Алла Енина: "В современном мире жить проще, а это губит инициативу"

Публикуем интервью с заслуженным деятелем культуры Омской области Аллой Ениной к юбилею её творческой деятельности на сцене Омской филармонии.

Творческий юбилей, 55 лет на главной музыкальной сцене Омска, отмечает Алла Енина. За это время мастер художественного слова рассказала десятки историй, сыграла сотни ролей, затронула души тысяч зрителей. И ни разу не задумалась о смене профессии.

В интервью "Омск Здесь" заслуженный деятель культуры Омской области рассказала о том, с чего начиналась её карьера, кто был главным учителем. Как первый продюсер артистки Евдокия Сергеевна поддержала маленькую девочку. Как состоялось знакомство с Омском и как, благодаря Булгакову, юная выпускница театрального училища стала первой в Советском Союзе.

Рассказала Алла Енина о том, что рождаются программы только в любви и каждая из них - это уникальный и особенный ребёнок, и о том, почему, прочитав множество великих произведений, мастер художественного слова не пишет свои.

Поделилась с читателем Алла Енина рецептом здоровья и благополучия и доказала, что интернет никогда не заменит книги, библиотеки и архивы.

Алла Епифановна, с чего всё началось?

- Я всегда знала, чем буду заниматься. Мой путь был предопределён. Когда я начала говорить и осознавать себя, я всем рассказывала, что хочу стать артисткой, выступать на сцене. И как-то так складывались события в жизни, что этот выбор не менялся. Выступать я начала в 5 лет. В Днепропетровске, в коммунальной квартире, наша соседка - баба Дуся (Евдокия Сергеевна) - охотно поддерживала любую творческую инициативу детей. Пока моя мама была на работе, я наряжалась в её платье, туфли и выступала перед соседями. Бабушка Дуся смотрела репетиции, делала билетики, "продавала" их и была самым первым, самым благодарным зрителем. Это мой первый вдохновитель, первый продюсер, менеджер, кассир, режиссёр в одном лице. Первые программы рождались благодаря моей тёте Тамаре Фёдоровне. Каждый раз, приходя к нам в гости, она приносила для меня книги. Их я и читала перед зрителем.

Как отнеслись родители к такому творчеству, а затем и к выбору профессии?

- Мама всегда меня поддерживала. Не подначивала, не относилась как к неразумному дитятке, не пыталась хвастать или делать из меня звезду. Она принимала мои фантазии, мои желания, мои занятия. Она говорила: "Хочешь, значит будешь. Добьёшься всего". Папа погиб. Но у меня был замечательный отчим, который безмерно меня любил. Он звал меня "колдовка". Говорил, будто я предвидела будущее, заявляя ещё в детстве, что буду жить на сцене. За всю жизнь у меня не возникло сомнения в том, что я на своём месте. Я искренне люблю то, чем занимаюсь. Я для этого родилась.

Мастер художественного слова - редчайшая сегодня профессия. Почему именно она?

- Сейчас это почти забытый жанр. К сожалению, многие не понимают, что мастер художественного слова и актёр театра не одно и то же. Это совсем другая профессия. В драматическом спектакле актёр играет, как правило, только одну роль, а мастер художественного слова в своём выступлении воплощает сразу несколько образов. Актёр видит готовый сценарий, работает с режиссёром и другими артистами. Я сама выбираю репертуар, ищу факты, пишу сценарий, сама себе режиссёр. В этом сложность профессии и в то же время - творческая свобода.Первый мой и главный учитель - Виктор Александрович Дикарев - друг Александра Грина. Студенткой ходила к нему на занятия, и именно он научил меня художественному слову. Посадил во мне это зерно, которое потом прорастало благодаря культурной среде, в которую я попадала, благодаря книгам и знакомству с великими произведениями русских и зарубежных классиков. Я счастливый человек в том, что мне в жизни встречалось очень много хороших людей: стоящих, сильных, состоявшихся. У меня на пути не было тех, кто мог бы отвратить меня от выбранной профессии, наоборот, все помогали укрепиться в выборе.

 

Выпускница режиссёрского отделения Днепропетровского театрального училища приехала в Омск вслед за мужем. Он работал по распределению на омском заводе "Полёт". 30 декабря 1964 года с маленькой дочкой Алла Енина прибыла на омский вокзал. А уже 5 января была трудоустроена в Омскую филармонию, поразив своим талантом сибирских деятелей искусства.

Алла Епифановна, как Вас встретил Омск?

- Я приехала в Омск зимой. Для театров это межсезонье. 3 января пошла к начальнику управления культуры и попала на совещание руководителей омских театров и филармонии. Я рассказала о себе. Мне предложили прийти на прослушивание в ТЮЗ и в филармонию. Я мечтала попасть в театр. Но когда пришла в филармонию, поняла, что здесь смогу сделать больше. Любой актрисе хочется играть главные роли. Но в театре так бывает не всегда. На сцене же Омской филармонии я сыграла столько ролей, сколько не снилось ни одной актрисе театра. Огромную поддержку тогда мне оказал директор филармонии Юрий Львович Юровский, который как никто другой поверил в меня.

Не испугала Сибирь?

- Нет! Тогда были другие зимы. Не было перепадов в погоде, было много снега. Я приехала и увидела такую красоту! Волшебство. Мне понравилось. Родному дяде писала в письмах: "Представляешь, белые медведи здесь по улицам не ходят" (смеётся). Кроме того, через неделю я уже работала в Омской филармонии. Тогда это был ещё небольшой коллектив. Необыкновенные, талантливые, умные, интеллигентные люди, как и сейчас. Я сразу окунулась в потрясающую атмосферу культуры и приступила к творческой деятельности. Пугаться Сибири было некогда. Первая сольная программа, с которой я выступила, "А зори здесь тихие". Мы подготовили её вместе с режиссёром ТЮЗа Владимиром Соколовым. С ним же мы делали Шекспира. Потом я работала с режиссёром Артуром Хайкиным. Сегодня сам себе режиссёр.

Сегодня в репертуаре мастера художественного слова Аллы Ениной 47 созданных и показанных зрителю литературно-музыкальных программ. Истории по произведениям русских и зарубежных классиков литературы и собранным фактам о жизни известных и забытых людей. Алла Енина говорит о страсти и любви, о чести и совести, о внутреннем мире человека, о важности одной жизни в масштабах исторических событий, о литературных героях и о реальных людях. Сегодня режиссурой собственных программ Алла Епифановна занимается сама, самостоятельно добывает факты в архивах, пишет сценарии, подбирает музыку и ищет единомышленников для воплощения замыслов.

Любовь - это химия, которая превращается в единство звучания и одно на двоих дыхание, - говорит автор 16 программ цикла "Великие возлюбленные". Это истории Наполеона и Жозефины, Фредерика Шопена и Жорж Санд, Владимира Маяковского и Лили Брик, Владимира и Веры Набоковых, Александра Колчака и Анны Тимерёвой.

Алла Енина первая в Советском союзе сделала литературную программу по произведению Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Причём ещё до выхода романа в свет. Главы романа были опубликованы в журнале "Москва" в 1966-1967 годах (книга появилась спустя 20 лет). На основе этих публикаций родилась литературно-музыкальная программа "Маргарита", популярная у зрителя до сих пор.

Алла Епифановна, как Вы выбираете главное из масштабного произведения?

- Не могу объяснить. Интуитивно, наверное. Важно понять суть. Ради чего я это делаю? Мне нужно влюбиться в автора, прожить его жизнь, увидеть произведение и историю душой. Тогда программа остаётся во мне навсегда. Тогда я смогу донести зрителю чувства словами. Важно верить в то, о чём говоришь со сцены. Важно любить героев и авторов литературных произведений. Я больше склонна к сложным драматическим сюжетам. Подруга говорит: "Хотите поплакать - идите на концерт Ениной" (улыбается). Каждую выбранную тему я тщательно исследую, делаю запросы в архивы, иду в библиотеку, общаюсь с экспертами. Интернету не доверяю! Во всех программах звучит музыка - вокальная или инструментальная. Она подбирается в процессе, иногда неожиданно. Для программы "Джек Лондон. Безмолвные истории" идеально подошла музыка Баха. Детектив сочетается с джазом. И так далее.

47 авторских программ. Есть любимчики?

- Нет! Все 47 программ - это мои дети. Каждая особенная, уникальная, выстраданная, любимая.

Волнуетесь перед выступлением?

- Всегда! Но только за кулисами. У меня всё дрожит. Но как только я вышла на сцену и сказала первые слова, всё уходит. Я думала над этим и поняла. Я читаю не формально. Опираясь на свою душу, извлекая оттуда голос, образы, и я на сцене настоящая, на сцене я с оголённой душой. Чувствую зрителя, всегда. Я много отдаю на сцене, но никогда не опустошаюсь. Я отдаю и в ответ получаю гораздо больше. Ужасно для меня, это когда в процессе выступления, в момент глубокого погружения, в зале звонит телефон. И ладно, когда человек быстро его отключает, но некоторые начинают беседовать шёпотом. Они не понимают, как сложно артисту вновь войти в нужное состояние, подключиться к своему сердцу и зрителю. Слава богу, такие звонки - редкость на моих концертах.

Программы Аллы Ениной посвящены жизни и творчеству поэтов Серебряного века: Анне Ахматовой и Марине Цветаевой, Эдит Пиаф и мексиканской поэтессе Хуане Инес де ла Крус. Героями историй заслуженного деятеля культуры Омской области становились Александр Грин, Борис Васильев, Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, Михаил Лермонтов, Чингиз Айтматов, Михаил Булгаков, герои Толстого и Достоевского - Анна Каренина и Братья Карамазовы.

Пишете свои стихи или рассказы? Может быть, задумывались над романом или автобиографией?

- Знаете, вот в чём дело… я читаю такие стихи! Такие произведения! Знаю о таких великих судьбах! Всё это так высоко, что сама писать я не возьмусь. Этого таланта у меня нет. Он в другом.

Если не сцена и не мастер художественного слова, то что? Какая профессия могла бы стать Вашей?

- Не представляю, что бы могло быть. Ни одной профессии для себя больше не вижу. Это было заложено внутри, и этому не помешали. Ещё в школе я понимала, что физика-химия не моё, и строила свою жизнь в соответствии с внутренним чувствованием и желанием. Мой внук в своё время пошёл по настоянию родителей не в ту профессию. Отучился, получил признание, даже работал по специальности. Но потом понял, что занимается не тем. То, что было в нём заложено и видно ещё в детстве, всё равно раскрылось. Просто он шёл к этому извилистым путём.

Чем отличается мир сегодня от мира 50 лет назад?

- Сегодня мир, безусловно, интересный. Но в нём теряется время. Часто теряется правда. Я стараюсь не пользоваться интернетом при подготовке программ. Почему? Вот, я писала программу про Колчака, доставала документы из архива и хранилищ. Факты, подлинные письма и публикации тех лет. Потом посмотрела статьи в интернете. Люди даже не проверяют то, что пишут. Появляется ложь, которую потом принимают за правду. Сейчас многое в мире и жизни людей стало проще, легче, доступнее. А это не путь к большим серьёзным знаниям. Раньше люди больше стремились к чему-то. Доступность и простота губят инициативу и желание расти.

Каков рецепт здоровья, благополучия и счастья?

- Никогда не занималась бегом или фитнесом. Единственное, что люблю из этого - плавание. Море люблю. А рецепт здоровья у меня такой: много-много лет подряд утром я выпиваю стакан воды натощак. А затем зелёный чай с имбирём, лимоном и мёдом. С этого я начинаю каждое своё утро. А моё счастье заключается в любви к профессии и в людях, которые меня окружают.

Мастер художественного слова выступала на разных площадках: в университетах, на заводах, в школах, в концертных залах и даже на военном корабле. Накануне, 28 августа, Алла Енина выступила в проекте "ПроСлушай". Для зрителей проекта заслуженный деятель культуры Омской области подготовила фрагменты из пяти своих сольных программ. "Десятая муза" о мексиканской поэтессе Марии де ла Крус. "Маргарита" - глава из великого произведения Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". "Мой Пушкин" - о жизни и поисках любви Марины Цветаевой. Детективную историю из программы, удивившей всех поклонников мастера, "Маленькие детективы в стиле Хичкока" и фрагмент из сказки "Русалочка". 

Для тех, кто не успел посмотреть прямой эфир с Аллой Ениной, запись доступна на YouTube-канале "Омск Здесь".

Читайте также