Сегодня, 17 марта, в Областном Союзе предпринимателей состоялось заседание круглого стола разработчиков "Стратегии развития города до 2025 года" и омских предпринимателей. Последним, в свою очередь, предлагалось внести в общий стратегический документ предложения в части развития малого и среднего предпринимательства.
Так, пожалуй, главная, стратегическая цель - рост конкурентоспособности экономики города. По мнению городских чиновников, для этого необходимо развивать не только промышленность, но и малое, и среднее предпринимательство. Собственно, для этих целей представители администрации пригласили бизнесменов к диалогу, дабы услышать "их чёткое и аргументированное мнение". Однако бизнес стал не предлагать, а спрашивать. В первую очередь, предпринимателей волновал бюджетный вопрос. Наталья Шастина, исполнительный директор Омского союза предпринимателей, поинтересовалась у главы Департамента экономической политики, как в стратегии прописаны механизмы пополнения городской казны.
Основной принципиальный механизм, решающий проблему, - реформирование бюджетного реагирования. За счёт внутренних ресурсов мы не сможем что-то решать, но кардинально основу финансирования муниципального управления мы, конечно, не решим, без изменения этого бюджетного реагирования, - поспешила оправдаться директор Департамента городской экономической политики Администрации Омска Гульнар Айтхожина.
На доходных налоговых источниках, по её словам, сказывается преобладание незаконного предпринимательства на территории региона. Сегодня не существует реальных механизмов воздействия на нелегалов ни со стороны власти, ни со стороны налоговых органов.
- 100% поступает только вменёнка в городской бюджет. НДФЛ и упрощёнка идут в регион. И прямой привязки с доходами предпринимателей у местного бюджета нет, - уточнила она.
Второй аспект, на который бизнесмены обратили внимание, - необходимость аккумулирования опыта других территорий при разработке стратегических планов. Владелец ресторана "Клуб деловых людей" Павел Борисов, который также является членом правления Торгово-промышленной палаты и Союза предпринимателей Омской области, поинтересовался, на кого ориентировались создатели омской городской стратегии:
Что мы берём за прообраз, какие приоритетные направления перенимаем для себя? К чему мы идем с этой стратегией? Во всех городах есть свои проблемы, но где-то они решены. Делался ли вообще анализ таких городов? - вопрошал он.
Однако Айтхожина поспешила огорчить предпринимателя, заявив, что омские чиновники опирались сугубо на собственный опыт и использовали свои методы работы.
Мы делали анализ документов стратегии тех городов, которые есть в открытом доступе. Говорить о том, чтобы взять какой-то город за основу, мне кажется невозможным. По направлениям мы ничего не смотрели. За основу брали мы обобщения других стратегий. Внутри каждого направления, в частности, в разделе предпринимательства мы не анализировали. Однако есть такой момент, как записать себе в черновик, - отметила чиновница.
На этом критика не закончилась. Генеральный директор "Видео Интернешнл - Омское Агентство" Виктор Иссерс и вовсе упрекнул городских чиновников в неуместном названии стратегии. Оно, на его взгляд, как и сама стратегия, слишком общее и не несет никакой конкретики.
Название уже утверждено? Потому что, на самом деле, для меня оно совершенно бесцельное, с точки зрения содержания. У каждого города, в котором хочется жить, свое понимание. Я читаю общие вещи, которые для меня непонятны. Многие тезисы не расшифрованы. Должно быть такое название, чтобы оно отражало цели и было привязано к чему-то. Я читаю её, и тут совершенно общие вещи отражены, - отметил предприниматель.
Поддержал коллегу и член президиума Омского регионального отделения всероссийской "Ассоциации молодых предпринимателей России" Николай Артемьев. Он, в свою очередь, отметил, что органы местного самоуправления не идут на конструктивный диалог с предпринимателями. По его мнению, департаменты не взаимодействуют не только с бизнес-сообществом, но и друг с другом. Сама же ситуация их ущербного диалога напоминает Артемьеву мотивы Гоголевского "Ревизора".
Нужен какой-то координатор, чтобы он организовал работу всех этих департаментов. Кроме того, у нас в городе ситуация, что называется, "к нам едет Ревизор". Почему все так панически боятся что-то делать? Например, дать ответ - да или нет. В результате многие проекты остаются нереализованными. Взять то же колесо, которое не понравилось каким-то блогерам. А блогеры это кто? Какое отношение они имеют к выделению земельного участка, процедуре инвестиций? "Скромная тишина" эта по многим вопросам остается. И основное предложение, да и вопрос, - как продуманы методы нашего с вами взаимодействия, для того, чтобы создавать для бизнеса благоприятные условия? Не будет этих условий - мы никуда не сдвинемся. Мы хотим знать, как в стратегии будут реализованы предпринимательские проекты. На сегодняшний день - это стена и забор. Мы в него стучимся-стучимся, но никто нам ответа не даёт, - сетовал Артемьев.
Выслушав критические замечания, специалисты мэрии наконец дождались и череды предложений. Предприниматели, в отличие от склонных к обобщениям чиновников, были чересчур конкретны в своих желаниях. Среди прочего они предложили горадминистрации свою помощь в подборе профессиональных кадров, снабжение образовательных учреждений учебными пособиями и помощь в организации реконструкции домов-хрущёвок. Кроме того, представители бизнеса попросили власть обратить внимание на профобразование. Экономика нуждается в квалифицированных кадрах, и обучать основам бизнеса молодёжь нужно ещё со школьной скамьи.
Апофеозом обсуждения столь проблемной стратегии стал «крик души» депутата Омского городского Совета Алексея Сокина, который ожидаемо встал на защиту властных баррикад.
Союз предпринимателей, берите всё в свои руки совместно с Департаментом экономической политики! А то будем ещё долго говорить, и будет ли результат, это ещё вопрос. А ориентир на результат важнее тех мыслей, которые здесь звучали, - отметил народный избранник.
Напомним, что в Омске продолжается обсуждение стратегии развития города до 2025 года. Согласно проекту документа, прогнозируется увеличение рождаемости, увеличение средней продолжительности жизни до 72 лет, полная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, реконструкция домов массовых серий, создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры, повышение эффективности функционирования сфер образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Отметим также, что сегодня состоялся только первый из семи запланированных круглых столов. В течение марта и апреля на разных площадках проект документа будет проходить публичные обсуждения. Чиновники хотят, чтобы стратегия получила максимально полную общественную экспертизу.