Автор книги "Структура художественного пространства в русской рок-поэзии: Александр Башлачёв, Егор Летов, Янка Дягилева" кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории журналистики и литературы Института международного права экономики им. А. С. Грибоедова Кристина Пауэр рассказала "Омск Здесь" о том, что она раскрывает в своей работе. Она говорит о Башлачёве как о философе, о Летове как о концептуальном вожде, а о Дягилевой как о подруге, готовой подставить плечо.
Почему именно рок-поэзия? О чём книга?
Сейчас творчество Башлачёва, Летова и Дягилевой вызывает широкий резонанс в обществе, прессе и науке. Об этом говорит инициатива о переименовании в честь Егора Летова омского аэропорта; работа над изготовлением памятника Александру Башлачёву; петиции в пользу сохранения и присвоения дому Янки Дягилевой статуса исторического здания - памятника культуры. Современные учёные заинтересованы в исследовании рок-музыки: проводятся международные и междисциплинарные конференции и семинары, уже более двадцати лет издаётся сборник научных трудов "Русская рок-поэзия: текст и контекст".
Несмотря на высокий интерес к поэзии Башлачёва, Летова и Дягилевой, не все аспекты их поэтик изучены достаточно полно. Эта книга позволит приоткрыть завесу тайны художественной вселенной рок-авторов: поможет найти ответы на вопросы о пространстве в их произведениях.
С точки зрения поэтики, пространство - это фокус, в котором отражаются сюжетные линии, система образов и композиция. Поэтому без изучения пространства невозможно полноценное понимание смысла текста, тем более такого сложного и специфического, как рок-текст.
Что для себя найдут читатели, поклонники музыкантов в Вашей книге?
Понимание пространства в творчестве наших рок-поэтов позволяет читателям приблизиться к легендарным личностям, понять их способы мышления, внутренний мир, то, чем они жили. Беря книгу в руки, читатель погружается в мир рок-поэтов, становясь не только наблюдателем, но и участником их жизни. В этом издании предлагается диалог: прослушивая некоторые композиции во время чтения, вы можете сформулировать собственное мнение, обрести новые впечатления, найти ответы на интересующие вопросы, отгадать философские загадки рок-авторов.
Выбор именно этих персоналий объясняется не только их принадлежностью к "периферийному року", но и тем, что в их творчестве обнаруживается комплекс сходных мировоззренческих установок. Кроме того, на близость экзистенциальных направлений мышления, реализуемых в лирике Летова и Дягилевой, повлияло личное знакомство и соавторство.
Что для Вас значат эти три выдающихся рок-музыканта?
На мой взгляд, Башлачёв - это философ, который ненавязчиво, поэтически и эмоционально делится с нами способами понимания жизни, открывает смыслы бытия. Через своё творчество поэт предлагает вместе с ним поразмышлять на вечные темы: смысла жизни, поэта и толпы, значения и значимости творчества и его понимания, языка, взаимоотношения людей, любви и многие другие. Башлачёв изобретает единый язык - "Имя Имён", открывает нам новые грани любви, делает попытки описать и передать муки творчества. Вместе с музыкой мы то сочувствуем боли лирического героя, то радуемся вместе с ним. Таким образом, Башлачёв ведёт нас от серой бытовой реальности к чему-то светлому и чистому, как он сам - к истине, к знанию.
Янку Дягилеву когда-то назвали "Княжной русского рока". Она становится скорее подругой, которая готова подставить плечо, предложить жилетку и поддержать в тяжёлые моменты нашей жизни. Исповедальный характер её песен передают из ладошей в ладоши, из души в душу чувства и эмоции лирической героини. Автор с присущей ей потрясающей эмпатией становится как бы психотерапевтом в трудные минуты жизни слушателей. Сквозь волны боли и смерти мы проходим все пять этапов смирения и в конце понимаем, что кому-то в эти же минуты ещё больнее. Её песни - это ментальные письма как бы от нас же самим себе, это ключи к пониманию себя и этого абсурдного мира, в котором есть частичка добра и теплоты человека, героя, который в "Нюркиной песне" задавался вопросом: "Как же сделать, чтоб всем было хорошо?".
На Вашей странице в Facebook прочитала комментарий к одному из постов о книге: "Поклонники рок-музыкантов купят их и не будут читать, а просто поставят на полку". Насколько это будет соответствовать действительности?
Комментарий - это личное оценочное суждение. Каждый имеет право на мнение, но презентация показала, что люди хотят прочитать эту книгу. На следующий день после встречи с читателями несколько людей написали мне в соцсетях, задали несколько вопросов, поблагодарили за книгу, отметив, что она не просто красивая и приятная на ощупь, но и содержательная. Конечно же, ещё никто не успел прочитать целиком, но предисловие, со слов читателей, интересное. Книга - это ключ в другой мир. Ключи можно вешать рядом, любоваться ими, а можно использовать их по прямому назначению. Читать книгу или нет - личный выбор человека. Конечно же, я писала, чтобы она была прочитана, мне будет приятно, если мои надежды воплотятся в жизнь.
Ранее "Омск Здесь" писал, что 7 декабря в Москве в Гостином дворе на Ильинской прошла презентация книги Кристины Пауэр о поэзии трёх рок-музыкантов. Она вышла тиражом в 700 экземпляров. Приобрести её можно в ряде книжных магазинов, список которых указан на странице издательского дома "Выргород".
Фото: со страницы Кристины Пауэр в Facebook