О рэпе как поэзии и поэтическом андеграунде в Омске рассказала организатор "Чемпионата им. Маяковского"

Омская поэтесса Валерия Васильева говорит, что ждёт от себя прозы. Однако то, что она вкладывает в стихотворение, не сравнимо с вложениями даже в отрывок прозаического текста.

- Выражаясь строкой из своего стихотворения, ты "обрела уже свою колею"?

- Это стихотворение очень старое. Его герой наполнен исключительностью, и по его определению, по его смыслу колеи не может быть. Я считаю, что колея - это что-то из мира воображения, то, как мы представляем свою жизнь. Но на самом деле никакой колеи, как и дорог - нет. Пространство и время - оно очень странное, нет ни вот этого круга, к которому все привыкли. Поэтому я не могу сказать, что обрела свою колею. Я по-прежнему просто точка в пространстве, я нахожусь здесь и сейчас, пространство вокруг меня меняется.

- Одна из твоих строк звучит так "..а я живу с Маяковским бок о бок". Почему Владимир Маяковский? Правда, настольная книга или в рифму?

...А я живу с Маяковским бок о бок,
Из города в город переселяясь.
Владимир, вы лучший сосед, ей-богу!
Были б знакомы - вместе б стрелялись.

- Его стихи долго были настольной книгой для меня, потому что оказалось в рифму. В рифму и не в рифму, и так по-настоящему. Они настолько неотделимы. Да, Маяковский в этом стихотворении попал по тексту очень классно. Я не ожидала, что так будет, другого поэта туда нельзя поместить. На самом деле, я в Омске живу на пересечении улиц Декабристов и Маяковского, и так получилось, что я приехала в Питер и жила там на пересечении Жуковского и опять же Маяковского.

- Насколько ты эгоистична?

- Я думаю, что сейчас стало лучше, но, анализируя свои действия в прошлом, я понимаю, что это был максимальный эгоизм, приправленный жертвенностью, святостью, верой в исключительность. На самом деле за этим всем стоит желание сказать - это я. Но иногда ты понимаешь, что такое поведение может приносить кому-то другому боль. Я поняла, что порой ты не главный герой этой пьесы. Это вообще не пьеса, это всё абсолютно иначе.

- Что оставила в своей жизни, о чём скучаешь?

- По-настоящему я оставила мечты о Петербурге, оказалось, что этот город слишком тяжёл для меня. Несмотря на то, что там было достаточно много солнца. Но каждый день всё равно казался серым, очень хмурым. Это были какие-то вечные депрессии, природу которых я не могу объяснить. Наверное то, что годами копилось во мне, когда я впервые по-настоящему осталась одна. Все друзья у меня по большей части в Омске. И это было настолько тяжело морально, что я не смогла с этим справиться, это пережить.

А мой путь домой был очень долгим - Дубаи, потом локдаун. Мне пришлось остаться здесь, и с какой-то точки зрения я смотрю на всё это и думаю: а правильно ли это было? А не сдалась ли я? И вот принять, что я не сдалась Питеру - это прекрасная мечта, которая, на самом деле, такая же тяжёлая, как и любая другая реальная жизнь в любом другом городе. Мне было сложно.

- Между чем тебе пришлось выбирать?

- Огромная часть моей жизни сейчас посвящена работе. Я понимаю, что каждый день я выбираю между тем, чтобы делать дела, делать то, что должно, погружаться в себя, писать те же самые стихи. Я сейчас не работаю над ними, потому что мне очень страшно посмотреть на себя и увидеть, что там внутри где-то глубоко произошло. Всё это выплеснуть, написать - я боюсь это делать.

- Ты училась на журналиста? Почему не пошла по этой стезе?

- Да, я училась на журналиста. Сейчас я коммерческий редактор в ИТ - это работа с текстами, но это не совсем журналистика. Во-первых, это выгоднее, и у меня есть возможность учиться бесконечно много, в том числе практическим навыкам, которых мне не хватило в университете. Во-вторых, за это не сажают.

- Чем сейчас занята? Где работаешь, в каких проектах задействована?

- Я пишу и редактирую тексты про разработку. В свободное время занимаюсь организацией всероссийского "Чемпионата поэзии им. В. В. Маяковского" в Омске. 5 декабря у нас второй отборочный турнир.

- Лейтмотив твоего творчества - тема города? Ты пишешь про Омск?

- Нет, лейтмотив моих стихотворений - это другое. Но про Омск невозможно не писать, потому что это твой город, место твоего бытования, взросления и первых безумных чувств. Как невозможно не писать про Ростов, Архангельск, Тверь, Киев, Стамбул, если ты в них родился. Я родилась в Омске - что имеем…

- Строчка из твоего стихотворения "…за время пути я не ошибся ни в ком". А за время своего пути ты ошибалась в ком-то?

- Поправлю строчку, "…и мне так хочется верить, что за время пути я не ошибся ни в ком". Вот и мне хочется верить.

- Как попала в поэтическое содружество "Говорит поэт"? До сих пор выступаешь с этими ребятами?

- В 2016 году я не могла молчать. Чувствовала, что мне надо высказаться, и "ГП" принял меня на свою сцену. До этого я была один раз на тогдашнем LitTrip-е, но там не цепануло, а "ГП" зашёл куда-то в самое сердце. Там были абсолютно честные, безумно талантливые поэты со стихами, которые были очень похожи на… мой внутренний мир? И я пробыла с ними долго, хотя сейчас я понимаю, что это был всего лишь год! Вот прямо сейчас я осознала, что в 2016-м пришла, а ушла в 2017-м, когда переехала в Петербург учиться в магистратуре на философском. Насколько же насыщенным и продуктивным было это время...

- "Говорит поэт" - это поэтический андеграунд? Насколько он развит в Омске?

- Мне сложно отвечать на вопросы о "ГП", но да, мы позиционируем себя так. Искренне считаю эту поэзию прекрасной, но сейчас у нас не лучшие времена.

- Ты как-то говорила, что считаешь рэп - поэзией. Поэтому и сама пробовала написать рэп?

- Потому что есть Пирокинезис, например. За последние годы я не видела нигде поэзии больше и не видела поэзию сильней, чем у него. Нет, я не пробовала. Потому что мне кажется, я могу ошибаться - под рэп необходим бит, а у меня с этим рассинхрон.

- Я знаю, что ты жила в Петербурге, в Дубае. Но в одном интервью мне ты сказала, что на омской земле пишется лучше? До сих пор так считаешь?

- Да. Петербург истоптан. Мне кажется, что там негде и слову упасть. Дубай - солнечен и спокоен. Смотришь в даль Персидского залива и думаешь: да а зачем мне вообще стихи? Ахах, вспомнила! В один из первых дней в Дубае, когда я пошла смотреть на знаменитый отель-парус "Бурдж Аль Араб", я запостила в сторис строчки из стихотворения Лермонтова на фоне отеля:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Мне кажется, любой талант, живя в Дубае, не написал бы эти строчки. А вот в России, в Омске, можно страдать, болеть и вылечивать себя текстами.

- Почему поэзия, а не проза?

- На самом деле, очень хочу прозу. Мне больше нравится проза, у меня есть прозаические тексты, я читала их на вечерах, и они заходили. И я жду от себя именно прозы. Но вложения в стихотворение и даже в отрывок прозаического текста не сравнимы.

- Тяжело быть настолько откровенной в стихах?

- Легко. Чем легче, тем хуже стихи. Поэтому читателю нужно различать, где откровения, а где игра. Только так он сможет понять, что перед ним: стенания и жалобы или тексты.

Читайте также