Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Усть-Ишимский район, чтобы увидеть урало-сибирскую роспись по дереву.
Население - 9775 чел. (2021)
География - на северо-западе Омской области
Расстояние от Омска - 481 км
В пути 6 часов 40 минут
Человек всегда стремился украсить свой дом. Если сегодня нам в помощь магазины "всё для уюта", то ещё во второй половине XIX века убранство в доме создавали собственноручно, точнее "собственнокистно".
- Снежана, расскажите, как вы познакомились с урало-сибирской росписью?
-Изучать эту тему я начала в 2020 году. Мы ездили по бывшим "расписным" сёлам района. Это Бакшеево и Большая Бича. В этих сёлах раньше жили самые зажиточные крестьяне района, именно они могли позволить себе нанять мастера-красильщика. Дом начинали украшать с потолка горницы, потом стены, простенки, мебель и переходили на кухню, а если средств не хватало, то нередко только потолок и оставался расписным.
- Роспись, которая считается локальным брендом Усть-Ишимского района, зародилась в Омской области или же "переселилась" к нам с других территорий?
- Зарождение урало-сибирской росписи связано с колонизацией в XVII-XVIII веках восточных территорий России. Основали культуру этого промысла первые переселенцы с Русского Севера. Такая роспись существовала в Новосибирской области, на Алтае и в Забайкалье, но особенно славились маляры шести деревень Тюменского округа, которые передавали мастерство из поколения в поколение на протяжении 200 лет. Люди переезжали, а вместе с ними путешествовало и их ремесло, поэтому роспись Омского региона относится к урало-сибирской семье народной живописи.
- Расскажите, в чём особенность этой росписи?
- Отличительная особенность - двухцветный мазок, который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой - более светлый или белый. Затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку. Такая техника называется двойной мазок. Этот несложный технический приём создаёт интересный зрительный эффект, который подчёркивает белый край цветка (именно он был главным элементом росписи этого вида). А для создания середины использовали приём "надёрга": мазок клали радиально от центра к краю или от края к центру.
- А какие краски использовали мастера?
- Это была масляная краска, которую мастера изготавливали сами, для этого использовали олифу (плёнкообразующие вещества на основе растительных масел, - прим. ред.), которую варили по собственным рецептам.
- Какие росписи дошли до наших дней?
- Если говорить про потолки, тоединственный сохранившийся пример варианта росписи потолка начала XX века из Усть-Ишимского района хранится в Омском Сибирском культурном центре.Лучше всего сохранились и дошли до нас орудия прядения.
Элемент потолка и орудие прядения в Омском Сибирском культурном центре
Ведущий специалист отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества, мастер росписи по дереву Наталья Киселёва:
- Росписью "заразила" меня искусствовед, исследователь традиционной культуры Омского Прииртышья Галина Григорьевна Беляева. Я попала в свою первую экспедицию на север области, зарисовывала прялки с сохранившейся росписью и удивлялась всему в ней: колориту, двойному мазку.
Манера изображения особая, маховая, живописная. Основной приём -разбивка: нанесение на кисть сразу двух красок. Получается как бы двухцветный мазок, и вот цветок как будто светится, становится более объёмным. В заключение добавляли чёрные или тёмные тонкие штрихи - веточки, собирая элементы в единую композицию.
***
Создать уникальный дизайн дома - тренд и в наши дни. В Высшей школе народных искусств, филиал которой есть и в Омске, ребята осваивают расписную технологию, популярную у наших предков.
- Светлана Владимировна, насколько среди молодёжи популярно это направление?
- Если мы говорим об урало-сибирской росписи, то мало кто знает, что это вообще за роспись. Когда мы выходим на площадки Омска, конечно, мы о ней рассказываем. Ребята с удовольствием начинают пробовать. Единицы приходят к нам целенаправленно. В основном просто приходят научиться художеству и уже, обращая внимание на расписные изделия, начинают интересоваться и поступают на роспись.
- А кого больше: девочек или мальчиков?
- Девочек больше, видимо, потому что в этой технике преобладает изображение цветочков. Мальчики тоже есть, вот они как раз чаще всего приходят целенаправленно. Особенно, когда у родителей или родственников есть столярные цеха, где они изготавливают мебель. Они приходят, чтобы совершенствовать или продвигать семейную продукцию.
- Привносит ли молодёжь что-то новое в роспись? Или здесь всё должно быть по канонам?
- Я считаю, что те каноны, с которых началась эта роспись (двухцветный мазок, большая маховая настенная роспись), все технологические особенности мы должны, конечно, сохранить, иначе в этой росписи не будет уникальности. В то же время с изучением композиционных, цветовых особенностей можно что-то новое вносить для развития росписи. Например, ребята стилизуют цветы, делают более пышные композиции, чтобы они были интересны не только искусствоведам, и мы окунулись в старину, но и, чтобы они были привлекательны для нового поколения. Анализируя выставки, могу сказать, что люди обращают на модернизированную роспись больше внимания. Такая форма продлевает жизнь росписи.
- А что расписывают ваши студенты?
- Мы не забываем, что это интерьерная роспись. Мы расписываем столы, настенные панно. Если раньше полностью расписывали стены, то сейчас, конечно, я думаю, это не актуально, если только это не в каких-либо учреждениях, как мы это делали пару лет назад в городской больнице, в кардиологическом детском центре. Использовались элементы, как раз-таки мотивы урало-сибирской росписи. Малышам, которые туда приходят, очень интересно это рассматривать. Трудность ещё была в том, что студенты работали масляными красками: распишут стену, а потом на следующий день поправляют, так как ребятишкам было интересно, они пальчиками трогали и всё размазывали.
Из новшеств мы разрабатываем сувенирную продукцию: шкатулки, брошки, серёжки, и вообще молодёжь подсказывает то, что им было бы интересно носить и приобрести, с учётом этого мы и строим задания для студентов.
Скриншот из экскурсии по Омскому Сибирскому культурному цетру
- Практично ли сегодня расписывать, например, стены в квартире?
- Что касается домашнего интерьера, это всё-таки дорогостоящее удовольствие: нужно правильно загрунтовать стены, выбрать верные красители, это, конечно же, большая работа композиционного решения. Именно подготовительный этап требует больших затрат. Конечно, если мы говорим об эстетике, то это роспись, а если нужна практичность, то обои.
- Чем занимаются выпускники вашего направления в будущем?
- По окончании нашего учебного заведения ребята могут стать хорошими мастерами и выпускать сувенирную продукцию, например. Они могут быть ещё и педагогами дополнительного образования. Многие хотят открыть, например, свои студии, где будут популяризировать наш вид росписи. У нас много студентов из районов, они мечтают открыть там свои творческие студии, и мы им в этом помогаем.
Ну а мы отправляемся дальше! Летит наша птица-синица в Черлакский район, чтобы услышать песни казаков Иртышской линии.
Фото предоставлено Государственным центром народного творчества, а также героями публикации