Общество  •  11 сентября 2022, 12:33, последнее обновление 12 июля 2024, 12:10

"Омск - город возможностей для пилотов". Интервью с самой молодой вертолётчицей России

Имя самой молодой командирши вертолёта санавиации внесли в Книгу рекордов России.

В свои 21 Алиса Куквинова добилась невероятных успехов в авиации.

Она провела 550 часов за штурвалом в небе, в 7 лет прыгнула с парашютом, а уже в 14 самостоятельно управляла автожиром. После окончания ОЛТУГи она вступила в ряды Национальной службы санитарной авиации Санкт-Петербурга и состоит в ней по сей день.

О любви к небу, работе в санавиции и учёбе в омском училище Алиса рассказала корреспонденту "Омск Здесь".

- Как у вас появилась любовь к полётам?

- Любовь к полётам появилась очень давно, с детства. В 7 лет по моей просьбе родители привезли меня на аэродром, и в тандеме с инструктором мы прыгнули с парашютом. Мне понравилось, и я захотела ещё и ещё. У детей вообще чувство самосохранения притуплено. Взрослый может испугаться, а ребёнку это всё прикольно, классно. Потом начали меня подсаживать на самолёты с кем-то, чтобы посмотреть на приборы, посмотреть, как летит. Но парашютные прыжки остались позади, сейчас меня интересует только управление.

- Сколько человек в экипаже вашего вертолёта помимо вас (врач, медсестра)? Сколько пострадавших реально принять на борт?

- В экипаж входят: два командира, либо командир и второй пилот - стажёр, и два доктора (врач и фельдшер или же два врача). Бывают вариации в зависимости от состояния больных, но именно по санзаданиям у нас летают исключительно два командира. На борт мы пока принять можем одного пациента, потому что у нас есть только одни носилки и комплект оборудования на одного человека.

- Сколько в среднем вылетов в неделю вы совершаете для оказания помощи?

- Не могу сказать точно, потому что каждый раз болеет разное число людей. Бывает такое, что за неделю ни одного вылета, а бывает, что просто подряд с 10 утра до 2 ночи не вылезаем из вертолёта.

- В какие районы вы вылетаете для оказания помощи?

- Я пока что привязана к базе в Петербурге и, соответственно, вылетам по всей Ленинградской области. И на север до Выборга, и на восток до Тихвина, Подпорожья (но дальше Кронштадта особо не летаем), и на юг в Гатчину, Лугу, Кингисепп - всё это охватывает наш район.

- Сталкиваетесь ли вы с гендерными или возрастными стереотипами в профессиональной деятельности?

- Нет, вообще у всех наших военных летчиков адекватное воспитание. Они как советские люди не позволяют себе пренебрежительно относиться к женщинам. Сначала на девочку мужской профессии всегда все смотрят свысока. Но после того как полетаешь с большей частью коллег в компании, вопросы отпадают. Вообще у меня уже установились хорошие отношения со всеми коллегами.

- Случались ли внештатные ситуации в полёте? Или необычные вылеты?

- Внештатных ситуаций в вертолётной компании у меня не было. В малой авиации в самолётном секторе, пока я ещё не окончила ОЛТУГу, были какие-то мелкие "отказы", но сейчас уже внештатных ситуаций не случается. Каждый вылет по своему заданию необычный, потому что там происходят будоражащие истории. Люди попадают в разные ситуации. Например, у некоторых до 80 % тела покрыто ожогами или пациенты на ИВЛ, бывают и беременные женщины, и дети. В общем, все вылеты тяжёлые.

- Как часто приходится оказывать помощь, вылетая в плохих метеоусловиях?

- У нас нет "плохих" или "хороших" метеоусловий. У нас всё согласно документам. Вертолёт "Ансат" допущен до полёта по ПВП (правила визуальных полётов – прим. ред.) днём и ночью. У него есть свои минимумы, и у каждого пилота свои минимумы. Но на вертолёте мы можем летать при видимости не менее 2 км днём и 4 км ночью.

- Вы окончили Омский лётно-технический колледж гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского. Как он повлиял на вас? Как оцениваете уровень подготовки пилотов в Омске?

- Уровень подготовки там прекрасный, хотя это и были самые напряжённые годы в моей жизни. За курсантами следят, одевают, обувают, кормят три раза в день полезной пищей - и всё это за счёт государства! Воспитатели приставлены к каждой группе, каждому потоку, следят за поведением, так как это подростковый возраст и в это время можно ступить на скользкую дорожку. Хорошо, что есть в училище воспитатели и совет курсантов, которые жёстко следят за дисциплиной. Если ты где-то накосячил, то придёт повестка и пойдёшь на совет курсантов, где будешь объяснять причины своего поведения.

То есть училище выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Эти три года кардинально изменили меня, мой характер. Сейчас я говорю спасибо Омску. Я считаю, Омск - это город возможностей для пилотов. Тем более, что в Омске находится единственное гражданское училище в стране. В России есть ещё одно училище для вертолётчиков, но военное - в Сызрани.

В омской ОЛТУГе преподаватели бывшие военные лётчики, бывшие гражданские на пенсии, очень хорошие прибористы, радисты. Весь сложный материал доходчиво объясняют. Мы учимся не только управлять вертолётом, но и изучаем его конструкцию; все системы, каким они током питаются; какие автоматы защиты сети существуют, как они работают; разбираем каждую схему, каждую электроцепочку. Мы выходим, зная вертолёт не только снаружи - как им управлять, но и изнутри. Я сейчас получаю второе высшее образование в Петербурге. Но всё-таки в Омске - полувоенное училище, поэтому уровень подготовки совсем другой, и мне нравилось там гораздо больше.

- Как часто бываете в Омске, чем запомнился город?

- В Омске бываю раз в год, на тренажёре Ми-8 (советский/российский многоцелевой вертолёт). Город запомнился очень хорошим физкультурно-оздоровительным комплексом на Конева, я там занималась почти каждый день после пар в бассейне. Ещё отапливаемые остановки - очень хорошее внедрение, у нас в Петербурге таких нет. Хотя у нас и морозов нет таких. Из отрицательного - транспорт. Водители часто не хотят принимать карточки, а они нам, как курсантам, дают право на безвозмездный проезд.

- Как о вас узнали представители Книги рекордов России? Когда планируется внесение вашего имени в неё?

- Идею подал мой первый инструктор, фактически второй отец мне, его звали Александр Ламеко (погиб 8 марта 2022 года), который меня выпускал первый раз самостоятельно в 13 лет (одну в кабине) и ещё тогда хотел записать меня в книгу рекордов как самого молодого пилота. Но у меня не было пилотского удостоверения, а одного факта самостоятельного полёта было недостаточно даже при наличии видеозаписи. Сейчас всё было подтверждено целой стопкой документов.


Официально имя Алисы как девушки, которая имеет "Наименьший возраст командира двухдвигательного вертолёта "Ансат", занесли в Книгу рекордов России в августе.

Фото предоставлены героиней публикации

Читайте также