Сегодня, 25 декабря, в Омском областном суде рассматривали апелляционную жалобу на приговор бывшим омским министрам Рите Фоминой и Олегу Илюшину. Ранее, 3 ноября, Первомайский районный суд признал их виновными в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями. Как считало следствие, НПО "Мостовик" было незаконно перечислено 205 млн руб. из регионального бюджета, деньги предназначались для строительства омского метро. Но средства пошли на перекредитование компании в "Райффайзенбанке". Илюшину также вменялись в вину и другие эпизоды, связанные с незаконным авансированием строительства "Мостовиком" Западного обхода, Красногорского гидроузла, а также с расторжением госконтракта на поставку песка областным ДРСУ, заключенного с ООО "Сибирская нерудная компания". Фомину приговорили к двум годам лишения свободы, Илюшина - к шести.
В апелляционных жалобах адвокаты отмечали недоказанность обвинения, допросы не всех свидетелей, изменчивые показания отдельных работников правительства и даже неправильную трактовку русского языка.
- Илюшин не изыскивал возможности аванса, это было предусмотрено контрактом. Илюшину не было необходимости согласовывать действия с Фоминой, не было предварительного сговора. Никто из подсудимых не сомневался, что действует не в рамках полномочий. Судом установлено, что фактически Шишов договаривался с Гамбургом. Может, здесь ошибка, и решение принималось вышестоящими чиновниками? - заявила адвокат Илюшина Елена Мутьева.
В противовес этому выступил представитель пострадавшей "Сибирской нерудной компании": "Защита красиво говорит о лазейках. Да, это ее работа, но не отражает действительность. Было давление Илюшина, а также через Агаркова: если "Омская топливная компания" настолько мощная, почему она сама не исполняла контракт".
Фомину, наоборот, поддержало ее родное министерство, а также гособвинитель Дмитрий Казанник, просивший суд о смягчении наказания. По мнению надзорного ведомства, суд не в полной мере учел характеристики осужденной: преклонный возраст, заслуги и госнаграды экс-главы министерства финансов области.
- Мы считаем вину доказанной, но приговор чрезмерно суровый. Принимая решение об авансировании, Фомина исходила из обещания Шишова и заверений "Райффайзенбанка" о немедленном возвращении денег. Они хотели помочь предприятию, имеющему большое значение для региона, а не ради личной выгоды, - выступил прокурор.
Сами осужденные, по-прежнему не признавшие вины, заявили, что за время нахождения в СИЗО их здоровье сильно ухудшилось: Фомина уже пролежала в больнице несколько дней, а Илюшин заявил, что ему нужна госпитализация. "Принимая решение оставить меня под стражей, вы отправите меня на тот свет", - объявил бывший министр суду. Фомина же в своем выступлении еще раз заявила о невиновности: "Мне тяжело говорить. Я никогда не преступала закон, всегда была гарантом. Шишову я сразу сказала, что я не банк, разрешение давала другая структура".
Заседание длилось почти три часа. В итоге судебная коллегия решила изменить приговор только в одной части - считать датой заключения под стражу не 3 ноября, а 7 ноября. "В остальной части приговор оставить прежним, апелляции сторон - без удовлетворения", - объявил суд. Адвокаты уже намерены подать кассационную жалобу, гособвинение же пока не готово комментировать дальнейшие действия.