"Обитель", Захар Прилепин
Когда-то она мне всю душу вывернула. Я даже не смогла написать на неё рецензию. Так много было того, что словами не сказать. Зацепило какие-то глубокие мои страхи, потаённые мысли и чувства. О стране, о человеке вообще. О том, что делает нас людьми. Невероятное что-то сотворил Прилепин. Не понимаю, как такое вообще можно написать. Что для этого надо пережить и передумать.
Автор ведёт разговор с Богом, с вечностью, с Родиной, со своим Родом. Слышится речь самого Прилепина, его юмор, его авторские построения предложений, точность выражений, наблюдательность. Это многомерный, многоуровневый роман, огромное полотно со множеством фигур. Сюжет, в общем-то, простой. Конец 1920-х годов. Молодой парень Артём попадает на Соловки. В лагерь. Здесь ему встречаются самые разные люди - от уголовников и архиереев до чекистов и бывших белогвардейцев. Круговорот лиц, в котором палачи и жертвы меняются местами и порой становятся неотличимы друг от друга, затягивает. Почти анатомический разбор души человека, главных её устремлений и глубин завораживает. Автор заглянул в бездну и очень выпукло, осязаемо показал её читателю.
Эта книга ответила на многие мои вопросы - про трагичную историю нашей страны, про белых/красных, палачей и жертв. Про русскую культуру (отрывок про мужика в русской литературе гениален, на мой взгляд!) и её влияние на революцию. Про предельные, крайние состояния, в которых находится человек, предельные чувства - физиологичные и духовные. Про отношения человека с Богом (принятие, или отвержение, или отсутствие Бога в мире человека).
В "Обители" много провокационных моментов и фраз. Прилепин как будто тюкает ими в самое темечко: ну-ка, человек, как у тебя с совестью и с верой? Сколько ада в тебе? Где ты, человек, - на какой стороне? А, может, и нет никаких сторон, а есть бесконечно сложная и разная жизнь. И все мы - на одной стороне. Все мы - вместе. Выползаем и выкарабкиваемся кто как может. Кто - через веру и любовь, а кто - через подлость и ненависть.
Я очень советую эту книгу. Всем, кто хочет сменить чёрно-белый взгляд на историю нашей страны на более объёмный и сложный. Всем, кто хочет разобраться с собой. С человеческим в себе. С тем, какие тёмные глубины таятся в каждом из нас.
"Тихий Дон", Михаил Шолохов
Здесь необыкновенно прекрасно передан казачий быт и диалект. Как будто оказываешься на хуторе среди казаков, стариков, баб и девок, чувствуешь запахи куреней, слышишь, как течёт Дон. Так силён эффект погружения в книжную реальность, что когда начинаются кровавые сцены войны, мурашки бегут по коже. До того правдоподобно и жутко описал Шолохов, как люди уничтожают друг друга. Рубят головы, кромсают животы, убивают лошадей. Мучаются сначала от этого, а потом воспринимают убийство как дело обыденное, скучное и привычное.
И от этого 3D-эффекта, от почти присутствия в книге, ощущаешь всеми своими чувствами, что не ушло никуда всё это. Что всё здесь и сейчас с нами - и кровожадность, и растерянность, и ужас, и отчаяние. Всё это и сейчас происходит в мире и будет происходить всегда. Потому что природа человека не меняется, как бы ни было от этого осознания больно и страшно.
Огромный объём книги даёт ощущение масштаба перемен, произошедших с казачеством за годы Гражданской войны. Как будто громадным плугом перепахали Россию, не замечая, что под него попали вообще все - старики, женщины, дети, согласные и несогласные.
Страстность, с которой Шолохов написал "Тихий Дон", чувствуется в каждой главе. Образы и картинки выпуклые, яркие. Некоторые и не видел бы уже, но они впечатываются в память, мучают своей страшной сутью.
Гениальная книга. Страшная, мощная, прекрасная и незабываемая.
"Пётр Первый", Алексей Толстой
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".