Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Тюкалинский район, чтобы погулять на русско-сибирской свадьбе.
Население - 20 045 чел. (2021)
География - на западе центральной части Омской области
Расстояние от Омска - 141 км
В пути 1 часов 40 минут
- Виктория Юрьевна, расскажите, почему в Тюкалинском районе этнокультурным брендом стала именно свадьба?
- Выявляя яркие особенности местных народных традиций, мы в первую очередь обращаемся к архивным источникам. Уникальным документом эпохи, вызвавшим наше восхищение, оказался очерк Ивана Шамаева (псевдоним Иоанн Голошубин) "Общий тип деревенской свадьбы в Тюкалинском уезде", опубликованный в 1902 году в Ежегоднике Тобольского Губернского музея. Вообще Иоанн Голошубин служил священником в нескольких храмах Тюкалинского уезда, даже составил Справочную книгу Омской епархии.
В своём очерке о деревенских свадьбах он предпринял попытку обобщить многоцветье местных версий свадебного обряда тюкалинских крестьян-старожилов на рубеже XIX-XX веков. Он описал самое характерное и, что необыкновенно ценно, зафиксировал тексты песен в связи с их приуроченностью к этапам свадьбы - от смотрин и сватовства до завершающих "больших столов".
Конечно, территория Тюкалинского уезда гораздо шире собственно Тюкалинского района, тем не менее доступные нам материалы, несмотря на большую вариативность, свидетельствуют о некоем стилистическом единстве традиций русских старожилов (тех, кто заселял наш край примерно до середины XIX века).
- В Тюкалинском районе сейчас есть те, кто когда-то видел эти свадьбы или, может быть, те, кто сейчас воссоздают эти традиции?
- В Тюкалинске есть Центр русской традиционной культуры, фольклорный ансамбль под руководством Маргариты Сажиной "Заряница", который располагает собственными записями местного фольклора. Нам помогает Николай Иванович Лаптев - увлечённый краеведением человек. Вот для нас бабушки из Нового Кошкуля, в записях Педагогического университета рассказывающие о свадьбе, - информаторы, носители традиции, а для него - односельчане, о которых он знает всё.
- В планах у Государственного центра народного творчества реконструкция старожильческой свадьбы. Что это будет: книга, перформанс, фильм или другой формат?
- Государственный центр народного творчества давно сотрудничает с отделением сольного и хорового народного пения Омского музыкального училища им. В. Я. Шебалина. Ребята изучают наш фонд фольклорно-этнографических записей, фольклорный архив Омского государственного педагогического университета, опубликованные записи Ефима Яковлевича Аркина. В своих дипломных работах они исследуют материалы и в выступлениях ансамбля "Новая деревня" под руководством Олеси Геннадьевны Сидорской практически озвучивают уникальные певческие традиции региона.
В этом году две выпускные работы посвящены именно тюкалинской свадьбе. Мы планируем совместно с "Заряницей" и "Новой деревней" снять фильм с несколькими свадебными эпизодами. Например, любопытно для зрителей будет обязательное причитание невесты до венца (чтоб жизнь после венца была счастливой). При этом специальное причитание совмещалось с песней подружек, и знаете, это очень впечатляет.
Кроме того, мы работаем над книгой, где очерк Ивана Шамаева выступает точкой сборки. Будут и другие совершенно уникальные материалы по старинным свадебным традициям русских сибиряков.
- Где корни сибирской свадьбы и в чём её особенность на примере Тюкалинского района?
- Упоминания о тысяцком (крёстном жениха) как важном свадебном чине, включение бани в качестве обязательного этапа свадьбы, причитания невесты в довенечный период (даже если на это не было практических оснований) и некоторые другие моменты свидетельствуют о северорусском происхождении русско-сибирской свадьбы. У сибиряков круг специальных обрядовых песен постепенно сокращался, зато свадьба насыщалась приуроченной сибирской протяжной лирикой и вечёрочными поцелуйными песнями, украшавшими предсвадебную вечерину девичника.
- Какие детали Тюкалинской свадьбы уже удалось изучить?
- Из уже изученных материалов мы узнали много интересных деталей. Например, сколько повозок (или саней) включал свадебный поезд. Оказывается, если свадьба была богатая - их было до пятнадцати! И к венцу жених с невестой ехали в последних повозках врозь, а обратно - уже вместе. Для свадьбы специально изготавливались нарядные браные вожжи с архаичными узорами (по окончании их могли разрезать на пояса-подарки).
В величальных свадебных песнях с традиционными напевами припевались имена жениха и невесты. Эти песни служили своеобразным благословением на счастливую семейную жизнь, а смена головного убранства невесты на свадебном пиру под соответствующую песню выступала эквивалентом официального заключения брака. В старину этот обряд назывался окручиванием или перевязыванием: заплетали две косы вместо одной, причём одну косу плела сваха, а другую - жених. Их укладывали на голове, покрывали специальным головным убором - шамшурой ("шашмурой"). И мы понимаем, что снятие фаты в конце современной свадьбы, этот трогательный момент при свечах - современная интерпретация этого символического перехода в сан замужней женщины.
- Например, шутливое метение сора: когда молодая выметает принесённую солому или траву, в которую гости бросают деньги и шутливо мешают ей. Так, кстати, заканчивается очерк Ивана Шамаева "Выметание избы". Это было и на моей свадьбе, и на свадьбе дочери. Правда, под другую весёлую музыку.
Моя мама, как впечатления детства, в подробностях рассказывает о ритуальных свадебных блюдах: вкуснейшем ягодном киселе, который режут ножом, холодце и курнике. Мои предки по одной линии, прибывшие в 1853 году из Суздальского уезда Владимирской губернии, были в числе семей, основавших деревню Городки Тюкалинского района. Так что для меня это ещё и личная история, впрочем, как и для моей племянницы, участвующей в реконструкции тюкалинской свадьбы с "Новой деревней".
- Как сегодня молодёжь относится к обычаям на свадьбах?
- Свадебный фольклор - это приглашение в идеальный мир, живущий по законам красоты и добра. Он соединяет нас с созидательной энергией многих поколений. И сегодня есть немало примеров использования на торжестве элементов традиционного свадебного обряда по желанию. Причём не столько родителей, сколько молодых людей, обращающихся за помощью к фольклористам в поисках оригинальности и глубины традиций. А, собственно, фольклористы - люди, влюблённые в народную культуру, проживают свадьбу по-настоящему. Я думаю, если всем молодожёнам в Тюкалинском районе во время церемонии бракосочетания будет звучать традиционная величальная – на счастливую жизнь - это замечательно!
Ну а мы отправляемся дальше! Летит наша птица-синица в Усть-Ишимский район, чтобы узнать, как украсить дом при помощи традиционной росписи.
Фото: Государственный центр народного творчества, а также предоставлены героиней публикации