Сегодня, 4 августа, Международный пресс-центр "МКР Медиа" совместно с региональным отделением общественной организации в сфере поддержки предпринимательства "Опора России" провёл прямую трансляцию с представителями event-индустрии. В рамках встречи они обсудили положение дел в этой сфере и то, как карантин и последующие ограничения сказались на ней.
Объём event-маркетинга в стране в целом оценивается в 161 млрд руб. В начале весны эксперты прогнозировали, что падение составит около 30 %, однако участники прямого эфира назвали другие цифры.
Первый вопрос, который обсуждался на встрече, звучал так: "Как текущая ситуация, связанная с коронавирусом, отразилась на вашей сфере?".
Юрий Шалькин, директор агентства "Креативная банда "Медведь", организатор концертов российских звёзд:
Объёмы доходов упали минимум в два раза. У нас в сфере ярко выражена сезонность, первый пик приходится на май-июнь, второй - на декабрь, так вот, первый мы все дружно отдыхали. Некоторые говорят, что сейчас масочный режим пройдёт и начнутся мероприятия, но я разговаривал с различными собственниками бизнеса, они говорят, что мероприятий они проводить не планируют и называют следующие причины: страх заражения сотрудников коронавирусной инфекцией; неуместность увеселительных мероприятий во время пандемии; запрет на проведение массовых мероприятий.
- Первые, кто пострадали, - туроператоры и турагентства, вторые - рестораны, и третьи - event-индустрия, которая зависит от первых двух сфер. Сначала никто не понимал, что происходит, поэтому частные мероприятия отменялись. Через месяц-два люди уже оживились и начали искать возможность провести праздники. Поначалу, в марте и апреле, мы вообще ничего не проводили, деятельность началась только с мая-июня. Такого количества работы, как в прошлом году, нет, потому что люди отменяют мероприятия по целому ряду причин: кто-то из гостей не может прилететь, страх заражения и закрытие заведений, где можно было провести торжество.
- Наша ниша отличается от других, потому что мы проводим мероприятия для бизнеса: тренинги, конференции и прочее. Нам обрубили все возможности для проведения мероприятий. Обороты сократились почти на 90 %. Мы активно общаемся с коллегами из разных регионов страны, и у всех ситуация подобная: нам всем запретили работать, при этом многие не попадают под льготы, потому что все регистрировали себя по-разному. Фактически нам связали руки, мы не можем работать, но пострадавшей отраслью при этом, как ни странно, мы не являемся. Ситуация критическая ещё и потому, что никто не может сказать, что будет дальше. Никакой точной информации нет, и планировать ничего невозможно. И даже если с сентября нам разрешат работать, то подготовить мероприятия в один щелчок мы не сможем, для этого нужно время, месяц-два, а к тому моменту может наступить вторая волна, и повторится мартовский сценарий.
- У нас узкая направленность в сфере event - это корпоративные мероприятия, тимбилдинги, а второе направление - аренда мобильных аттракционов. В этом году корпоративные мероприятия отменены практически полностью, по направлению тимбилдингов падение составляет около 95 %. Пообщавшись со столичными коллегами, которые в бизнесе давно, мы приняли решение работать не с коропоративными, а с частными заказчиками, провели небольшую переориентацию: свадьбы, детские дни рождения, юбилеи. Мы разработали проектные предложения, и за счёт этого мы смогли хотя бы выйти в ноль.
- Все мероприятия, которые были запланированы с марта по июнь, были отложены на неизвестный срок. Компании не хотели делать мероприятия, которые могут быть опасны и вызовут интерес у Роспотребнадзора и прочих проверяющих органов, и второе - финансирование этой деятельности. Мы потеряли около 70 % бизнеса, пришлось сокращать штат. Никто не хочет сейчас проводить онлайн-мероприятия, все хотят вернуться обратно "в люди".
- Мы просели на 70-80 %. Некоторые заказчики отменяют мероприятия или переносят. Я общался с руководителями нескольких московских агентств и узнал, что некоторых своих сотрудников они уволили ещё в апреле. Что делали мы: в апреле-мае мы работали в минус, сейчас мы пытаемся реабилитироваться, выходим в ноль и в небольшой плюс. Сейчас мы вышли на уровень февраля-марта, что в event-индустрии считается не сезоном. Тяжело работать в условиях неизвестности. Ещё поражает то, что дни рождения, свадьбы, проводятся из-под полы, разрешены концерты на уровне Омской области. Непонятно, почему одним можно, а другим - нельзя? Нет никаких документов, которые запрещают мероприятия на открытом воздухе, а на деле их проводить не дают. Нам необходимо хорошо поработать в предстоящем году, и к концу 2021 года мы только сможем вернуться к тому уровню, который был до пандемии.
- Мы работаем с балканскими исполнителями, такими как Эмир Кустурица и Горан Брегович, планируем провести два этнических фестиваля, один - в Санкт-Петербурге в конце августа и один - в Тамбове, но он под вопросом. До питерского фестиваля остаётся меньше месяца, но мы до сих пор не купили билеты для артистов, потому что всё находится в подвешенном состоянии. Вообще проводить мероприятия с участием иностранных артистов пока невозможно, потому что они должны провести две недели в карантине. При проведении концертов есть ещё одна загвоздка: если соблюдать требования и проводить концерты для меньшего числа людей, то выручка от продажи билетов сократится вдвое, и проводить концерты будет нерентабельно, потому что они и так иногда проводятся "в ноль".
Добавим, что один из вопросов, который обсуждался в рамках прямого эфира - проведение мероприятий в онлайн-формате. На карантине из-за отсутствия альтернатив многие события прошли "в цифре", однако теперь бренды и компании хотят видеть мероприятия в оффлайн, поэтому откладывают их проведение на неопределённый срок. Участники прямого эфира также высказались против организации событий в онлайн, потому что некоторые из них, например, тимбилдинги, свадьбы и другие мероприятия просто невозможно адаптировать под такой формат и общение через интернет не создаст необходимой атмосферы праздника и не заменит личных встреч.