Интервью  •  31 августа 2022, 10:05, последнее обновление 16 мая 2024, 16:26

"В моём дворе все были рэперами". Интервью с омским музыкантом Александром Мединцевым

"Омск Здесь" запускает цикл интервью с молодыми омскими музыкантами. О том, как они чувствуют и творят, читайте в наших материалах.

Многие в детстве мечтали стать звёздами: музыкантами, певцами, артистами. Оставив мечту, взрослые, грезившие музыкальной карьерой, осваивают другие профессии, прикрываясь отговоркой, что в Омске нельзя делать классную музыку. "Омск Здесь" этот миф развеет и расскажет вам о тех, для кого музыка стала стилем жизни.

- Как ты пришёл в музыку? Было ли это увлечением детства?

- В детстве я жил на Московке, где процветали разные субкультуры: были рэперы, рокеры, эмо. Рэперов было большинство, например, в моём дворе все были рэперы, соответственно, и я тоже. Мы носили мешковатую одежду, "косили" под американских рэперов, но в какой-то момент я начал задаваться вопросом: почему все называют себя рэперами, но при этом рэп не читают? Я решил попробовать. В это время я познакомился с парнем, который подсказал мне группу, где можно искать бесплатные биты и на них что-то писать. Собственно, с этого всё и началось. Сначала я искал биты, писал на них треки. Потом захотелось самому научиться создавать музыку. И всё пошло-поехало, песни начали нравиться людям.

- Первая песня! Когда это случилось и о чём или о ком она была?

- Первую песню я записал, когда мне было 14 лет. Я пришёл из школы домой, сел за компьютер, начал писать музыку, и получился прикольный минус, как мне показалось. Потом написал текст и записал её на студии. Первая песня называется "Полетели в космос", она, как и все почти песни, о любви. Спустя какое-то время я исполнил её на аудиторию 30 тысяч человек.

- Есть ли у тебя кумир, исполнитель, музыкант, на которого ты равняешься? И нужно ли вообще равняться на кого-то, ведь есть риск потерять себя в музыке?

- Что касается кумиров, их у меня нет. Но есть несколько музыкантов, чью деятельность я считаю гениальной. Их три с половиной: Баста, Скриптонит, Noize MC (иноагент) и на половину Oxxxymiron (иноагент), то есть тексты у него, конечно, гениальные, но подача, музыкальная составляющая песен мне не очень нравятся. Я не хочу сделать такую же песню, как у Noize MC или Скриптонита, я хочу сделать песню на таком же уровне по крутости, по сложности текста, музыки, по сочетанию разных факторов, которые в сумме дают тот эмоциональный результат, которые вызывают их произведения. Я стремлюсь к этому, так как, на мой взгляд, основанная цель музыки - это вызывать эмоции, разные. Я бы хотел, чтобы люди услышали мою музыку в определённой форме, то есть нужно придумать свой собственный стиль и всю информацию доносить через него.

Многие музыканты, может быть, и закладывают иную информацию в свою музыку, но из-за того, что она имеет форму, схожую с более известным исполнителем, их аутентичность не читается, и кажется, что они их копируют. Основная суть моей работы на данный момент заключается в том, что я ищу собственный стиль, форму музыкального выражения. Как только я её найду, я начну выпускать песни, потому что идей много, есть очень крутые, но нужно всё это преподнести правильно, через собственную форму, чтобы сделать что-то новое и подчеркнуть свою самобытность.

- Сейчас общество разделилось на два лагеря: на тех, кто считают, что без музыкального образования в мире музыки существовать нельзя, и тех, кто считает, что музыка живёт в каждом. Всегда ли музыканту нужно музыкальное образование?

- Я не считаю, что общество поделилось на два лагеря. Мне кажется, в целом на постсоветском пространстве большинство музыкантов, которые стали известными, не имеют музыкального образования, у них сильное желание быть услышанными. Нужно ли музыканту иметь музыкальное образование? Смотря, что понимать под словом музыкант. Артисту - не обязательно, музыканту, который играет на конкретном музыкальном инструменте или аранжировщику, который делает музыку к песням, - ему обязательно, потому что без этого он не сможет справляться с работой, но при условии, что образование - это не просто диплом, а база знаний. Человек может быть самоучкой - для этого сейчас достаточно информации в свободном доступе - или может пойти в музыкальную школу. Смысл в том, что чем больше у тебя знаний, тем больше у тебя инструментов для выражения своих художественных приёмов. Чем больше ты знаешь, тем лучше ты можешь донести до конечного потребителя свой продукт, тем уникальнее ты можешь сделать этот продукт, здесь ничего нового. У многих артистов нет музыкального образования, но при этом они пишут очень хорошую музыку. Здесь дело не в самой корочке, а в том, насколько человек много уделяет этому времени: именно не занятиям музыкой, а развитию в своей профессии. Очень много людей, у которых есть музыкальное образование, но при этом они не могут создавать музыку, они умеют играть с нот чужие произведения, но таинство создания музыки, весь этот чудесный процесс, он подвластен не всем.

Есть какая-то магическая штука, которая влияет, насколько легко тебе даётся написание песен. Я, даже когда не знал нот, петь не умел, писал песни, не имея по сути никаких инструментов. Был, конечно, какой-то стандартный набор, не очень богатый. Дело в практике, в том, сколько времени ты этому уделяешь, насколько ты к себе строг. Я думаю, что Noize MC вообще не был талантливым в начале творческого пути, но если усердно работать, из-за такой хорошей спортивной злости, то удастся доказать остальным, что ты можешь быть музыкантом, всё получилось. И сейчас те песни, которые он пишет, я могу с твёрдой уверенностью назвать гениальными. Поэтому музыкальное образование необязательно, но если ты музыкант, то важно уделять музыке большую часть своего времени.

- Все творческие личности гонятся за вдохновением. Что вдохновляет тебя, где ты находишь вдохновение?

- На самом деле всех людей вдохновляют эмоции, они дают энергию, и в случае с творческими людьми приводят к тому, что появляется острая потребность этими эмоциями поделиться. Эмоции могут быть необязательно хорошие. Когда человеку плохо ему нужно поговорить с кем-то, чтобы стало легче. Творческие же люди, в особенности поэты, наоборот, хранят это всё в себе, собирают весь негатив, тоску, печаль, грусть специально, чтобы в один момент всё это вылить в стихотворение, тогда оно получается живым: пронизано болью, тоской или какой-то другой эмоцией. Это достаточно сложно, больше это относится, наверное, к настоящим поэтам, которые были в 19 веке. Я к этому процессу подхожу немного иначе.

Если честно, я даже не помню, чтобы меня так что-то вдохновило, и я взял и написал песню. В этом большой минус: творческая единица может творить только тогда, когда у неё есть вдохновение. Ты его ждёшь, что-то высиживаешь, и когда ты его найдёшь, ты творишь, а всё остальное время ты занимаешься его поисками. Я выбрал немного другую систему: я работаю всегда, без разницы, есть у меня вдохновение, хорошее у меня настроение или плохое, я просто сажусь и работаю. И со временем у меня всё перестроилось под этот режим работы, и вдохновение у меня появляется тогда, когда я вижу и слышу, что у меня что-то получается. Я могу 16 часов за компьютером просидеть, даже не заметить этого, просто от наплыва этого вдохновения. Я чувствую, что получается, и объём работы вообще не пугает, ты об этом не думаешь, просто делаешь, делаешь, сутки за сутками. Но когда нет настроения, когда ты что-то делаешь, но не получается, тогда, конечно, намного сложнее заставлять себя. То есть я пытаюсь сделать работу настолько качественно, чтобы она мне приносила удовольствие и вдохновляла меня.

- Часто, когда человек что-то делает, а уж тем более, когда он в этом деле чего-то достигает, появляются, назовем это модным словом, хейтеры. Сталкивался ли ты с этим? Может быть, ты хочешь дать совет начинающим музыкантам, как с этим справиться?

- Насчёт хейтеров я не знаю, даже не задумывался об этом. Понятно, что есть люди, которым просто нужно насолить кому-то, они испытывают от этого удовольствие - с ними всё понятно. А что касается конструктивной критики, то я в этом ничего плохого не вижу, наоборот, считаю, что каждый человек имеет собственное мнение. Если какая-то песня кому-то не понравилась, то это не значит, что человек плохой. Это значит, что, возможно, он не является целевой аудиторией этой песни или, наоборот, проблема как раз в тебе: ты не смог донести до этого конкретного слушателя своё виденье музыки.

Здесь вопрос в том, для чего или для кого ты делаешь музыку. Если для себя, то ты собираешь обратную связь, но это несильно влияет на твой конечный музыкальный продукт, в первую очередь ты отталкиваешься от себя. Если ты делаешь музыку для конкретной целевой аудитории и многим людям из этой целевой аудитории не понравился твой релиз, то это повод задуматься и что-то переделать в следующий раз. Молодым исполнителям хочу посоветовать, хоть я тоже ещё не ветеран, учиться вкладываться в себя, развиваться, становиться профессионалом своего дела, всегда стремиться к большему. А ещё не обращать внимания на всех этих хейтеров и вообще никого не слушать. Нужно учиться делать качественно ту музыку, которая нравится вам, - вот это главный вектор развития, а там уже в процессе сами разберётесь.

- Как создаётся песня? Например, сначала нужна музыка, потом уже пишем текст. Есть ли вообще какой-то механизм или же, наоборот, в этом деле нет чёткости?

- В создании песни нет чёткого алгоритма, к этому можно подходить по-разному. Сейчас прочитаю тебе строчки из стихотворения Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда". То есть песня получается из обычных вещей. Наш мозг воспринимает музыку уже как цельную информацию, но когда ты её пишешь, ты музыку так не воспринимаешь. Я просто музицирую, ищу мелодию, которая вдохновила бы меня, и после этого я уже развиваю задумку. Когда ты находишься внутри, так скажем, операционной деятельности, тебе сложно посмотреть на всё со стороны, потому что и слух замыливается и ты привыкаешь уже к песне, очень сложно бывает ощутить, какие первые эмоции она вызывает, ведь во время работы над ней ты слушаешь песню раз 100-200, бывает даже больше. Когда ты зашёл в творческий тупик, нужно дать песне отдохнуть, чтобы спустя время послушать её заново. Привычка проходит, и эмоции при прослушивании совсем другие, ты обращаешь внимание на новые детали. Самое сложное в написании песни - поймать магический момент, когда из набора инструментов и голоса появляется песня. Важно почувствовать, какой она должна быть. Это происходит на разных этапах создания: можно с первой ноты поймать, а можно сделать песню и не понять в итоге, какой она должна быть. Это и есть творческие проблемы, с которыми встречается автор при написании песни, как раз, качество и опыт автора измеряется в том, насколько быстро он может справляться с этими проблемами.

Профессиональный музыкант сначала в голове вынашивает идею, не садясь к фортепиано, не садясь писать текст, и потом, когда идея готова, он приступает к её реализации. Я думаю, что это тот самый профессиональный уровень, то, как должны писать песни. Вообще я могу очень долго об этом говорить, потому что, мне кажется, что сейчас такой жанр, как песня, находится в упадке. Если взять Советский союз, для того чтобы тебя пригласили спеть песню на запись, например, для фильма, ты должен закончить консерваторию, петь в хоре, обладать исключительными вокальными данными. Чтобы тебя позвали написать музыку к песни, у тебя должна быть хорошая дискография, ты должен тоже обязательно закончить консерваторию, у тебя должен быть большой опыт. Так же и со звукорежиссёром: чтобы к тебе пришли записать песню на студию, ты должен быть вообще крутым, так как студий мало, оборудование дорогое. Получается, что в Советском союзе, во-первых, не было того, что над песней работает один человек, во-вторых, те, кто принимали участие, были исключительными профессионалами, и из-за этого качество самих работ, произведений было на высоком уровне.

Сейчас всё не так: каждый может скачать программу на компьютер и начать писать музыку. Конечно, качество уже со всем не то, но зато есть и плюс у всей этой движухи: появилось много самобытных, аутентичных, уникальных, ни на кого не похожих исполнителей. Всё циклично, сейчас, я думаю, музыкальная индустрия будет только развиваться, планки будут подниматься. С теми песнями, с которыми люди заходили в топ два года назад, сейчас они уже не зайдут, потому что музыкальный бизнес в наши дни очень развит.

- В чём преимущество артиста, который не только исполняет песню, но и пишет музыку и текст?

- В таком случае у человека есть полное представление о том, чего он хочет достичь, у него в голове сформирована четкая картинка. Он единственный участник процесса, соответственно, он единственный координатор, у которого есть своя идея, и он к ней стремится - преимущество в этом. Но вопрос в другом: хватает ли у человека навыков и умений во всех ипостасях, то есть и в музыке, и в тексте, и в задумке. Большинство артистов, которые делают всё сами, плохо с этим справляются. Скорее всего, у них есть определённая фишка, и на этой конкретной составляющей они выезжают. Например, Oxxxymiron пишет очень хорошие, глубокие тексты, но при этом в музыкальном плане и в плане концепции всё очень плохо. Ну вот сравним, например, Noize MC, который сам пишет песни, и Oxxxymiron. Во всех текстах Oxxxymiron большое количество метафор, сравнений, аллегорий, отсылок на политику, историю, рэп, на какие-то вообще непонятные слова, которые редко употребляются. Его гениальность заключается в том, что у него много таких литературных инструментов, которые он объединяет и рифмует. У него столько информации, вообще ненужной, по сути, в тексте, из разных направлений, ты иногда слушаешь и думаешь, как это можно в одной песне всё соединить, но в этом и есть его фишка. А вот, например, многие песни Noize MC, которые стали популярными, сделаны так, что он берёт одну метафору, одну идею и развивает её на протяжении всей песни. Например, песня "Выдыхай", она об отношениях, но от лица окурка сигареты к своему хозяину. То есть через метафору "человек и окурок" он транслирует суть отношений, через которые он прошёл и о которых пишет песню. Точно так же с песней "Моё море": он поет от лица рыбы в аквариуме, о том, как она скучает по морю. То есть Oxxxymiron отличается обилием метафор, а Noize MC развивает только одну метафору. Но при этом Noize MC сам пишет музыку, тексты, участвует в сведение, то есть пытается все контролировать - в этом случае всё получается круто, потому что он чувствует направление, то, куда он идёт, и он является реальным координатором. Помимо того, что использует подход самостоятельного написание и музыки, и текста, он ещё и привлекает других специалистов, которые профессионалы в своей области. Например, его альбом "Хипхопера: Орфей и Эвридика" - гениальный альбом, это реально хипхопера: там есть персонажи, есть сюжет, и это всё полноценный концептуальный альбом с одной историей. В этой работе проявляется, как Noize MC обладает двумя подходами, то есть, с одной стороны, он сам может написать песню, а с другой, у него получается работать со специалистами, курировать их и направлять.

- А какие песни больше нравятся аудитории? Может быть, чтобы трек стал любимчиком нужна простая мелодия или, например, стоит написать песню о любви?

- Существует очень много способов сделать трек хитом, но, как правило, хит - это настроение и эмоции, которые вызывает песня. Иногда звучание трека в плане качества не важно, но, если он звучит так, что вызывает какие-то яркие эмоции или эмоции, которые не вызывают большинство треков, что-то уникальное, тогда, скорее всего, этот трек станет популярным. Вообще существует определённый алгоритм хита: мелодия должна быть запоминающейся, чтобы слушателю легко было воспроизвести это в голове, гармония должна быть простой. Мы на протяжении многих веков, грубо говоря, слушаем одни и те же песни, одну и ту же гармонию. Есть тональности, последовательность аккордов, гармония, которые мы считаем классными с точки зрения нашего эволюционного опыта, нашей культуры, и если ты пишешь песню на этих аккордах, то есть неплохой шанс, что она станет популярной, здесь должен совпасть комплекс факторов. Как разгадать эту формулу, ответа ни у кого нет, только опытом: пробуешь, пробуешь, пробуешь.

- Быть музыкантом в Омске - это круто, или же вся сила в Москве?

- Музыкой можно заниматься в любой точке мира, для этого не нужно ничего особенного. Но если говорить про развитие, связи, интересные проекты, то центр этого всего в Москве. В любом случае, когда ты получаешь хоть какую-то популярность и связи, тебе нужно ехать в Москву и развиваться там дальше. Очень сложно быть популярным музыкантом в Омске, но я пока непопулярный, поэтому я здесь (смеётся). На данный момент у меня есть студия, я учусь, развиваюсь, пишу песни в надежде на то, что скоро я научусь делать ту музыку, которую хочу, и я уверен, что она станет популярной, а в дальнейшем я рассматриваю переезд в Москву. Но если ты на начальном этапе или ты уже звезда, ты можешь работать где угодно. Однако в центрах, где сосредоточена вся движуха, там всё равно стоит время от времени бывать, чтобы набираться новых связей, контактов и интересных проектов.

- Твоё главное предназначение, цель как музыканта?

- Я считаю, что главное предназначение музыканта - донести до слушателя своё виденье музыки, то, как ты её чувствуешь и ощущаешь, донести то, что нравится тебе, помочь слушателю понять и начать это ценить так же, как ты.

Фото: Илья Петров, Александр Кузовков

Читайте также