Поэт и музыкант Виталий Бирюков: "Хочется оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти"

Сегодня впервые в литературном проекте #встречисавтором выступит поэт, музыкант, фронтмен группы "японская сталь" Виталий Бирюков. Основной род занятий он держит в секрете, но отмечает, что работает лишь в свободное от творчества время.

В интервью "Омск Здесь" Виталий Бирюков рассказал о том, чем поэт-музыкант отличается от обычного поэта, что сформировало его музыкальный вкус и какое событие стало бы для него личным подвигом. А в нашем видео он исполнит свои песни.

- Расскажите о вашей группе "японская сталь". Почему такое название?

"японская сталь" - это немного "экстремальный" перформанс, немного музыка. Вообще, всегда хотелось создать такой проект, где не будет жанровых рамок и клише. Было несколько проектов до этого, "сталь" более всего удобна для меня в самовыражении. Название появилось случайно. Оно не связано ни с Японией, ни с одноимённым аниме (я узнал о нём много позже). Просто увидел на упаковке с лезвиями для бритья и подумал, что это любопытное словосочетание. Изначально была написана песня с таким названием, но потом я решил, что назвать коллектив так будет очень даже ничего.

- Как и когда вы занялись творчеством?

- Всё началось с музыки. Сначала появился музыкальный коллектив у нас в школе. Году в 2007-м. Экспериментировали с одноклассником с разными программами и инструментами. Только потом я начал тексты писать, а потом уже поэзию. Я поэзию с детства не очень любил, потому что я плоховато декламирую, как мне кажется и казалось. Поэтому мне удобнее посредством музыкального сопровождения выражать рифмованные эмоции. Это были мои первые опыты в написании текстов. Хорошо, что ничего не сохранилось с тех времён: такая дурь тогда писалась, что стыдно вспоминать.

- Как вы начали рифмовать?

- Не знаю, ребята сказали, давай что-нибудь напишем. Все приносили муру какую-то. Меня это дико раздражало. Решил сам написать. Все такие: вот всё, теперь ты у нас будешь писать. И начал писать.

- С тех пор желание или необходимость писать подкрепилось?

- Да, это разрядка всё равно. В жизни разные события - и плохие, и хорошие. Но от хорошего обычно не хочется писать. Хочется - когда эмоциональный стресс.

- Как рождаются тексты ваших песен? Сразу с мелодией? Или сначала текст, а потом музыкальное сопровождение?

- Нет чёткого алгоритма. По-разному. Тут вопрос настроения в целом. Главное правило - это не давить из себя рифму. Если не прёт сейчас, значит, надо немного подождать, отложить. Или не писать совсем. В последнее время я стараюсь делать готовый ритм в голове. Ходишь, стучишь сам себе в голове что-то. И у тебя одна строчка получается, и потом она как клубок начинает наматываться одна на другую. И уже потом какая-то такая цельная смысловая нагрузка получается в конце.

- Как музыка дополняет текст?

- Окраску даёт. Это опять же умение декламировать. Те, кто умеют декламировать, могут мимикой, жестами, голосом эмоцию передать. Музыка - это своеобразный способ декламации.

- Чем обычный поэт отличается от поэта-музыканта?

- У обычного поэта больше свободы. Он может как угодно писать. Если ты пишешь музыку, тоже есть момент импровизации, но у тебя есть какая-то основа. У поэта основы нет, он сам себе хозяин.

- Как относитесь к современной поэзии?

- К современной поэзии - очень выборочно. Я периодически хожу на творческие вечера у нас в городе, но ничего для себя такого выбрать не могу. Из современных поэтов могу выделить Лёху Никонова. Там экспрессия, подача - всё зависит от человека. Если человек не умеет декламировать стихи, то ему, наверно, лучше их не писать. Или писать и продавать кому-то. А вообще, когда-то Маяковского читал и Егора Летова. Такие поэты - немножко взбалмошные.

- Как происходило становление вашего музыкального вкуса?

- Я ещё краешком уха успел застать время аудиокассет и компакт-дисков благодаря своим старшим братьям. Тогда впервые услышал весь стандартный набор от Rammstein до Кая Метова. Очень обалдел, впервые услышав "Гражданскую оборону", и ещё больше обалдел, когда узнал, что группа из Омска. С возрастом, конечно, стал более душным в вопросах музыкального вкуса, люблю какие-нибудь редкости, что-нибудь, что вряд ли понравится широкой аудитории.

- Есть ли у вас любимые музыкальные группы или музыкальные кумиры? Бывали ли на концерте любимой группы?

- Вот это сердечная боль: буквально на днях должен был состояться концерт одной из моих любимых групп Blood red shoes в Питере, но его отменили из-за пандемии. Было жалко, потому что ещё в прошлом году купил на них билеты. А так, если говорить о любимых, то их очень много. Могу выделить особенного пять. Это "Химера" - легендарная группа питерского клуба "Тамтам", "Гражданская оборона", Blood red shoes, The Gits, Pissed jeans.

- Играете только на гитаре? Есть ли у вас какие-то раритетные или кастомные инструменты?

- Играю понемногу на нескольких инструментах: бас, ударные, варган. Немного электронщины: midi-клавиатура, синтезатор. Раритетного, к сожалению, ничего такого нет. Инструменты, которые у меня сейчас есть, "тюнингованы" самостоятельно и совсем недорогие, но вместе с этим выдают, на мой взгляд, неплохой звук.

- Расскажите подробнее о выступлении с Олегом Судаковым - концертным вокалистом и соавтором нескольких текстов группы "Гражданская оборона".

- С Олегом Судаковым (он же Манагер) мне довелось поиграть на одной сцене дважды, оба раза в 2016 году. Первый раз это была презентация трибьют-альбома "Группы Омска - Егору Летову". Второй раз это было через несколько месяцев, на вечере памяти братьев Лищенко (участники группы "Пик Клаксон", - прим. ред.).

- От каких ожиданий пришлось со временем отказаться?

- Со временем пришло понимание, что в жизни вообще всё непросто. Особенно доводить что-то до конца. Раньше, особенно в юности, казалось, что с возрастом проще, например, собрать рок-группу и полный зал или просто снять кино. Сейчас любой, даже самый маленький творческий сдвиг, самая безобидная идея требует порой колоссального труда, чтобы это из головы вышло в реальность.

- Каким детским воспоминанием дорожите?

- Их много. В целом дорожу воспоминаниями из детства и юности. Я вырос в области, и для меня, наверное, самое яркое воспоминание о том, как рвался в Омск в гости к старшему брату, чтобы в обязательном порядке зависнуть в магазине "Меломан" на Степной (благо брат жил недалеко). В то время знакомился со многими группами, в их числе и позднее творчество Летова. В частности, отчётливо помню альбом "Реанимация", купленный тогда там рублей за 150 что ли.

- У какого режиссёра вы бы хотели сняться в кино?

- Сложный вопрос. У многих. Ну не знаю. Наверно, выберу Алексея Балабанова всё-таки. Это по-нашему.

- Чем вас привлекает этот режиссёр?

- Своей искренностью и смелостью. Ещё, что немаловажно для творчества, у него никогда не было халтуры. Вообще, в голове вертелись Быков, Рогожкин и Балабанов. Наверное, решил выбрать самого известного.

Я бы с большим удовольствием не снимался, а снимал. Имею небольшой опыт в съёмках. В 2012 году снял короткометражку "Я - обожжённое тело". В 2020 ещё один мой короткометражный фильм "Наблюдатель" попал в программу показов на ХI международном фестивале авторского кино "Киноликбез". Призов, правда, фильм не получил, но участие в такого рода мероприятии - уже большая победа.

- А полный метр хотели бы попробовать? О чём бы сняли следующий фильм?

- Конечно, хотелось бы. Есть одна готовая задумка, которую вынашиваю уже седьмой год. Есть сценарий, даже есть некоторые ребята, готовые стать командой для съёмок. Но на это нужен всё-таки бюджет, которым мне сложно сейчас располагать. Поэтому задумка пока остаётся в голове. Надеюсь, что только пока.

- О чём мечтаете на музыкальном поприще?

- Оставить что-то после себя. Хотя бы немного пожить после смерти. И это не только о музыке.

- Какой подвиг вы хотели бы совершить в своей жизни?

- Подвиг мы каждый день совершаем, если говорить в глобальном смысле. Хотелось бы кому-то помочь тем, чем я занимаюсь. Если бы я увидел, что это кому-то помогло, я бы уже какой-то подвиг совершил посредством своего творчества.

Читайте также