"Священные монстры", Эдуард Лимонов
Здесь есть восторженная глава про Велемира Хлебникова, которого Лимонов называет "неоспоримым гением поэзии ХХ века, намного крупнее и больше Пушкина". Есть глава про Достоевского, герои которого - "совершенно нерусские люди, достоевцы", только и делают, что высасывают из пальца, живут на скорости 16 метров в секунду, пускают изобильные сопли и слюни. Глава про Маяковского, которого Лимонов называет позёром, агитатором и горланом. "Священные монстры" - необычный взгляд не только на писателей, но и на их произведения. После комментариев Лимонова вы заново откроете для себя "Лолиту" Набокова ("роман об отвращении к женщине"), "Войну и мир" ("большая халтура"), "1984" Оруэлла ("несправедливая книга"). Эта ревизионистская книжка, нацеленная на то, чтобы смахнуть слой благородной пыли с бюстов великих и увидеть новые черты, взбодрит и разбавит устоявшийся мирок любителей литературы. Всем, кто готов к непривычным оценкам и низвержению идеалов, рекомендую!
"Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи", Захар Прилепин
"Две души М. Горького", Корней Чуковский
"Две души Горького" - одна подлинная, другая придуманная, одна душа художника, другая - мыслителя. Как художник Горький гениален. Его сила - в богатом, неукротимом цветении образов. Совсем не то Горький - мыслитель. "В его художественных образах - бездна нюансов, а мысли элементарны, топорны, как брёвна." Его искусство блистательно опровергает его теории. И в этом - главное противоречие его творчества. Горький ненавидит "азиатчину", считает, что у русского народа все беды от неё. Спасение видит в "объевропеивании". Но когда он описывает европейскую жизнь, европейские картинки, слог его становится скучным, взгляд тусклым. Совсем другое получается, когда дело касается проклинаемого им, но милого Востока. Всё самое поэтичное, самое цветастое, пёстрое, бешено яркое, ослепительное рождается здесь. "Умилённая, хмельная любовь к русской - пусть и безобразной - Азии живёт в нём вопреки его теориям, и часто, когда он хочет осудить азиатчину, он против воли благословляет её". Горький говорит одно, а описывает другое. "Считываются" из его книг два разных посыла. Вот эта мысль Чуковского о Горьком была для меня нова и интересна. И если с этой новой мыслью читать Горького, фокусируясь на нём именно как на художнике, и не переоценивать в нём мыслителя, то, думаю, уйдёт то раздражение от морализаторства, которое часто бывало у меня прежде. Здесь ещё много интересных наблюдений: про то, что каждое произведение у Горького - лечебник русских социальных болезней. И лекарство каждый раз новое. Верит Горький в анархизм, будет лечить анархизмом, верит в социализм или коммунизм - они и лекарство. "Человек - это боль, которую нужно ути́шить". Вот его главный посыл. Вот ради чего пишет, ищет, мыслит, морализаторствует. И за эту мысль я Горького люблю. И за этот вот идеализм тоже люблю: "Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой." Чуковский же всегда восхищает меня своим пристальным взглядом в человека. Тем, как он может увидеть то, мимо чего прошли тысячи людей и не заметили. Как глубоко он всматривается в текст и в автора. "Две души Горького" - книга очень психологичная. Внутренний конфликт писателя, его стремление к перекраиванию себя и других, его гениальность показаны здесь через строки его книг, через его рассказы о детстве и юности. Чуковский - великий писатель человеческих душ, открыл мне нового Горького.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".