Интервью  •   8 октября 2019, 16:07, последнее обновление 16 октября 2019, 17:38

Василий Мельниченко: " Человек нуждается в коммуникации, а художник и подавно"

В Омске открылась выставка "Берлинский транзит" (18+), на которой представлено более двадцати работ русофонных художников, живущих в столице Германии. "Омск Здесь" пообщался с куратором экспозиции Василием Мельниченко, который родился и жил в Омске до 2015 года, а сейчас работает в Берлине.

Василий, в чём особенность этой выставки и насколько она актуальна?

- Здесь, на мой взгляд, соединились два очень важных фактора. Первый - это мои личные мотивы. Большая часть моей жизни прошла в этом городе. Она связана с этими людьми, среди которых много моих учеников. Мною было много сделано здесь, и так или иначе моя душа связана с этим городом. Поэтому когда появилось предложение сделать выставку в Омске, первой мыслью было показать свои работы. Но потом я подумал, что будет интереснее представить городу авторов, которые живут на другой территории, но культурно связаны с Россией. Поэтому мы с моим товарищем и коллегой Игорем Зайделем составили список художников, которых мы хотим пригласить, и потом уже я ездил целыми днями по мастерским и собирал работы.

Чего Вы хотите добиться этой выставкой?

- Смысл выставки в том, чтобы дать молодым художникам, в первую очередь живущим в Омске, познакомиться  с творчеством опытных европейских авторов. В Омске много людей, которые уровнем своих работ могли бы быть интересны и в европейском контексте тоже, но в силу определённых причин, они там не представлены и не известны. Молодые авторы, как я замечаю, начинают вязнуть в региональной проблематике и в ситуации личных переживаний, что не очень полезно для искусства. Это всегда приводит к пробуксовке, если не происходит выход за пределы проблематики, свойственной общей социальной группе. Поэтому хотелось показать разные контексты, техники, разную эстетику, представленную через русофонных художников, которые думают на русском языке, хотя живут в Берлине. Хотелось создать культурный мост, и, возможно, если найдётся человек, который поддержит эту идею, привезти работы ряда омских художников и показать их в Берлине.

Что из Вашего творчества представлено на экспозиции?

- Здесь выставлены две мои видеоработы и часть большого фотографического проекта Paradise. Также я начал серию документальных фильмов "В мастерской художника", где герой в процессе работы рассказывает о своих переживаниях, о своём творчестве. Здесь можно посмотреть один из фильмов, который называется "Три силы".

Есть ли у этой выставки какое-то особое значение, философия?

- Особого значения нет. Его мы всегда придумываем сами. Что является сакрализатором предмета? Храм. А для искусства - музей. Несмотря на то, что эта форма довольно устаревшая, инерционно каждый художник рад, когда у него музейная выставка. В данном случае храмом является музей "Искусство Омска", который придаёт большую ценность работам. Ещё один момент в том, что некоторые из представленных авторов не знакомы друг с другом, при этом все живут в одном городе. Поэтому, с одной стороны, эта выставка - мост, который связывает омичей с Европой, а с другой, Омск является связующим звеном для берлинских художников. Явление себя миру - это самый важный момент человеческой жизни. Человек нуждается в коммуникации, а художник и подавно. Меня всегда вдохновляли идеи Хлебникова о том, чтобы отказаться от зрителей, гордо идя на вершину горы и оставаться там одному, но на самом деле удовольствия от этого никакого нет. Выстраивание пространства для диалога, в то время когда мы разделены электронными сетями, необходимо. В этом, возможно, и есть сакральный смысл этой выставки.

Получается, что эта выставка уникальна?

- Да, она создана для Омска, и пройдёт только в Омске. После чего уедет в Берлин.

На открытии выставки Вы обмолвились об ограничении по размеру работ - максимум 100х70 сантиметров? С чем это связано?

- Транспортировка. Всю выставку я сделал на собственные средства. У нас нет никакого финансирования, спонсоров, поэтому вопрос был в том, чтобы я смог оплатить перевозку негабаритного груза. Я не мог везти картины, потому что они очень объёмны. Поэтому были выбраны шелкография, фотография, графические или электронные работы. Я сел на автобус из Берлина в Ригу, потом в Москву, а дальше на поезде до Омска. Четыре дня я вёз эту выставку сюда, как гонец. С другой стороны, это некий возврат к романтике 60-х, когда многие художники решили отказаться от поиска музейных площадок, просто пересылая друг другу работы по почте.

А почему были отобраны работы именно берлинских художников?

Потому что Берлин - это место, в котором особенный конгломерат, с особенными ценностями и нравами. Этот город, своего рода Вавилон, где живут люди из разных точек мира, и все они со своими идеями, со своей эстетикой, взаимно влияющей друг на друга. Лучшего места, для того чтобы учиться друг у друга, найти трудно. Разве что Нью-Йорк.

Есть идеи по созданию выставки работ русофонных художников из других городов?

Может, когда-нибудь. Открытие этой выставки прошло хорошо, но что будет дальше, сказать сложно. Это достаточно серьёзный проект, который требует серьёзных затрат. Пока такой возможности нет. Мне бы хотелось показать ряд концептуально оформленных проектов с художниками мирового уровня. В этот раз мы не успели включить в выставку работы Ротвальда. Это художник, который работает с Тарантино в кино. Но я думаю, что позже мы сделаем ещё что-то вместе. Но это всегда вопрос ресурсов и возможностей.

Выставка будет работать до 17 октября. Подробности можно узнать на сайте Городского музея "Искусство Омска".

Фото: Илья Петров

Читайте также