Интервью  •  29 января 2021, 18:12, последнее обновление 8 июля 2024, 16:11

Половина зала лучше, чем ничего. Роман Семёнов о возобновлении концертов в Омске

В России потихоньку возобновляется концертная деятельность. Организатор массовых мероприятий на территории городов Сибири и Республики Казахстан Роман Семёнов рассказал, чем приходится жертвовать и оргкоманде, и музыкантам.

- Роман, можно сказать, что индустрия возвращается к работе в прежнем режиме?

- Я бы не стал утверждать, скорее, мы пытаемся адаптироваться к существующей ситуации. Чтобы вернуться к тому, как было раньше, нужно иметь хотя бы какое-то понимание того, когда всё это закончится. У нас всё по синусоиде: вверх-вниз, и мы до сих пор не можем планировать на перспективу. Когда горизонт планирования отсутствует, сказать, что мы возвращаемся в какой-то режим, просто не представляется возможным. Мы примерно представляем ситуацию, которая сложилась в Омске, понимаем, что могут в ближайшее время открыть полностью, а что ещё нет.

В каких-то городах, например, разрешают заполняемость залов только на 20 %, но, на мой взгляд, это издевательские меры. Это нерентабельно для большинства мероприятий. Мы проводим только то, что можно провести, смотрим, где можно сократить издержки и хоть как-то оптимизировать концерт. Например, провести концерт при заполняемости зала наполовину или два концерта подряд.

- Когда вы провели первые после простоя мероприятия?

- Мы полностью закрывались только на лето и весну. В ноябре-декабре провели первые мероприятия, а в январе организовывали несколько детских праздников. Как только появилась возможность, осенью мы запустили рекламную кампанию этих мероприятий, чтобы проинформировать публику.

- С какими трудностями вы как организаторы концертов столкнулись?

- Абсолютно всё сопряжено с трудностями, особенно с кассовыми разрывами. Сейчас всем трудно, не только артистам, но в том числе и билетным операторам. Нам приходится резать туры, перекраивать их и сокращать гастроли с 10 городов до трёх. Приходится нести убытки, связанные с увеличением дорожных расходов. Например, у тебя концерт завтра, а сегодня вводят ограничения. Приходится билеты сдавать со штрафами, или тебе дают ваучеры - у меня их уже на триста тысяч на разных артистов. Причём они именные. То есть, я потратил деньги на билеты на весь коллектив, а у него же могли смениться участники, и что мне делать с этими билетами? Столкнулись с неуважительным отношением со стороны авиакомпаний.

- Какую позицию занимают органы власти по отношению к организациям, занимающимся концертной деятельностью?

- Власть идёт навстречу, я бы сказал, но не везде. Мы работаем в разных городах и странах, и везде по-разному. В Омске я оцениваю эти действия как очень позитивные. Когда я заболел, то вызвал врача вечером и утром он пришёл. В других городах, например, как говорят, может и три дня врач идти. Так же и по концертам - какие-то города вообще не возобновляли концертную деятельность. У нас же была возможность провести осенью некоторые мероприятия с полной рассадкой, а сейчас пусть и на ползала, но всё же это лучше, чем ничего.

Я общался с министром культуры Омской области Юрием Трофимовым и представителями регионального министерства экономики. Мне нравится, что они заинтересованы в том, чтобы всё работало. Не во всех регионах уделяют внимание зрелищной индустрии в таком виде, как у нас. Я даже горжусь этим.

- Как сами артисты относятся к отмене или переносу концертов?

- Большая часть артистов хочет работать, и тут не только вопрос денег. Я считаю, что лучше работать так, чем не работать вообще. Ты повышаешь КПД, оптимизируешь, прорабатываешь то, что не прорабатывал раньше. То, что раньше было неприбыльным, стало прибыльным. Здесь такая интересная практика с точки зрения бизнеса - такой перманентный тренинг. Полностью останавливать процесс - плохо. Конечно, у нас не сталелитейное производство, но, когда ты сидишь без дела, то начинаешь атрофироваться. Плохо идти лучше, чем хорошо сидеть.

- Какие из запланированных концертов всё-таки пришлось отменить?

- Есть артисты, выступления которых мы вынуждены переносить по объективным причинам. Даже тех, с кем мы работаем постоянно. Например, мы привезли группу "КняZz" в Концертный зал и сделали два концерта подряд при заполняемости зала наполовину. И если коллектив из восьми человек спокойно долетает из Санкт-Петербурга, то Хор Турецкого, где 22 человека и нереальное количество оборудования, в нынешних реалиях доставить в Омск уже сложнее. Это уже и другой бюджет. Когда рушится вся логистика, и ты вынужден возить музыканта на один-два города, становится сложно. Такие концерты мы стараемся переносить на более поздние даты. Те проекты, где задействовано меньше людей и оборудования, - более гибкие в этом плане.

Здесь ещё не стоит забывать об аудитории. Публика более молодых артистов менее подвержена опасности и проще относится к сложившейся ситуации. Молодёжь уже засиделась и хочет концертов. Поэтому планируем, например, выступление группы "Мельница". Как показывает концерт Князя, публика готова ходить на мероприятия, и при соблюдении разумных мер это вполне возможно. Если аудитория артиста - люди, находящиеся в группе риска, то такой концерт мы стараемся переносить как можно дальше.

- Много ли зрителей возвращают деньги за билеты, не желая ждать переноса концерта?

- Есть постановление правительства, по которому организаторы не обязаны возвращать людям деньги за билеты на концерты. Во многом это спасло индустрию. Это так же, как и в отношении туристических компаний - оператор продал путёвки, всё забронировал, всем заплатил, а люди приходят и говорят, что сдают путёвки и просят вернуть деньги. Никакая компания это не выдержит.

Мы возвращали деньги тем людям, которые предъявляли справку о болезни. Но это были единичные случаи. Подавляющее большинство людей с пониманием отнеслись к этой ситуации, и конфликтов не было. У многих моих коллег из других городов были суды, которые, как правило, выигрывают организаторы. В Омске, к счастью, такого не было.

- Кто больше в депрессии - организатор концертов или сами артисты?

- Не могу сказать, что кто-то в депрессии. Люди не спиваются и не сидят на антидепрессантах. Положение большинства артистов, тем более состоявшихся, таково, что они могут вообще пять лет не работать. Страдает сама индустрия, страдают звукорежиссёры, музыканты, танцоры, костюмеры, администраторы. Как сказал один мой друг: у всех нет денег по-разному.

- Каковы твои прогнозы относительно того, что всё-таки будет с индустрией, когда закончится пандемия?

- Думаю, что концертов станет меньше. Есть определённая инерция по плану и его реализации. Например, в Омске открыли площадки для проведения концертов. Нужно, чтобы это сделали и другие города. Необходимо спланировать график тура, продумать логистику, запустить рекламу. Всё это занимает несколько месяцев. Сегодня, например, в Кемерове на 100 % открыли концертные площадки. Если ситуация не будет усугубляться, то мы постепенно вернёмся в прежнее русло. Цена билетов не станет больше, если только при условии инфляции.

- Не отбила ли вся эта ситуация у тебя лично желание заниматься организацией концертов?

- Нет, не отбила, ведь мы занимаемся этим много лет, и ничто не сможет нас сломить. Эта ситуация скорее показала уязвимость бизнеса, что у него есть много слабых мест. Желание продолжать работать есть, главное - чтобы такие ситуации не были систематическими. Отбить желание заниматься этим сможет только полная невозможность что-то делать.

Фото: Илья Петров

Читайте также