- Кирилл, в этом году Вы второй раз были на фестивале "Движение". В 2014 году приезжали с коротким метром, сейчас с полнометражной картиной. Изменился ли за эти годы омский фестиваль?
Если раньше "Движение" был молодым фестивалем, фестивалем дебютов, то сегодня, если встаёт вопрос, куда отдавать картину - на "Кинотавр" или на "Движение", начинаешь выбирать. Это говорит о том, что у фестиваля уже есть определённый статус.
- То, что Ваш фильм "Без меня" закрывал фестиваль, приятнее вдвойне? Тем более за две недели до всероссийской премьеры.
С одной стороны, это безумно приятно, но с другой стороны, фильм закрытия уже идёт после раздачи призов. Члены жюри, конечно, посмотрели его раньше, в закрытом зале. Кроме них на показе находились ещё три журналиста и я. Всё.
Это очень тяжело, ведь когда всё происходит в переполненном зале, ты чувствуешь энергию зала и видишь реакцию зрителей. Здесь получается, что ты в каком-то смысле сидишь, как раньше это было в Советском Союзе, при сдаче фильма редколлегии. Никаких реакций, полная тишина.
- Существует ли стереотип: "Вот ещё один актёр решил заняться режиссурой"?
Да, такой стереотип есть, и его приходится преодолевать, потому что, когда я начал заниматься режиссурой, все считали это блажью. Говорили, мол, сейчас он наиграется и вернётся в кино как актёр. Мало кто знает, что я хотел заниматься режиссурой с 13 лет, и хотел быть режиссёром, а не актёром. Меня просто не взяли в 16 лет на режиссуру. Для меня это была мечта, к которой я шёл всю свою жизнь. Для других людей этот стереотип есть, а для меня нет.
- Актёрская известность помогла в режиссёрской работе?
Да, с точки зрения того, что в нашем современном кинематографе мало режиссёров умеет работать с актёрами. Я столкнулся с этим ещё во время учёбы во ВГИКе. Многие мои одногруппники считали, что режиссёру незачем работать с актёром. Говорили, что Алексей Балабанов брал на роли совсем не актёров. Но, во-первых, это Балабанов, а во-вторых, фильм фильму рознь. Где-то могут играть не актёры, а где-то не актёры сыграть уже не смогут. Особенно в зрительских фильмах, не в авторских.
Актёрская профессия помогла ещё в плане знакомств. Мне проще позвонить кому-то из продюсеров, предложить сценарий и начать совместную работу.
- С кем из российских актёров хотели бы поработать как режиссёр? И с кем из режиссёров - как актёр?
Как актёр хотел бы поработать с Петром Бусловым и Никитой Михалковым. Как режиссёр - с Владимиром Машковым, Оксаной Фандерой, Натальей Вдовиной, Сергеем Сосновским, Петром Фёдоровым, Сергеем Безруковым и Галиной Тюниной. Ещё есть прекрасная актриса Маша Звонарёва. С ней тоже хотел бы поработать.
- Что для Вас главное при выборе актёра?
Для меня всегда главной составляющей в актёрской профессии была личность. Фактор личности для меня определяющий. Я глубоко убеждён, что любая роль значительно меньше, чем тот объём личности, который стоит за актёром. Для меня роль - это соединение личности с тем, что написано на бумаге. Получается некий сплав, который потом становится готовой ролью. И люди, которых я назвал, мне интересны как личности.
- Фильм "Без меня" - это уже вторая Ваша режиссёрская работа. Можно сказать, что она далась труднее?
Да, было сложно. В первую очередь потому, что второй фильм я снимал не по своему сценарию. Второе - это то, что в первой работе - мелодраме "Жги!" - главным выразителем, инструментом для меня являлся актёр. В фильме "Без меня" важна ещё визуальная составляющая: кадры, свет, цвет. Иными словами, все элементы киноязыка, которыми рассказываются истории в кино. И если в первой картине я пользовался одним инструментом, то во второй у меня выступило уже несколько элементов. В этом смысле, как мне кажется, я вырос как режиссёр очень сильно.
Также, в отличие от первого фильма, "Без меня" больше продюсерский проект. Здесь были задачи, которые ставил перед собой я, и задачи, которые передо мной ставил продюсер.
- Сразу приняли сценарий?
Да, и тема мне сразу понравилась, зацепила. Конечно, в процессе подготовки и работы мы что-то меняли, но канва всё равно осталась неизменной. Слава Богу, сценарист Дарья Грацевич - в этом плане контактный человек, шла мне навстречу.
- Обычно после просмотра мелодрамы, режиссёру хочется, чтобы зрители, выходя из кинотеатра, помолчали о чем-то своём. Какой посыл у фильма "Без меня"?
При любых обстоятельствах нужно жить дальше, преодолеть трагедию. Когда тебе кажется, что твоя жизнь заканчивается, на самом деле - это только начало чего-то нового. Это, наверное, и есть главный посыл.
- Возвращаясь к фестивалю "Движение", можете выделить кого-то из молодых, но подающих надежды режиссёров?
На этом фестивале очень много достойных работ, я почти все фильмы посмотрел. Мне очень понравился фильм "Сулейман-гора" Елизаветы Стишовой. Есть хороший парень Кирилл Соколов, который снял короткометражку "Огонь". Сейчас он представил полнометражный фильм, который называется "Папа, сдохни", и получил главный приз фестиваля "Окно в Европу".
- Как Вы считаете, можно ли заявить о себе через региональное кино? Или серьёзная работа и достижение успехов в кино возможны только в столице?
Нет, я так не думаю. Взять того же Бориса Гуца, который снял "Арбузные корки" и представил их на "Движении". Насколько я знаю, его заметил продюсер Игорь Мишин, и сейчас они готовят совместный проект. И совсем незачем ехать для этого в Москву.
Сегодня всё стало проще с такими технологиями, как айфоны, планшеты и интернет. Достаточно скачать монтажные программы. Здесь самое главное, на мой взгляд, концепт. Если ты придумываешь учителя химии, больного раком, который варит при этом амфетамин в домашних условиях, ты можешь реализовать эту идею и в Омске. Тебя заметят и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Серьёзно.
- Специальное образование важно?
Я считаю, что оно необходимо. Это большая иллюзия, когда говорят, что он добился чего-то без образования. Таких - единицы. Если человек причисляет себя к гениям, то пожалуйста, но не факт, что это будет воспринято. Зачем изобретать велосипед? Свою первую короткометражку я снимал ещё до учёбы во ВГИКе. И только после я понял, что очень много сил потратил на создание событий на заднем плане, на внутрикадровый монтаж, и на другие вещи, которым научился в институте. Когда у тебя есть инструментарий, ты можешь приходить на съёмочную площадку даже в тот момент, когда у тебя нет вдохновения и настроения. Тогда за счёт профессии запускается этот механизм. Без образования это невозможно.
- У Вас довольно большая актёрская фильмография - более 80 картин. Какая роль для Вас оказалась самой сложной?
Самая сложная роль была в фильме "Однажды в Ростове". Я его называю кинофильмом, телефильмом. Я играл не себя на протяжении 24 серий. Даже в моём любимом "Диверсанте", где я также играл не себя, герой был ближе к Кириллу Плетнёву. В "Однажды в Ростове" у него и другая походка, и смотрит он по-другому. Мы снимали фильм с большими перерывами, и мне постоянно приходилось словно "впрыгивать" в этого персонажа. Сейчас я снимаюсь в такой картине, и когда у меня возникают перерывы, мне режиссёр даёт возможность даже сорвать несколько дублей, чтобы снова погрузиться в эту роль.
Фото: Илья Петров