#влюблённыевкниги: рассказы

Сегодня в подборке рубрики #влюблённыевкниги - сборники рассказов. Современные русские авторы, знакомство с которыми хорошо начинать именно с короткой формы.

 Бывают такие очень хорошие, интересные книги - приключения там, или про далёкие страны и народы. Или герой один, очень интересный. И мучается. Или, наоборот, геройствует. И ты так захвачен сюжетом, оторваться не можешь, и потом ещё долго ходишь и вспоминаешь, что читал и как круто написано. А есть вот такие книги, как в сегодняшней подборке. И даже не всегда можно наутро вспомнить, что читал вечером. Но когда читал, ты там жил. И думал всё время: да-да, вот это правдиво. Вот именно так, жизненно, по-настоящему. Потому что тексты в этих книгах как будто объёмные, и многая другая современная литература воспринимается на их фоне как что-то плоское и вымученное.

"Не кысь", "Лёгкие миры", "Невидимая дева", "На золотом крыльце сидели", Татьяна Толстая

Я всерьёз считаю, что творчество Т. Толстой - это настоящая русская литература. Тут слово - это магия, это колдовство, это сила. И владеет этим словом Толстая просто фантастически. В одной фразе может передать такую гамму чувств, целую судьбу может рассказать в одном предложении. И такие небанальные сюжеты, хотя и очень обыденные. И концовку никогда нельзя предугадать. Вот ведь всегда читаешь и прогнозируешь, и испорченный голливудщиной ждёшь хеппи-энда. Но случается что-то совсем нежданное. Как-то так всё поворачивается в очень такую правдивую историю. И когда дочитаешь, огорошенный концовкой, понимаешь, что да, только так и должно было закончиться. Что вот только так и бывает в жизни: не сладко-розовые сопли, и не трагично-пафосные слёзы, а вот так - буднично всё, просто, но очень по-человечески, когда "тошно от самого себя", или когда проза жизни рушит воздушные иллюзии, или когда страх, глупость, тщеславие, жадность, радость, унижение и восторг испытываешь одновременно. Простые истории, но в них Татьяна Ильинична задаёт очень глубокие вопросы себе и читателю. Про русский характер, например. Про силу слова, про неизбывную русскую тоску, удаль и авось. Это даже не вопросы, а, скорее, рассуждения. Без выводов и навязывания своего мнения. Поражает размах, наблюдательность, кругозор, эрудиция - тут тебе и про великую княжну Анастасию, и про кулинарную книгу Молоховец, и про Малевича, и про чеховскую "Даму с собачкой", и про Америку, в которой Толстая прожила 10 лет, и про Москву, и про Питер. И как-то вот везде именно суть прочувствована и передана. И теплоты сколько в её книгах. Особенно в тех, что про семью, про детство, няню, родителей. И опять же, нет тут приторно-удушливых воспоминаний про "наше счастливое детство". Есть много искренности, тонких чувств, простоты. А юмор какой! Невероятный просто. Оказалось, что Толстая - очень "мой" писатель. И совсем не похожи её книги на пресловутую женскую прозу.

"Грех и другие рассказы", Захар Прилепин

Когда я берусь читать Прилепина, я точно знаю, что три вещи будут мне обеспечены: отличный язык, ощущение ясности и эффект узнавания. В его книгах всё очень настоящее, правдивое, живое, ненадуманное. Здесь не эфемерные герои и не выдуманные ситуации. Здесь - те, кто вокруг: твой неуёмный сосед, или твой неудачливый друг, или ты сам. Люди, не всегда симпатичные и правильные, но неизменно - настоящие. Здесь живут, разговаривают и действуют так, как живут, разговаривают и действуют обыкновенные люди. Поэтому веришь каждому слову, проникаешься каждой мыслью. Ты вот сам себе не мог объяснить словами, что чувствуешь, что думаешь - невнятные обрывки какие-то получались, неясные ощущения. А Прилепин взял обычные, земные русские слова, и составил их так, что ты, наконец, понял: да, вот что со мной. И я так же, это и про меня… "Грех" - сборник рассказов, очень разных по настроению. В одних - радость юности, восторг от жизни, энергии, любви. Тёплое, светлое, славное. Ясное. Свежее. Открытое. Нежное. Пронзительное. И - никакой пошлости. Я так это люблю. Когда в сексуальных сценах, в мужских мыслях о женщине - ни грамма пошлости. А в других рассказах - пьяное, напряжённое, злое, раздражённое, страшное. Но опять такое натуральное, честное. Иногда - до мурашек или до отвращения. В этих рассказах видишь, какой бывает человек. Что у него внутри. Что чувствует, как живёт. И ведь описаны-то - бытовые ситуации. Серость одна, если смотреть обычными глазами. А Прилепин посмотрел, и - не серость это вовсе. И вот в сердце уже "танцует ласковая щекотка" или "в зубах клокочет гогот дурной". И бытовуха оборачивается романтикой, или приключением, или щемящей душу историей.

"Сухое плавание", Юлия Лукшина

"Сухое плавание" - сборник рассказов. Так сразу и не скажешь, про что. Тут нет ярких героев и захватывающего сюжета. На первый взгляд герои здесь - личности заурядные, обычные. Как я и ты. Как мы все. Этим и цепляет. Текст завораживает и не отпускает. Как будто втягивает в себя. В неброский мир приглушённых красок. И оказывается, что это только снаружи он блёклый и тихий. А внутри, там, под поверхностью, происходит жизнь. С болью и тоской, с неслучившимся счастьем и огромным чувством уязвимости. Наверное, главное чувство у меня после этого сборника - это чувство одиночество, отделённости человека от других. Как будто эта книга - зеркало, которое показывает нам, что все мы - в коконе. И смотрим оттуда, из далёкого далёка на других людей, хотим почувствовать их тепло. Хотим прикоснуться, своё тепло отдать. Но не можем. И вот мы ходим рядом друг с другом, живём вместе, спим в одних кроватях, но километры между нами. Робость, чувственность и боль, желание и боязнь близости, тонкость восприятия и острая наблюдательность - всё остаётся внутри этого кокона. Живёт своей внутренней насыщенной жизнью. Но на самом деле- это не жизнь, а лишь касание жизни. Страх нырнуть в пучину, в настоящие чувства и настоящую близость велик, оболочка кокона слишком крепка. Герои этого сборника - словно потерявшиеся дети, которых хочется обнять, обогреть, пробиться к нутру, подержать его в тёплых ладонях. В этих рассказах описаны такие разные люди, судьбы, жизни. Автор ни разу не сфальшивила и не плюсанула. В тексте есть такие точные, тонко помеченные детали, что моё читательское сердце заходилось от восторга. Мне очень нравится именно такая тонкая эстетика, на полутонах. Текст - как расплывающаяся акварель. Едва уловимые очертания, линии и фигуры... Юлия ныряет в обыденность, в повседневную рутину и рисует из неё картины тончайшего цвета. И это - настоящее волшебство.

* * *

На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные книги, вы можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

Читайте также