"Я не хотел быть политиком". Стратегия развития Виктора Назарова

Ко дню рождения губернатора Виктора Назарова, которому сегодня исполняется 51 год, "Омск здесь" взял на себя смелость написать стратегию развития главы региона до 2013 года. Без привлечения дорогостоящих экспертов и аналитиков, но с использованием кластерного подхода удалось выявить основополагающие правила жизни первого лица региона.

Личный кластер  

 

Я всю жизнь занимался спортом. Сейчас вместо обеда хожу три раза в неделю в бассейн МСЧ № 10, плаваю вместе со всеми в группе. Покупаю абонемент за 1 700 рублей в месяц. 

 

В сельском клубе я был главным участником, три года ходил учиться играть на гитаре. Правда, так и не научился... В то время, когда мы росли, в каждом крупном хозяйстве имелся собственный хор. У меня мама с папой пели в хоре, даже ездили в район выступать.

 

Медведя научить танцевать очень трудно. Не учился танцевать и не собирался учиться. Ну не дано...

 

Меня и сегодня, хоть и прошло немало лет, тянет и поработать на земле, и в свое родное село.Когда бываю в Большеречье, обязательно проезжаю по своему селу, по своей улице, на которой жил. Наверно, это можно назвать ностальгией по детству, по малой родине.

 

Я, как бывший морпех, праздную день ВМФ. Я ведь и демобилизовался по форме три: бескозырка, брюки флотские и гюйс. И знаете, когда вернулся из армии, то пошел на праздничную встречу. Мы собирались у Речного вокзала – все молодые, в тельняшках, беретах. И когда работники милиции стали выстраивать нас по ранжиру и говорить, что мы не имеем права поднимать государственный флаг и флаг ВМФ, то прозвучал клич: бить милиционеров! Я понял, что такой формат встреч с однополчанами мне, наверно, не подходит.

 

Приемы рукопашного боя, которым обучали в армии, применять в жизни мне практически не приходилось, и слава Богу. Правильно сказал один древний полководец: тот бой можно считать выигранным, который не начался.

 

Не делю домашнюю работу на женскую и мужскую. Спокойно могу помыть посуду, хотя жена и говорит: ты ее моешь неправильно, давай я помою сама. И на это я тоже реагирую нормально. Знаете, я даже на работе руководитель уравновешенного типа. Кто-то считает, что на подчиненных нужно кричать, быть эдакой грозой – это не для меня. Говорить нужно спокойно, но так, чтобы все сразу становилось понятно… Ну, уважать нужно человека, хоть в семье, хоть на работе. Для меня это, наверное, уже принцип жизни.

 

Семья для меня - это, прежде всего, взаимоуважение. Я думаю, не стоит заниматься перетягиванием каната, выяснять, кто главнее, нет. Нужно понимать и уважать друг друга, и все получится. Вот, пожалуй, для меня это главная семейная ценность. Я, прежде чем что-то сказать или сделать, взвешиваю.

 

Есть точная, на мой взгляд, оценка литературы - все жанры хороши, кроме скучного. Так что мои литературные вкусы разнообразны. Сегодня у меня в компьютере закачано огромное количество книг, и такой формат, конечно, удобен, но хочется иногда просто подержать в руках книгу, услышать шелест страниц. Вот сейчас я с удовольствием перечитываю Есенина, недавно перечитал "Искусство войны" Сунь Цзы, Макиавелли "Государь", кстати, сильная вещь, хотя я далеко не во всем согласен с написанным. Но главным моим предпочтением все равно остается русская классика. Это всегда открытие, к ней можно возвращаться на протяжении жизни и всегда находить что-то новое. Достоевский или Бунин, которого читал в школе, и эти же писатели, перечитанные годы спустя, - это совсем другое. Знаете, хорошая литература – самое доступное и самое изысканное наслаждение. Могу сказать даже еще конкретнее: я безумно люблю читать книги, но безумно в данном случае не значит без ума.

 

Рабочий кластер

 

 

 

Я сегодня готов работать хоть с самим чертом, лишь бы в регион пришли инвестиции. Готов обсуждать любые конкретные предложения по развитию бизнеса, инновационных схем, налоговых каникул, послаблений, лишь бы завести сюда бизнес.

 

Самого себя хвалить трудно и неэтично. Цифры говорят сами за себя.

 

В Малой Биче (деревня на избирательном округе депутата Заксобрания Виктора Назарова - Ред.) один из жителей мне говорит: "Дайте нам работу". Я в ответ: "Хорошо, я вам привезу завтра две бензопилы, купим трактор с телегой и возьмем лесопорубочный билет – будете заготавливать дрова в школьную котельную". Не хочет. Люди отвыкают от работы.

 

Я не позиционировал себя публичным человеком, не хотел быть политиком.

 

Мне нравится такой автор - Стивен КОВИ, который написал книгу "Семь навыков высокоэффективных людей". По его мнению, чтобы сделать что-то, нужно сначала поставить перед собой цель. Моя цель - высокоэффективная Омская область, самодостаточный регион, в котором было бы комфортно жить.

 

Я готов на диалог в любом формате. Единственная просьба к СМИ - информация должна быть правдивой. Искажения, политические заказы и тому подобное - давайте будем уходить от этого. Я обещаю всегда быть правдивым. И от прессы хотел бы слышать только правду. Пусть будет горькая, но все же правда.

 

Для меня бренд Омской области - это не рисунок или какая-то фигурка, а инвестиционная привлекательность региона.

 

Тяжело было входить в чиновничью структуру из бизнеса. Только через полгода начал понимать, что нужно делать.

 

Был на учебе в Москве неделю. Нас было 14 губернаторов. Поочередно каждый день выступали министры российского правительства, обсуждали рабочие вопросы, перспективы развития. А когда сели пообедать с другими губернаторами, я им говорю: "Мужики, покоя не нахожу, мыслю, думаю, что надо делать". В ответ услышал: "Да успокойся, все придет, и так же пойдешь, как мы сегодня, выстраивать тот формат отношений, который необходим для работы".

 

В силу обстоятельств я был вынужден оставить работу в прокуратуре, но все равно часто вспоминаю это время. И вспоминаю с ностальгией. Мне нравилась моя работа. И запомнилось мне многое. Решались людские судьбы, и цена ошибки была чрезвычайно высока. Я следователь прокуратуры - молодой парень, и от меня зависели судьбы людей. Сначала следователь, потом старший следователь, наконец, помощник прокурора, и всегда это работа с людьми. Работа без права на ошибку. За каждым твоим решением - судьба человека.

 

Когда предлагаешь предпринимателям заняться своим делом, они отвечают, что это невозможно, и приводят факты, от которых на моей лысой голове волосы дыбом встают.

 

Газово-банковский кластер

 

 

 

Учитывая те десять лет, которые я проработал в "Газпроме", я думаю, что "Газпром" меня не бросит.

 

Для чего "Газпром" ставит губернатором своего менеджера? Чтобы качать прибыли из Омской области. А как "Газпрому" можно качать отсюда прибыль? Считаю, моя задача - наоборот: "Газпром" развернуть лицом к региону. Ушло время, когда можно было только качать и потреблять.

 

Я не думаю, что смог бы победить на губернаторских выборах, если бы они состоялись. У меня нет за спиной финансовых магнатов. "Газпром" не финансирует избирательные кампании. И если, условно говоря, после окончания первого срока я захочу пойти на выборы, то мне нужно попахать все эти годы.

 

Алексей Миллер - это мой крестный отец, в хорошем смысле этого слова. Он сказал мне: "Я верю, что у тебя все получится", и для меня этого достаточно.

 

В правительстве Омской области я получаю меньше, чем в "Газпроме". У меня там оклад был 150 тысяч рублей.

 

В кабинете губернатора после Леонида Полежаева я ничего не менял. Все как было, так и осталось. Я только знак "Газпрома" с собой принес, который мне Алексей Миллер подарил. Я его на камин поставил. И еще книги принес, которые подарили "Сбербанк" и "Газпромбанк". 

 

Мне юристы говорили: "Не надо выносить вопрос о первых замах в Уставе на Законодательное Собрание: у нас и по существующему закону можно спокойно назначить". И председатель Заксобрания был того же мнения. Мне же хотелось понимания. Перед моим утверждением я встречался с руководителями фракций, предложил им формат совместной работы, а не просто критики.

 

Юрия Гамбурга знаю 30 лет, он заслуживает доверия.

 

Мы просто вместе ездили в стройотряды. Те, кто после армии, объединились, и человек по 10-12 пять лет ездили строить коровники, жилые дома. Два раза был в отряде, где командиром был Андрей Голушко, Сергей Калинин был комиссаром, а я мастером. Потом два стройотряда ездили с Германом Грефом в Тевриз. Проверялись мы не в учебе, а в работе и по совместному сосуществованию.

 

Для меня друг - это не пустое слово. Дружба для меня - это взаимопонимание и преданность. Дружба обязывает относиться даже к этому слову трепетно. Может так говорить о себе и не совсем этично, но я многое готов отдать за человека, которого считаю другом.

 

Не прощаю пороков, которые не присущи человеку, они по-настоящему злы и жестоки. И как, наверное, каждому человеку, мне очень трудно простить предательство.

 

Не понимаю деления на "солдат" и "лакеев". Для чего все это нужно?! Андрея Ткачука (бывший начальник главного управления по делам печати, телерадиовещания и СМК Омской области - Ред.) никто не выгонял. В последнее время у него были проблемы со здоровьем. Он ездил лечиться. Потом написал заявление об уходе по собственному желанию. Если бы этих проблем не было, то он продолжал бы работать. Жалею ли я о его уходе? Нет. Это же не утрата близкого человека. Нормальные рабочие отношения.

 

Культурный кластер

 

 

 

До первой поездки в Канны у меня не было загранпаспорта. Так получилось. Отдыхать я предпочитаю у нас, в Омской области. Там такие места - никакая экзотика не сравнится!

 

Мое хобби сегодня не охота, а воспроизводство животных. Я охотник с фотоаппаратом и последние пять лет ни разу никого не убивал. Мы, группа моих одноклассников и однокурсников в Большеречье, напротив Евгащино, взяли охотугодье, 40 тысяч гектаров, оформили его как положено и занимаемся воспроизводством охотничьего животного мира.

 

Местным жителям отдаем бесплатно путевки на отстрел водоплавающей дичи. Но одно условие: получаешь бесплатно путевку - убери за собой мусор. Первый год никто мусор не привез. После этого мы сказали, кто не привозит мусор, больше путевку не получит. На следующий год около базы уже появились мешки с мусором. А в прошлом году вывезли приличное количество мусора от охотников. Этим стараемся привить культуру охоты, культуру общения с природой. И теперь так приятно, едешь - то тут побежала стайка коз, то там. Душа начинает оттаивать. Это и есть мое хобби, которому я отдаю свое свободное время и деньги.

 

Туризм - основное направление, которое я буду культивировать. У нас есть места уникальные, необъяснимые. Например, "Пять озер". Ученые думают, что они метеоритного происхождения. Есть точка на этих озерах, которая называется Пуп земли. Сильнейший энергетический поток идет непонятно откуда, столб электромагнитных волн - приборы зашкаливают. "Пять озер" уже превращаются у нас в место паломничества - тем более, что там чистейшая вода с целебными свойствами. Нужно срочно делать рекреационную зону, создавать кластер, строить дорогу и завязывать ее с другими направлениями. У нас есть тур "Старина сибирская", посвященный деревянному зодчеству. В Больших Уках церковь сто лет стоит, без единого гвоздя сделана. Здорово же! К ней подходишь - от нее намоленность идет, святость. Понимаешь, что люди оставили здесь по кусочку души... 

 

Для меня отдых – это побыть на природе: грибы пособирать, сходить на рыбалку. А что касается охоты, может в силу какой-то переоценки ценностей, убивать уже не хочу. Хотя оружие есть – лежит в сейфе. Вот "тихая охота" - по грибы, это очень люблю. Пособирать белые грибы, обабки...

 

Очень люблю театр. По-хорошему завидую талантливым людям, потому что сам не могу так сыграть. У нас же драматический театр просто сильнейший, я практически весь репертуар знаю.

 

В принципе не понимаю ситуацию, когда власть вмешивается в искусство. Власть должна быть рядом, из зала смотреть, но решать что-то административным путем недопустимо.

 

Спокойно отношусь к любым праздникам, но когда они заимствуются, как, скажем, Хэллоуин, я не понимаю, зачем? Это не наше, не складывалось исторически, не прививалось с детства. С чего мы должны копировать чужое, извините за выражение, тупо и глупо?!

 

Надеюсь, что я верующий человек. Но с большим сомнением отношусь к, так сказать, "картинной вере", вере наружу. Все-таки вера - это то, что внутри, внешне это должно проявляться поступками, достойными православного человека. Вера для меня - это идти к Богу через собственные сомнения, какие-то искушения. Знаете, я даже раньше не считал Библию серьезной книгой, сегодня я понимаю, что это действительно откровение, это концентрация огромного духовного опыта. И наша Православная церковь - это нравственный ориентир; может, это и громко прозвучит - это то место, где главное - душа человека. Думаю, церковь для человека, для общества - это доброжелательный и мудрый советчик.

Читайте также