказка о ней подаётся как пример жертвенной любви. Это тоже есть. Ведь её автор Ханс Кристиан Андерсен, будучи человеком религиозным, ставил любовь духовную выше земных радостей. Но мы ведь уже привыкли, что не всё так однозначно.

Отец в этой истории тоже довольно отстранён, но главная героиня ищет не его любви. Ей 15, она в волнительном томлении: ей хочется стать взрослой, открыть новый мир, и тут она встречает Принца. Причём не на белом коне, а лучше - на краю гибели: она его спасёт и станет всем для него. Знакомо, девчонки?

- Русалочка идёт к колдунье за своей взрослостью и сексуальностью. Рыбий хвост означает отсутствие нижней части тела. А тут появляются ноги со всеми вытекающими. Это то, на что можно опереться, и это чувства, которые очень болезненны и режут, будто ножом. Кровь на них - фигуральная и буквальная. Аналогия вполне себе однозначная, - пояснил врач-психотерапевт Марк Гринберг.

Героиня наделяет принца качествами на основе собственных фантазий и в то же время взращивает идею изменить себя, подстроиться, чтобы стать любимой. Сценарий жертвенной любви встречается во многих семьях: буду больше любить - бросит пить, буду больше работать - оценит, буду угождать и следовать его правилам - не посмотрит на другую. И это не чисто женская история, мужчины-русалы тоже есть.

Потеря Русалочкой голоса, разумеется, тоже аллегорична. Она променяла способность говорить на то, чтобы больше понравиться (мы помним: ноги - сексуальность - кровь). Это и нарочитая демонстрация жертвенности, и иллюстрация такого психологического состояния, как алекситимия - сложности с определением и вербализацией как собственных эмоций, так и эмоций других людей. То есть у человека чувства есть, а высказать их он не может, не умеет. "Бедненькая, совсем не верит в себя", - скажете вы и будете не правы.

- Никакой заниженной самооценки у Русалочки нет. Ровно наоборот. Это буквально магическая история о собственном всемогуществе, желании сделать мир таким, каким героиня его сама себе выдумала, - заметил психотерапевт.

Принц же не может разглядеть чувства Русалочки, поскольку для этого нужно иметь способность к эмпатии, а он довольно нарциссичен. Что в общем-то логично, ведь его постоянно обслуживают как очень важную персону. Как отметил Марк Гринберг, такие на приёмы к психологу приходят редко и за своего внутреннего принца держатся крепко. Герой выбирает другую. "Ты же такая замечательная, ты всё поймёшь", - как бы говорит он Русалочке, олицетворяющей не одну реальную историю жизни. И Русалочка обращает гнев на саму себя - она готова превратиться в морскую пену.

- Вместо того чтобы прекратить нездоровые отношения с мужчиной, женщина прекращает отношения с собой - уходит в болезнь, уходит из общения, замыкается. В жизни тоже так бывает, - добавил Гринберг.

По его мнению, Андерсен показал, что бесконечно такие истории продолжаться не должны. К счастью Русалочки, её спасают духи воздуха. За что, правда, автора сказки многие критиковали, уже ожидая трагичного финала. Но героиня наконец переходит на новый уровень, возвышается над собственными сказками.


В любой сказке можно встретить много разного, включая десятки психологических расстройств. Но можно обращать внимание ребёнка на позитив, предложил компромиссное решение психолог, немедицинский психотерапевт Роман Стручаев. Например, у того же Аладдина, этого инфантильного манипулятора, неплохая стратегия выживания, выстраивания коммуникации. Эксперту, в общем-то, и самому нравится диснеевский вариант героя.

- Когда мы анализируем сказки и пытаемся представить их героев в виде современных людей, можно допустить ошибку. Многие вещи и поступки, которые нам кажутся странными, обусловлены другой эпохой и мировоззрением. Но это не значит, что попытки интерпретации бесполезны. Сказки на протяжении столетий остаются с нами, читаемы, а значит, герои цепляют струны и в наших душах, - поделился психотерапевт Григорий Овцов.

В транзактном анализе личности есть отдельное направление - разбор жизненных сценариев через сказки, на основе которых можно понять, как человек строит свою жизнь. Но однозначно утверждать, что сказки закладывают в детей деструктивные программы поведения, можно с натяжкой.

- Я достаточно скептично отношусь к такому подходу. Можно сказать, что девочка, начитавшись сказки про Красную Шапочку, всю жизнь бегает по лесу от волков. А можно сказать по-другому - она читала сказку, потому что та откликалась на некоторые её черты характера. Не читать сказки, чтобы избегать негатив - так себе идея. Другой вопрос, что с детьми постарше может быть полезно посмотреть на сказки критически и не ассоциировать себя с персонажами, - посоветовал эксперт.

Какие ещё секреты таят в себе старые добрые сказки?

Слушайте в подкастах "Омск Здесь", где журналист Ольга Кочкурова регулярно "отводит" самых интересных сказочных героев на приём к психотерапевту.

Фото: "Омск Здесь" 

Читайте также