- Валерий, вы говорите, что не умеете рисовать, но называете себя художником. Расскажите, кто такой художник, по вашему мнению?
- Художник - этот тот, кто меняет окружающую среду. До появления импрессионизма, мир изображался таким, какой он есть. А импрессионисты отображали мир с небольшими изменениями, они привносили в него что-то сверхъестественное, да и вообще меняли окружающую реальность. Я могу сделать так, чтобы мажор с дорогими часами и бедняк, у которого на завтрак была лапша быстрого приготовления, оказались наравне. Я просто столкну их в бассейн, и они будут оба мокрые, они будут равны. Задача художника погрузить человеку в такую среду, чтобы он изменился к лучшему, чтобы почувствовал художественное пространство, а для этого у нас много инструментов: уличное искусство, перформансы, картинное творчество, кинематограф и так далее.
- Почему в своих работах вы не хотите отражать действительность, вам она не нравится?
- Почему вы используете личность сибирского художника Дамира Муратова, как "лакмусовую бумажку" при знакомстве с новыми людьми? Чем он так вас зацепил?
- По моему мнению, на планете по рисунку Дамир номер один. Я спрашиваю о нём только при знакомстве с омичами. Для меня неприемлемо, если люди, живя с ним в одном городе, не знают его и ничего о нём не слышали, он - человек-достопримечательность. Дамир живой настоящий человек, который светится, но не все могут разглядеть этот свет. Омичи не имеют права относиться халатно к его искусству, я считаю, что каждый обязан просто съездить в Bednotown и пожать руку этому человек. Ведь Дамир - это бомбической силы мощь, а его мастерская - место силы, жизнь в искусстве.
- Чьё еще творчество у вас взывает восторг и почему?
- Есть люди, с которыми ты встречаешься и за пять минут общения с ними получаешь колоссальный заряд энергии. Они разговаривают полунамёками, они заряжают своим взглядом и улыбкой так, что этой энергии хватает на год. Главное, это уметь видеть и брать. Например, перформансист, художник Олег Кулик - это просто космический человек. Ещё один человек, который умеет вдохновлять, - это художник-монументалист Антон Кохинор. Современный Караваджо Дмитрий Зуев мне каждый раз даёт понять, что ему известно то, чего не знают другие, он порой может рассказать больше, чем профессиональный гид, а общение с искусствоведом Кириллом Алексеевым даёт мне подтверждение, что я нахожусь на правильном пути.
- Хотели бы вы устроить перформанс в Омске? Если да, то что бы это было?
- Это моя мечта… В своё время думал над тем, чтобы выкупить квартиру Егора Летова и сделать там музей, но не срослось. Если говорить о будущих планах, то, надеюсь, это будет некая коллаборация с Дамиром Муратовым. Вообще, я неоднократно посещал Омск, приезжал как-то на кинофестиваль, мы много беседовали о кино и показывали свои работы. Мне очень понравились люди, я влюбился в сибиряков. У них своя эстетика, своё горячее гостеприимство и страсть. Надеюсь, что приеду в Омск с премьерой фильма "Брат 3".
- Как вы можете описать свою публику? Какие качества должны быть у человека, чтобы он адекватно воспринимал ваше творчество?
- Моя аудитория - это люди, которые умеют думать и меняться. Я не боюсь критики, но она должна быть конструктивная. Зритель вместе со мной делает огромную работу, даже если он сидит на диване. Мой зритель должен верить в меня и моё искусство. Я работаю не на количество, а на качество. Если честно, я уже привык к тому, что меня считают негодяем, но со мной всегда те, кто ценит мой взгляд на мир. Эти люди одеты со вкусом, у них светятся лица и сияют глаза. Пускай их будет 20 человек, но у меня от них приятные мурашки по коже
- Вы рассказывали, что рефлексия полуживого общества даёт вам силы двигаться дальше. А что вы будете делать, если хейтеры перестанут реагировать?
- Я буду по ним скучать, но они никуда не денутся. Это болото, болото безупречных экспертов, которые притаились под слоем тины и ждут ветра, чтобы начать вонять. Чтобы на болоте было всё хорошо, нужна жертва, но собой жертвовать никто не хочет, вот они и ищут, из кого бы на стороне сделать посмешище. Когда появляются такие, как я, всё болото начинает протестовать. На самом деле они боятся, что я добьюсь успеха.
- Почему вы не выбрали путь классического деятеля культуры?
- Хороший вопрос, ведь моя мама всегда мечтала о том, чтобы я занимал кресло какого-нибудь директора. Я к этому подходил не один раз, но сейчас понимаю, что так не смогу. Я несистемный человек, не смогу ежедневно приходить по расписанию на работу и исполнять чьи-то поручения. Сейчас у меня есть заказчики, но мы не общаемся в формате начальник-подчинённый, ну и мне хватило службы в армии, чтобы понять, что такое начальник-дурак.
- Как вы думаете, почему таких безбашенных экспериментаторов, как вы, очень мало?
- Во-первых, потому что многие так и не научились балансировать на точке гипоманиакальности. Не дойдя до неё, художник не сможет сделать что-то хитовое, а перейдя через неё, он начинает жестить и нарушать закон. Умение удерживать равновесие и не сваливаться в маниакальность даёт невероятное мастерство мирового уровня. Во-вторых, не каждый готов отказаться от комфорта, от уютного дивана под пятой точкой и автомобиля в гараже. Если ты хочешь быть не таким как все, не подчиняться законам культуры и держать своё творчество в определённых рамках, тогда тебе придётся отказаться от благ цивилизации на какое-то время, всё вернётся, но потом.
- И в заключение, дайте пару советов молодым да дерзким? Как им найти свою нишу и не бояться быть не такими, как все?
- Мне кажется, что я не тот, кто должен давать советы, потому что не каждому подойдёт мой образ жизни и мой путь. Но если бы мне предложили изменить прошлое, то я бы не пошёл в школу. Она больше забрала и изуродовала, чем дала, но дети мои в школу однозначно пойдут. А так, наверное, мой совет будет весьма банален, но не нужно стесняться быть счастливыми - это ваша жизнь и она одна. Делайте то, от чего кайфуете, и живите по-настоящему.
Фото предоставлено Валерием и Юлией Переверзевыми