"Хотели сделать фильм про русалок, а сняли про Припять". Интервью с режиссёром из Омска

Омич Игорь Кинько рассказал, почему решил делать картину про чернобыльскую трагедию на английском языке, как проходили съёмки в Припяти и чем рисковала съёмочная группа.

Сегодня, 1 апреля, в прокат вышел фильм-триллер на английском языке "После Чернобыля" (16+). Путешествуя по Восточной Европе, группа американских туристов случайно попадает в Припять. Призраки погибших горожан начинают терзать путешественников - зона отчуждения оказывается не такой уж и заброшенной.

Фильм снял режиссёр из Омска Игорь Кинько. Это его дебют. На создание ленты у него ушло 8 лет и 7 миллионов рублей. Корреспондент Светлана Яловнарова встретилась с режиссёром в Москве, чтобы узнать, почему он не выпустил картину раньше, из-за чего некоторые актёры отказались ехать в опасную зону и кто из известных режиссёров с мировым именем "подглядел" у омича идею.

 

- Съёмки фильма "Чернобыль" реально происходили в Припяти? Мы в 21 веке живём, и найти развалины на окраине города легко. К тому же это же опасно и дорого.

- Дорого - не то слово. Когда я рассказал друзьям, что собираюсь поехать в Припять снять фильм, мне сказали, зачем так далеко ездить, когда есть замечательный город Омск (смеётся). Причём это мой родной город. Но мне всё равно захотелось показать культовые места, потому что многие знают этот город - Припять. Знают знаменитые локации с парком аттракционов: колесо обозрения, машинки. Ржавая телефонная будка. Захотелось настоящей картинки, чтобы не обманывать ни себя, ни зрителя.

Признаюсь честно, что иногда не было возможности снять какую-то локацию, и мы делали это в другом месте. Такие моменты есть, так как после конфликта с Украиной в 2014-м возможности попасть туда доснять что-то не было. 

- Почему так дорого было туда поехать?

- Это другая страна. Нужно было организовать экспедицию. Сначала всю группу увезти из Москвы в Киев, а потом - в Чернобыль с Припятью. Они находятся ещё в 200 км от Киева. Потом нужно было договориться о съёмках с организацией "ЧЕРНОБЫЛЬ ТУР Интер Информ". Они проверяют данные всей съёмочной группы. На выезде на КПП проводится контроль радиации: проходишь через специальные дозиметры.

Проверяют каждого, чтобы человек на себе не унёс заражённые частицы. Есть даже такие индивиды, которые хотят вывезти сувенир из Припяти. В квартирах и домах осталось много вещей с тех времен, и бывали случаи, когда кто-то пытался в кармане игрушку пронести. Такие штуки потом пищат на КПП.

- Насколько сейчас съездить в Припять безопасно? Город открыли несколько лет назад.

- С точки зрения радиации - это точно. Есть такая вещь, как период полураспада, и он может длиться до 200-300 лет. Самыми загрязнёнными считаются те места, которые поросли мхом. Он впитывает радиацию. И если на нём пролежать 100 часов, то можно получить опасную дозу, заработать лучевую болезнь. Но никто же так не будет делать! Экскурсии в Припяти проходят два часа максимум, и там строго следят, чтобы никто никуда не ушёл. От Припяти до электростанции, где находится четвёртый реактор, один километр. Но там сидит охрана, которая выявляет нелегальных путешественников.  

- Сколько дней вы там снимали?

- У нас было несколько экспедиций в Припять. Сначала ездили полным составом съёмочной группы. Отсняли все сцены за несколько дней и ночей. Ночевали в Чернобыле, а на съёмки ездили в Припять.

Когда произошла катастрофа, Припять был обычным городом с населением в 55 тысяч человек. Это нормальный город с многоэтажками. Чернобыль - историческая деревня, которой несколько сотен лет. Сейчас она работает как пункт, где останавливаются вахтовики. Они обслуживают атомную станцию, которая ещё не до конца прекратила свою работу.

- В Припяти и правда так страшно, как показывают в фильмах?

- Там атмосферно! Особенно, когда первый раз туда попадаешь и видишь места, которые раньше видел только на видео и фотографиях. Ощущение, как будто ты оказался в Голливуде или в месте, известном всему миру.

Сначала мы прибыли в Припять на экскурсию, экскурсовод уже создавал такую атмосферу, рассказывал про радиацию. Мы параллельно искали локации для съёмок. 

- Вся съёмочная группа согласилась на такой эксперимент?

- Собрать народ было не так сложно, потому что всем было дико интересно попасть в Чернобыль. Что касается актёров, то у нас в принципе были проблемы с тем, чтобы найти тех, кто хорошо говорит по-английски. Были целые приключения.

Актриса, которая нашла всех остальных актёров, отказалась ехать за неделю до отъезда, когда всё было согласовано, билеты куплены, и все участники были аккредитованы. Её отец спросил, есть ли у неё договор с создателями фильма, а мы даже не задумывались об этом. И папа не разрешил ей ехать, сказал, что это несерьёзно. В итоге мы нашли другую главную актрису, которая, на мой взгляд, оказалась даже лучше.

- Актёры - русские, но хорошо говорят по-английски, или зарубежные?

- Катя Бадолян, которую мы нашли за неделю, родилась в Нью-Йорке. Владимир Дыховичный был гражданином и России, и Америки. К сожалению, он умер и не дожил до премьеры фильма. Талантливый актёр был. Михаил Голодный на момент съёмок украинцем был, а сейчас гражданин Канады, актёр театра и кино. Четвёртый герой, главный, - российский актёр Иван Ивашкин. В фильме он Степан, но все его для простоты называют Стив. По сюжету он живёт в Москве и к нему и приезжают друзья из Америки, чтобы попутешествовать по России. И они неожиданно попадают в Чернобыль.

- Почему решили снимать именно англоговорящих актёров?

- Мы тогда молодые и амбициозные были, только посмотрели фильм "Паранормальное явление" (16+) (смеётся). Нас поразил его коммерческий успех, да и фильм очень понравился. Мы решили сразу идти ва-банк и снимать на английском языке, чтобы проще было донести его западной аудитории.

Может быть, из-за качества российской киноиндустрии, фильмы на английском языке воспринимаются более лояльно. И поскольку у нас проект не крупнобюджетный, мы не стали делать дубляж, а сделали русскую озвучку, но уже с другими актёрами. 

- Как давно проходили съёмки?

- Задумали и начали реализовывать этот проект в 2013 году. Я никуда не торопился, тихо сидел и делал монтаж, пока не вышел мини-сериал HBO "Чернобыль" (18+), который получил массу положительных отзывов. Наш российский сериал "Чернобыль. Зона отчуждения" (16+) тоже появился на экранах. Это стало стимулом довести проект до конца. Я поднапрягся, закончил монтаж и сделал массовую рассылку русским прокатчикам и дистрибьютерам. Где-то восемь компаний мне ответили, после переговоров мы остановились на "Кинолэнде".

- Где фильм будут показывать?

- "Кинолэнд" выступил прокатчиком по России и СНГ. Также они занимались зарубежными продажами, и благодаря этому фильм будет показан также в США и Великобритании, Канаде, Франции, Южной Корее. Продажи продолжаются, и, может, подключатся ещё какие-то страны.

- У вас идея возникла задолго до выхода сериала HBO. Почему вообще выбрали эту тему?

- Мы за эту идею взялись даже раньше, чем вышел фильм "Запретная зона" (18+) Орена Пели. Это тема для нас щепетильная.

Он ещё и режиссёр "Паранормального явления". Мы как раз вынашивали уже нашу идею и понадеялись, что получим от него какую-то поддержку, что он выступит в качестве продюсера. Мы списались с ним, рассказали нашу идею. В какой-то момент он сказал: "Не пишите мне больше". И через пару месяцев был анонс "Запретной зоны". Я ни на кого не буду наговаривать, но вот так получилось.

Почему я взялся за эту тему? Возможно, повлияла экскурсия. Мы хотели снять фильм и долго думали о чём. Изначально вообще думали снять про русалок (смеётся). Мы встретились с девочкой, которая занималась фольклором, и она нам порекомендовала эту тему. И даже был уже написан сценарий, но потом случилась экскурсия в Припять. И в принципе канва осталась от того сценария. Не стало русалок, но появились другие персонажи.

- Почему к фильмам на русском языке сейчас относятся не очень хорошо?

- Не знаю. Появляются интересные проекты, за которые не стыдно. Если в 2000-е годы я сказал бы, что всё, что снимается в России, - говно, то сейчас есть действительно хорошие фильмы. Есть проекты, в которые вкладывают сумасшедшие деньги, но сценарий не очень, или сценарий хороший, но актёры не очень. На выходе красивая картинка получается, но смотреть неинтересно.

- Как думаете, сейчас люди охотно возвращаются в кино или предпочитают дома фильмы смотреть?

- После пандемии многие стали бояться большого скопления людей. Плюс кризис, а во время кризиса люди меньше ходят в кино. Чтобы они начали ходить в кино, наверное, надо снимать интересные фильмы. Не обязательно придумывать новые форматы - достаточно снимать качественное хорошее кино. Тогда люди вернутся в кинотеатры.

- Что вас сейчас связывает с Омском?

- Я в Омске родился. Там я окончил школу № 144. Окончил ОмГТУ - привет политеху. Каждый новый день начинается с посещения строительного форума, на котором описываются все новости Омска. Знаю, что сейчас там активно возводят новую арену. Кстати, рядом с моим домом.

В Москву я переехал в 2007 году сразу после окончания университета. Защитил диплом 24 июня, и 25 июня я был уже в столице. В той сфере, в которой я хотел бы работать, в Омске перспектив немного.

Скажу так: я - человек, родившийся в Омске. В замечательном городе. И ради того, чтобы снять фильм, я переехал в Москву.

- Когда-нибудь хотели запечатлеть Омск в своих фильмах?

- Я считаю, что при грамотной операторской работе неважно, где снимать фильм. Что-то похожее на Нью-Йорк можно снимать и в Омске. Это будет дешевле и проще, так как знакомых много (смеётся). Я думаю, что и администрации города было бы интересно, чтобы большой фильм сняли в Омске.

- И через рамочку с дозиметром выходить не надо будет?

- Да! (смеётся).

* * *

Телевизионную версию интервью с режиссёром смотрите завтра в программе "Свободное время" (16+) на телеканале "Продвижение" в Омске.

Читайте также